Всі статті Новини Пошук роботи Увійти в ІТ Кар'єра Історії Розвиток Happy HR Спецпроєкти

3 способа прокачать эмоциональный интеллект

09.04.19 Розвиток 4 хв читання

Эмоциональный интеллект (EQ) сегодня ценится даже больше, чем хороший IQ, и считается залогом успешной карьеры. Почему он так важен и как его прокачать, если кажется, что это не ваша сильная сторона?

Что такое эмоциональный интеллект и почему он так важен?

Наш эмоциональный интеллект отвечает за способность:

  • осознавать и анализировать свои чувства;
  • считывать эмоции других людей;
  • мотивировать – как себя, так и окружающих;
  • управлять своими и чужими эмоциями.

Другими словами, это умение находить общий язык с окружающими, а также контролировать свое и чужое эмоциональное состояние. Поэтому эмоциональный интеллект важен практически во всех сферах жизни.

Хорошая новость: EQ можно развить. Вот, что мы советуем для этого сделать.


1. Научитесь отслеживать и контролировать свои эмоции

Этот шаг должен быть первым. Сложно понимать и мотивировать других, не «подружившись» с собственными чувствами и переживаниями.

К сожалению, в ежедневной суете мы забываем обращать внимание на себя. Научиться отслеживать эмоции помогает:

  • медитация;
  • более осознанное отношение к жизни;
  • личный дневник;
  • эмоциональный словарь (чем больше новых названий для эмоций вы узнаете, тем точнее сможете понимать свои).

Также важна привычка отслеживать свои эмоции, где бы вы ни были. Для этого есть упражнение. Поставьте на телефоне несколько будильников — например на утро, обед и вечер. Каждый раз, когда срабатывает будильник, спрашивайте себя: «Что я сейчас чувствую?». Старайтесь выполнять упражнение регулярно, чем бы не занимались. Но обращайте внимание только на конкретный момент. Потому что эмоция, которая «кипела» еще 10 минут назад, может быть уже не актуальной.

Помните: не бывает плохих и хороших чувств.

Гнев, обиду или испуг не нужно подавлять, потому что это естественные переживания. Но их можно сгладить, чтобы они меньше влияли на ваши решения. Как это делать?

Если обижаетесь, злитесь на кого-то, спросите себя: «Почему он/она так поступил/а? Может, я не так все понял/а?»  

Иногда мы приписываем людям мысли или чувства, которых на самом деле нет. Или не понимаем истинных мотивов поведения. Например, человек может сказать что-то враждебное из-за личных семейных проблем, а не потому, что зол на вас. Иногда достаточно лишь рассмотреть ситуацию с другой стороны, чтобы негативные эмоции ушли.

Чтобы уменьшить нервозность или страх провала, подумайте об альтернативных вариантах.

Например, что вы сможете сделать, если не пройдете собеседование? Другие решения существуют — нужно только научиться их замечать.

Если обдумывание ситуации не помогает:

• улыбнитесь и поднимите взгляд вверх — мимика способна не только отражать эмоции, но и влиять на них;

• если вы слишком часто чувствуете нервозность и раздражительность, стоит отказаться от кофе (или хотя бы уменьшить его количество);

• беспокойство можно попробовать снять с помощью низких температур — открыв окно или умывшись холодной водой.


2. Смотрите и слушайте

Чтобы понимать окружающих, совсем не нужен диплом психолога, достаточно развить в себе эмпатию. Для этого есть несколько упражнений.


Тренировка внимательности

Во время беседы с другом или коллегой присмотритесь к его мимике, жестам, прислушайтесь к интонациям. Как он выражает удивление? Что делает, когда говорит о радостных событиях? Постарайтесь полностью сконцентрироваться на человеке, не отвлекаясь на собственные мысли.


Поставьте себя на место другого

Советуем упражнение психолога Дэниела Кирана. Вспомните кого-то из близких друзей и постарайтесь представить себя в его роли. Ответьте на вопросы от его имени:

• как вас зовут;

• сколько вам лет;

• как вы проводите свободное время;

• что любите больше всего;

• что заставляет вас грустить;

• что приводит в восторг;

• чего боитесь;

• в каких случаях испытываете ностальгию.

Проговорите или запишите ответы. А после поинтересуйтесь у друга, правильно ли вы ответили.

Еще одно упражнение от Дэниела Кирана развивает не только эмпатию, но и креативность. Напишите небольшой сценарий для трех героев. Пусть это будет робкий продавец, нахальный покупатель и охранник магазина. Или можете использовать отрывок из фильма, главное – чтобы среди участников были жертва, обидчик и наблюдатель.

Пригласите двух друзей, по очереди сыграйте каждую роль и постарайтесь как можно сильнее вжиться в образ своих героев. А после поделитесь своими впечатлениями и эмоциями.  

Как только вы научитесь понимать окружающих, придет и умение влиять на них.

Вы начнете интуитивно понимать, когда стоит пожалеть человека, а когда, наоборот — проявить жесткость.

Если же вы предпочитаете более научный подход, рекомендуем книгу Эрика Берна «Люди, которые играют в игры». Благодаря ей вы станете лучше понимать, как реагировать на то или иное поведение.


3. Вырабатывайте правильное отношение к проблемам

Неприятности случаются у всех, но не все реагируют на них одинаково. Люди с высоким EQ меньше поддаются плохому настроению. Ведь оно, словно облако, способно скрыть из поля зрения все возможные решения.

Но в моменты, когда эмоции берут верх, сложно сосредоточиться. Поэтому используйте небольшую хитрость. Напишите на листе бумаги такие вопросы:

• можете ли вы это предотвратить это;

• что нужно сделать, чтобы исправить ситуацию;

• у кого можно попросить помощи;

• какой урок вы можете вынести из этой ситуации;

• есть ли что-то позитивное в сложившихся обстоятельствах.

Дополните этот список вопросами, которые помогут посмотреть на проблему с разных сторон, и сохраните его дома или на работе. Если случится что-то неприятное, просто достаньте листок и ответьте на все вопросы. Это позволит уменьшить беспокойство и сконцентрироваться на решении проблемы.


7 упражнений для развития эмоционального интеллекта

Розсилка, що розвиває вашу кар'єру

Підписуйтесь на щотижневу розсилку від головної редакторки Happy Monday з підбіркою найцікавішого контенту тижня, новин та кар'єрних можливостей.

Більше
Відгук

Повідомити про помилку

Текст, який буде надіслано нашим редакторам: