Всі статті Новини Пошук роботи Увійти в ІТ Кар'єра Історії Розвиток Happy HR Спецпроєкти

Профессиональное выгорание: как превратить кризис в возможность?

04.06.18 Кар'єра 3 хв читання

Если вы чувствуете потерю энергии и мотивации в работе, вас не отпускает постоянная усталость, а общение с коллегами утомляет, –  скорее всего, это профессиональное выгорание. Но любой кризис можно использовать как возможность!

Анна Хитрик о профессиональном выгорании

Как преодолеть профессиональный кризис и вновь почувствовать удовольствие от работы, рассказывает HR-консультант и бизнес-тренер Анна Хитрик.

В индивидуальных консультациях по оценке и развитию компетенций я часто сталкиваюсь с проблемой профессионального и эмоционального выгорания. Давайте разбираться вместе!


Что же такое выгорание?

Если вы предполагаете, что столкнулись с профессиональным выгоранием, очень важно в первую очередь разобрать свои ощущения и понять, действительно ли это именно разочарование в работе. Потому что в любой сфере, как профессиональной, так и личной, мы порой (причем с завидной регулярностью) сталкиваемся со взлетами и падениями. Скачет настроение, эмоции, уровень энергии. Так устроен внутренний мир человека, и это норма.

Опасный сигнал – если период спада у вас затянулся и при этом вы четко убеждены, что выхода нет. В личной жизни это называют депрессией, в профессиональной – выгоранием.

Профессиональное выгорание – это затянувшееся (более месяца) отсутствие интереса к работе. Сопровождается нежеланием или невозможностью использовать методы борьбы с ним.

Основные причины:

• тупик в карьере;
• работа на износ;
• страх неизвестности (нестабильное положение компании, как вариант);
• недовольство окружением;
• отсутствие внутренней мотивации = внутриличностный конфликт.

Как же можно исправить каждый из пунктов?

1. Тупик в карьере

Вы уже проговорили ситуацию со своим руководителем и карьерный рост действительно невозможен? Начните делать свою работу иначе. Внедряйте инновации, добавьте в рутину креатива. Хорошо срабатывают новые проекты и рабочие группы, которые можно собрать и запустить. А для лучшей эффективности полезно выявить свои внутренние мотивы, которые помогут двигаться вперед и развиваться с радостью.

Упражнение для выявления внутренней мотивации.

Оно основано на методе свободных ассоциаций Карла Юнга и позволяет установить истинную мотивацию человека. Эта техника помогает обойти ментальные ловушки и проникнуть на глубинный уровень истинных потребностей.

Вам потребуется всего 10 минут!

• Запишите 16 слов, которые пришли в голову. Пришли спонтанно, как только вы начали выполнять упражнение. Например: улица, море, проект, доход… и так до 16-ти.

• Соедините их в пары по очереди и запишите к каждой паре слов третье слово, которое их объединяет: улица+море=дорога, проект+доход=результат. Так из 16-ти слов образуются 8, из 8-ми – 4, из 4-х – 2.

• Эти 2 слова и определяют ваши внутренние мотивы состоянием на сейчас. Например, у вас получились 2 слова – дорога и результат. В данном случае это может означать дорогу к результату, возможность сделать что-то по другому, выбрать новый путь и т.д. Подсознание точно выдает верные решения!

На одном из тренингов у управляющего крупной компании, прекрасного специалиста, который зашел в реальный карьерный тупик, в результате получились слова «команда» и «креатив». После запуска проекта по инновационному подходу к продажам его команда вышла на первые места в Украине!

2. Работа на износ

Еще никто не вспомнил с радостью в конце пути, что всю жизнь работал на износ. Наш организм имеет свои физические и эмоциональные ресурсы. Работать на износ можно в драйве и то – непродолжительный период времени и с перерывами на качественный отдых. Иначе не за горами профессиональное и эмоциональное выгорание.

Какие шаги можно реально применить на практике?

Перераспределяйте ресурсы – выявите приоритеты и забудьте о том, что не является важным. Подумайте, какие ресурсы вам необходимы, и где их можно взять для реализации того, что важно. Структурируйте процесс.

Делегируйте при возможности все, что можно делегировать. Если делегировать невозможно, просите о помощи. Это прекрасный способ дать коллегам возможность проявить себя и, кстати, хорошо работает для установления контакта. Безусловно, не злоупотребляйте помощью.

Поговорите с руководителем о проблеме перегрузки. Объясните объективные причины, обязательно опишите негативные последствия. Главное – предложите минимум 2 варианта выхода из ситуации.

Ничего не сработало? Меняйте работу.

3. Страх неизвестности

Это естественный страх человека, который уходит корнями в боязнь смерти. Снизить его остроту можно только рациональными доводами.

Добавьте ясности. Разделите лист бумаги на 2 части. Слева запишите все плюсы данного места работы. Например: отличный коллектив, адекватный руководитель, достойная зарплата. Справа – все минусы: нет плюшек и кофе, на работу добираться 1,5 часа, в офисе нет пуфов. Сравните 2 колонки и определите, чего больше и что реально важно.

Поговорите с руководителем. Возможно, существует какая-то стратегия развития предприятия, вашего отдела или вас как профессионала, о которой вы просто не знаете. В этом вопросе необходима прозрачность и ясность.

Определите для себя период времени, который вы готовы пребывать в таком состоянии. Прорисуйте самые «страшные» картины развития событий и разработайте план Б.

4. Недовольство окружением

Решить эту проблему очень важно! Группа итальянских ученых в 90-х годах доказала теорию зеркальных нейронов. Она объясняет, почему мы часто невольно имитируем поведение других людей. Улыбаемся при виде радостного лица, морщимся, когда кто-то рядом испытывает боль. Мы способны чувствовать то, что чувствует другой, если находимся рядом и подвержены эмоциональному заражению. То есть окружение имеет на нас большое влияние. В некотором смысле (по поведению, эмоциям, доходам) вы – среднее арифметическое 5 людей, которые вас окружают. Проще всего это подсчитать в деньгах. Ваш доход – это среднее арифметическое дохода 5 окружающих вас людей. Тот же принцип с эмоциональными состояниями.

Если вы недовольны своим окружением, примените все возможные способы, чтобы наладить отношения и изменить ситуацию к лучшему. Если нет изменений – ищите план Б и меняйте круг общения.

5. Внутриличностный конфликт

Есть 2 причины такого конфликта.

• Конфликт внутренних и корпоративных ценностей. Глубинные ценности и ориентиры сотрудника не совпадают с профилем компании (корпоративной культурой и миссией). Ценности и ориентиры зрелого человека практически не меняются, так как сформированы на основании приобретенного опыта. А корпоративная культура – это ценности и ориентиры собственника компании. Незначительная притирка возможна, но рассчитывать на глобальные изменения не приходится.

• Отсутствие мотивации к работе (хотела быть художником, а стала бухгалтером). Это больше о внутренних мотивах. Есть простое упражнение. Задайте себе 5 раз вопрос: «Почему я этим занимаюсь?» В пятом ответе обычно истина. Здесь важно разобраться в себе и сделать выбор в правильную сторону.

Хотите понять, пора ли вам менять работу? Читайте советы рекрутера и карьерного консультанта Марины Галак!

Розсилка, що розвиває вашу кар'єру

Підписуйтесь на щотижневу розсилку від головної редакторки Happy Monday з підбіркою найцікавішого контенту тижня, новин та кар'єрних можливостей.

Більше
Відгук

Повідомити про помилку

Текст, який буде надіслано нашим редакторам: