fbpx

Как это — проработать 10 лет на одном месте?

Редакція Чт., 02/05 Люди

Если раньше считалось нормой проработать в компании минимум 3 года, то сегодня этот период значительно сократился. Если компания не может обеспечить постоянное развитие и новые карьерные возможности — сотрудники уходят. Но герой этого интервью не меняет место работы уже 10 лет. Что мотивирует его оставаться в компании и как выглядит его карьерный путь?

Андрей Пигарев — один из самых первых преподавателей, да и вообще сотрудников центра подготовки к международным экзаменам по английскому языку Grade Education Centre. Он работает в компании уже 10 лет и прошел путь от просто преподавателя до экзаменатора и CELTA-тренера.

По просьбе Happy Monday Talks c Андреем пообщалась Вера Новикова, интернет-маркетолог Grade Education Centre.


Андрей, как вы попали на работу в Grade? Кем работали до этого?

До Grade я работал преподавателем в другой организации. Занимался в основном подготовкой к TOEFL, медицинским английским и немного бизнес-английским. Когда появилось желание оттуда уходить, я встретил ребят, с которыми раньше там работал. Мы договорились о встрече, и оказалось, что они ищут преподавателя, чтобы открыть свои курсы.

На встрече мне задавали очень практичные вопросы: спрашивали, что мне нужно, чтобы начать преподавать. В принципе я уже был готов переходить к ребятам и буквально через месяц присоединился к Grade. По сути, мой путь здесь начался в 2009 году.


Помните свой первый рабочий день?

К сожалению, первый рабочий день особо не помню. У нас тогда было всего две аудитории — офис и напротив рабочая аудитория 37, с которых, собственно и начался Grade. Если не ошибаюсь, у меня было только две группы, остальное время я вел индивидуальные занятия.

В начале работа была непыльная — было много времени для подготовки и прочего. Но это длилось недолго — пошел набор, пришли еще группы, и загруженность возросла.


Как сильно ваше первое впечатление изменилось за время работы?

Я скажу, что компания целиком поменялась. В начале она была небольшая, здесь готовили только к TOEFL и работали четыре основателя и один-два преподавателя. Компания росла, как и я, и мы росли вместе.

А вот в плане отношения, скорее всего, ничего не изменилось, потому что у нас с ребятами остались такие же дружеские и теплые отношения, как были вначале. Только теперь мы намного лучше друг друга знаем.


Как развивалась ваша карьера в компании?

Grade — это компания, где я вырос очень сильно. Одной из причин моего ухода из предыдущей компании было отсутствие возможности расти. Там была возможность расширять преподавательские горизонты — преподавать подготовку к TOEFL, медицинский английский, но не было никакого вертикального роста и помощи в росте. В Grade ситуация абсолютно противоположная , и я думаю, что это одна из основных причин, почему я тут уже 10 лет.

Я начинал преподавателем подготовки к TOEFL. Это было мое единственное направление, наверное, месяцев девять. В сентябре 2010 года мы начали набирать группы на подготовку к IELTS, затем добавился общий английский, а еще спустя некоторое время мы подключили прием и подготовку к кембриджским экзаменам. За мной закрепилось в основном направление IELTS, хотя были ситуации, когда приходилось преподавать подготовку и к другим экзаменам.

Года через четыре мне неожиданно предложили стать академическим директором, по сути — руководить процессом преподавания. Мне было очень приятно — я работал всего четыре года, и тут такая должность. А с другой стороны – было очень тяжело представить объем новых задач и понять, как с этим работать. Это было что-то абсолютно новое для меня.  

Первые полгода в этой должности были довольно  непростыми, и я даже отказался на какое-то время от преподавания, так как понимал, что будет тяжело совмещать и преподавание, и менеджерство. В каких-то моментах пришлось себя менять, потому что я был больше преподавателем, чем менеджером. Одно дело, когда ты руководишь собой, и совсем другое — когда есть преподаватели, которым нужно помогать расти и которых надо направлять.

Я  считаю, что это был интересный шаг вперед , который помог мне лучше разобраться в себе и своих менеджерских способностях. Сегодня уже тяжело представить, как бы всё сложилось, не стань я академическим директором. По сути, я наверное бы не был тем, кем я есть сейчас. Не хочется даже об этом думать.

Буквально через пару лет после этого у меня появилось желание стать еще и тренером CELTA. Для этого нужно проходить специальный курс Delta. Он тогда впервые открылся в Grade, и я стал его участником-первооткрывателем.

Через год, когда я завершил цикл модулей Delta, стал CELTA-тренером, и это был огромный шаг вперед. По сути, с 2016 года я занимаюсь тренерством, и, наверное, это достаточно большая вершина того, чего можно достичь в Grade. Я оглядываюсь на свой 10-летний путь от преподавателя до тренера CELTA, и это для меня удивительно .


А что дальше? Есть ли что-то выше CELTA-тренера?

CELTA-тренерство — это очень серьезный шаг, и на данный момент это то, чем я хочу заниматься и в чем развиваться. Дальше можно стать Delta-тренером. Это еще более серьезный шаг, но пока что я себе такую цель не ставлю. Пока мне нравится быть CELTA-тренером — по моим ощущениям, это моя ниша. Но кто знает…В Grade есть люди, на которых можно и нужно равняться!


Расскажите подробнее о должности академического директора.

Академический директор занимается организацией процесса обучения и преподавания.

У нас сейчас очень много преподавателей. Когда я становился академическим директором, в Grade было меньше 30 преподавателей, и руководить процессом было сложно, особенно когда ты делаешь это впервые. А сейчас у нас есть отдельные направления преподавания — экзамены, преподавание для детей, подростков, взрослых. Соответственно, количество преподавателей растет, и один человек справиться с этим уже не может. Поэтому сейчас у нас несколько академических директоров.

В обязанности академического директора входит планирование новых курсов, организация посещений, фидбэк преподавателям, решение текущих вопросов,  связанных с организацией преподавания. Плюс методическая база — работа с учебниками, их подбор, обработка комментариев и советов самих преподавателей. По сути, это полноценное обеспечение учебного процесса. Это если в двух словах — так сказать, вершина айсберга.

Еще академический директор занимается преподаванием и обучением, связанным с профессиональным развитием. Например, если говорить обо мне, часть моих обязанностей заключается в организации Professional Development Days (PDD), когда мы вместе готовим воркшопы, презентации и проводим их. Это один из способов роста для преподавателей в Grade.


Помогает ли вам расти сама компания?

Самый большой стимул, который дает Grade — это вера. Когда решалась моя судьба как CELTA-тренера, я не был уверен, что могу это сделать. Но компания в лице ребят-основателей была  своеобразным толчком, двигателем. Это люди, которые верят в тебя, дают возможности и поддерживают инициативы. Ты хочешь? Зеленый свет есть — остается только работать и расти.


За столько лет коллектив для вас, наверное, стал второй семьей. Расскажите, какие у вас отношения с другими сотрудниками?

Если говорить о ребятах, с которых начиналась компания, то мы сейчас в теплых, дружеских отношениях. Если вначале это была своеобразная притирка (все-таки мы люди разные), то за почти 10 лет мы научились намного лучше понимать друг друга. По сути, мы всегда находили общий язык, и это не может не нравиться.

В самом коллективе есть много новых преподавателей, которых я знаю не так хорошо, потому что сейчас немного меньше работаю непосредственно с преподавателями. Но, к счастью, в компании есть возможность знакомиться и неформально общаться с людьми не только в перерывах между занятиями, но и на совместных мероприятиях.

Со многими у меня теплые, я бы даже сказал, интересные отношения. Когда люди могут друг над другом подшучивать и при этом не обижаться или когда находят время пообщаться вне работы — это дорогого стоит. Атмосфера в компании помогает сближаться. Многие друг для друга являются ориентиром, помощником либо человеком, с которого можно взять пример. По-моему, это очень важно — когда есть возможность у кого-то поучиться, спросить совета или просто пообщаться по душам.


Как более опытный коллега, наставляете новичков?   

В обязанности академического директора входит посещение уроков преподавателей. В этом, более формальном, плане связь с другими преподавателями есть, но сейчас я занимаюсь этим меньше.

Задействован в тренингах для преподавателей-менторов, которые работают с новичками. Также веду тренинг и наставляю преподавателей, которые хотят готовить студентов  к IELTS.

 


Вы постоянно работаете с людьми. Как вам удается избегать эмоционального выгорания?

Это очень насущный вопрос. По природе своей я амбиверт — наполовину интроверт, наполовину экстраверт, — который в ситуации, когда нужно общаться, будет общаться, поддерживать общение и получать от этого удовольствие. Но очень часто к концу рабочего дня или недели, особенно когда много встреч и обсуждений, возникает потребность перезарядиться. Бывает, приходишь домой и просто хочется побыть одному. Для меня это способ перезарядки.  

Общение в компании не носит какой-то негативный характер. Просто иногда этого общения больше, чем нужно — это ведь необходимость. Но думаю, что 10 лет работы здесь являются хорошим показателем атмосферы. Будь она неконструктивной, я бы долго не проработал.

Чтобы не доводить себя до выгорания, я выработал что-то наподобие формулы: брать отпуск не раз в году на месяц, а по кусочкам в течение года. И если возникает ситуация, когда срочно нужно отдохнуть, — беру  пару дней или недельку и отдыхаю . Такой периодический отпуск позволяет лучше отдыхать и с новыми силами продолжать работать.

«Спасает» также интерес к работе. Бывают ситуации, когда общения очень много и ты устаешь. Но когда то, что ты делаешь, тебе нравится — это позволяет находить в процессе то, что доставляет удовольствие — будь то общение, посещение уроков и их обсуждение, подготовка презентаций.


Когда вы гордились, что работаете именно в этой компании?

Я не буду оригинальным и еще раз повторюсь по поводу CELTA-тренерства. Когда в 2012 году я проходил курс CELTA, к нам приезжала асессор из Испании, и в нашу последнюю встречу она сказала, что, возможно, через какое-то время мы сами можем стать CELTA-тренерами. Я помню эту ситуацию, как сейчас — в тот момент я просто представить себе не мог, что такое вообще возможно.

Проходит буквально 5 лет, и это становиться явью. Я получил колоссальную помощь от компании в плане поддержки и веры в то, что это возможно. Думаю, именно чувство гордости и за себя, и за то, что есть люди, которые в тебя верят, помогло мне дойти до этой ступеньки и стать CELTA-тренером.


В чем заключается работа CELTA-тренера?

Это постоянная помощь. CELTA-тренер помогает другим преподавателям понимать, как преподавать, что делать и куда расти. Тренинг включает в себя просмотр уроков, которые дают участники курса, и предоставление обратной связи. Задача тренера — показать, что получилось хорошо, а над чем еще нужно работать и как правильно это делать.

Тренерство — это также помощь в планировании уроков. Это те же самые input-sessions — практические сессии, на которых мы делимся с нашими преподавателями опытом, эффективными методиками и техниками преподавания.

Большая часть тренерства  — это общение. Здесь очень важен человеческий фактор и личностные качества, которые помогают тренеру  общаться, находить общий язык и делать так, чтобы преподаватель рос.


Как часто у вас бывают командировки?

Если говорить о командировках за границу, то за последние полгода я дважды был в Англии. В конце ноября ездил в Лондон на двухдневную конференцию для тренеров CELTA и Delta. А недавно был на масштабной конференции IATEFL в Ливерпуле, которую организовывает международная ассоциация преподавателей английского языка.

В этом году там было больше 3 тысяч участников из разных стран — от Аргентины и до Австралии. IATEFL — это в первую очередь возможность обмениваться опытом в формате бесед, воркшопов, лекций и презентаций. Это также возможность первым увидеть учебную литературу и узнать о новых наработках, возможность познакомиться и пообщаться с людьми, получить совет и поделится своим опытом. Событие такого плана  — незабываемое и в плане масштабности, и в плане идей.

Я очень люблю и локальные путешествия. Кроме того, что я тренер, я еще и экзаменатор. У нас есть много подготовительных центров в Украине, на базе которых мы проводим экзамены — в Житомире, Одессе, Чернигове, Черкассах, Сумах и других городах. Я даже иногда прошу моих коллег, которые занимаются организацией экзаменов, дать мне куда-то поехать. Раньше я минимум раз в месяц куда-то ездил, в этом году таких микропутешествий было меньше. Для меня это возможность на короткое время немного отвлечься, переключиться и перезарядиться. Смена рода деятельности очень помогает в этом отношении

Если мы говорим про тренинги, в мае я планирую ехать в Ужгород и проводить там воркшоп по IELTS. а летом в Одессе будет выездной тренинг по CELTA. На месте не сидится, так сказать.


Как стать экзаменатором?

Есть несколько условий, которые нужно выполнить, чтобы стать экзаменатором. Прежде всего, нужно иметь несколько лет преподавания на том уровне, на который принимаются экзамены. Второе —  это образование. Экзаменатором может стать человек с образованием по профилю, т.е. преподаватель английского языка. Третье условие — уровень языка самого экзаменатора. Если человек хочет принимать экзамен уровня B1, то его уровень должен быть на два уровня выше по шкале CEFR, т.е. С1 Advanced. И нужно иметь официальное подтверждение своего уровня.

Экзаменаторы проходят определенный отбор, который проводится центром. Чтобы стать экзаменатором, нужно предоставить свое CV, соответствовать профессиональным требованиям и пройти интервью.  


Что можете пожелать тем, кто очень хочет преподавать, но не решается на этот шаг?

Недавно прочитал интересную фразу: именно риск помогает нам становится тем, кем мы хотим. Всегда есть страх, когда мы делаем первые шаги, когда предпринимаем что-то новое, меняем отрасль. Но тот, кто пытается, кто старается, кто стремится, тот в итоге может все получить.

Я бы пожелал идти по зову сердца, несмотря на страх и боязнь, делать шаги и не боятся экспериментировать. Неудачи  — это очень большие уроки, даже более полезные, чем победы.


Что делает ваши понедельники счастливыми?

В данный момент — тот факт, что понедельник выходной 🙂 Это самый большой плюс, поскольку я работал по субботам, и выходной у меня переходил на понедельник. В мае возвращаюсь к рабочим понедельникам.

А вообще — если ты возвращаешься на работу, которую любишь, то понедельник не должен быть сильно тяжелым. А если тебя окружают люди, которые дарят свои улыбки, обнимают и заряжают энергией, то понедельник вообще будет счастливым.


А вы хотели бы преподавать английский?

14 мая мы проводим бесплатный вебинар о профессии преподавателя английского языка, где вы узнаете обо всех особенностях и перспективах этой работы. Присоединяйтесь!

Долучайтеся!

Створюємо спільноту фанів Понеділків.

Asset 1logo_Hm

Повідомити про помилку

Текст, який буде надіслано нашим редакторам: