Все статьи Новости Поиск работы Истории Карьера Развитие Happy HR

Фриланс – моя личная свобода. О плюсах, минусах и «подводных камнях» работы на себя

19.02.19 Истории 8 min reading

Привет, я – Валерия Тимофеева. С начала карьерного пути и уже 10 лет веду все свои бизнесы онлайн. Я ни единого дня не работала в офисе.

Я проектный и операционный менеджер с экспертностью в построении удаленных команд. Мне хорошо удается находить и соединять специалистов из разных уголков мира для крутой совместной работы и выдающихся результатов. Помогла наладить бизнес-процессы более чем 100 клиентам и организациям по всему миру. Сотрудничала с Upwork, WebInterpret, SpeakLike, Together Travel.

Мой путь начался на американской платформе Upwork и там я заработала свои первые деньги. Я не относилась к этому серьезно, но окружающие восприняли как успех и начали задавать вопросы, много вопросов с одним смыслом – как тебе это удалось?

Чтобы удовлетворить запрос и помочь другим я придумала Remotelife. Это мой проект, который нацелен на обучение интернет-профессиям и предоставляет консультирование по старту и развитию карьеры на онлайн биржах труда, таких как Upwork и Outsourcely.

Провожу лекции и выступаю на конференциях с темами про фриланс, удаленную работу, управление проектами онлайн, самостоятельные путешествия и саморазвитие.

Я не имею географической привязки к рабочему месту поэтому большинство времени активно исследую мир. Посетила уже около 60 стран от Зимбабве до Индонезии. Поклонница минимализма – могу с легкостью путешествовать 6 месяцев с одним рюкзаком. Проехала 7000 км на авто по Африке в компании 2 девушек. Да, и так тоже можно.

Для многих это жизнь мечты. Но так ли это на самом деле?

Я хочу поделиться своей историей – рассказать про качества, которыми должен обладать успешный фрилансер, объяснить как организовать рабочий процесс, чтобы жить в балансе и не упускать важного.

Сразу хочу отметить, что удаленная работа – это мой осознанный выбор. Еще в школе меня приводила в ужас мысль о том, что каждое утро я должна ровно к 8.30 быть на занятиях. Пугали даже не столь ранние часы, сколько наличие жесткого графика.

«Я не могу быть одинаково продуктивна 5 дней в неделю с 9 до 18.00», – сказала я себе по окончании обучения и мысленно начала искать пути к отступлению. Друзья, которые работали программистами на фрилансе, посоветовали попробовать свои силы на онлайн бирже труда oDesk (нынешняя Upwork). Школа меня выпустила с твердым B1 по английскому (средний уровень) – этого хватает для старта работы на англоязычной платформе. И закрутилось…

Среднего уровня знания английского хватает, чтобы стартовать на Upwork.

Будучи студенткой, я не обладала специальными профессиональными навыками, но мне было интересно и я брала разные проекты, например: поиск с дальнейшим структурированием информации на различные темы в интернете (web-research), наполнение сайтов информацией (data entry), сортировка корреспонденции (email handling).

Upwork — це не тільки про дизайн і програмування. Навіть не маючи спеціальних технічних навичок, можна працювати.

С развитием навыков и ростом репутации на платформе я начала получать долгосрочные проекты – я работала виртуальным ассистентом у нескольких клиентов. Вы спросите, что входит в обязанности такого сотрудника? Вот пару примеров:

поиск информации в интернете;

• назначение встреч, планирование дня;

• обработка почты;

• бронирование билетов.

Каждому клиенту в среднем я посвящала около 10 часов в неделю. Работая за умеренные $15 получался неплохой доход. При этом у меня всегда был свободный график и отсутствовала привязка к конкретной локации.

По ходу работы я постепенно усовершенствовала свой английский (совет для тех, кто борется с обучением иностранному языку – окунайтесь в среду) и параллельно развивалась в других направлениях. Нередко клиенты сами предлагали и оплачивали тот или иной курс. В результате мне начали доверять более серьезные функции – ставить задания другим специалистам из команды и координировать их действия. Так во мне начал зарождаться управляющий проектами.

Порада для тих, хто бореться з навчанням іноземній мові — поринайте у середовище. 

Важно быть проактивным – самостоятельно изучать новое и повышать навыки, проявлять инициативу, вносить предложения, просить новые задания. Большинство клиентов поощряют это и активно продвигают вас в работе.  Мои любимые ресурсы онлайн обучения – Coursera и edX. В Украине хорошие знания дает LABA.

Как мне помогло мое образование

Я окончила университет по специальности «Переводчик научно-технической литературы», но никогда не работала по профессии. Именно переводить казалось невыносимо скучным. Но это сыграло ключевую роль, когда на меня вышли представители из главного офиса Upwork в Калифорнии, которые подыскивали переводчиков для совместной программы с Google по локализации (локализация – это перевод и культурная адаптация продукта к особенностям определенной страны).

Этот факт и последующие ключевые этапы – живой пример теории о соединении точек из знаменитой лекции Стива Джобса перед выпускниками Стенфорда.

Проект закончился через год и практически в то же время меня пригласили руководить командой из 70 переводчиков-фриланcеров в WebInterpret (компанию, которая предоставляет решения для торговцев на Amazon и eBay). Спустя несколько лет я перешла к лидерам на рынке – SpeakLike, где работаю на данный момент. Я руковожу полным циклом переводов и координирую команду из 250 удаленных сотрудников.

Параллельно беру небольшие проекты из других сфер (маркетинг, туризм, недвижимость) чтобы развиваться всесторонне.

Плюс віддаленої роботи у тому, що є можливість працювати на кількох проєктах одночасно і таким чином розвиватися у кількох сферах.

Организация и самодисциплина!

Самодисциплина – это ключевой навык, которым обязан овладеть фрилансер. Несмотря на отсутствие жесткого рабочего графика, я всегда придерживаюсь четкого плана. Работаю около 6 часов в день, с 9 до 15.00. Самые трудные задания выполняю в первую очередь (правило Eat that frog от Брайана Трейси).

Чтобы максимально эффективно делать все, чего я хочу, концентрируюсь на одном занятии (теме) в день. Каждый день – новая тема. Например, по понедельникам я фокусируюсь на своем профессиональном развитии – читаю книги по управлению проектами, прохожу курсы, изучаю новые вакансии. Вторники для социальной активности – готовлюсь к конференциям, записываю интервью, изучаю новые интересные для меня общественные инициативы. Среда для планирования и подготовки к путешествиям, ведь это уже неотъемлемая часть моей жизни. И так далее до конца недели. На выходных стараюсь не работать.

Принцип «кожен день – нова тема» я взяла з книги «Есенціалізм» Ґреґа Маккеона. Книга про те, як навчитися відокремлювати головне від другорядного, фокусуватися тільки на важливому і досягати вагомих результатів. Рекомендую. 

Нет константной суммы, которую я получаю каждый месяц. У меня свой бизнес и пара-тройка сторонних проектов, поэтому уровень доходов всегда разный. Я держу эти цифры в перманентном движении вверх. Финансы нужно и важно контролировать. Для этого я использую приложение Coin Keeper – простая бухгалтерия у вас в кармане. В конце каждого месяца я подвожу баланс для того, чтобы увидеть уровень дохода из каждого источника и проанализировать статьи расходов.

Стараюсь придерживаться следующего алгоритма распределения доходов:

Базовые потребности – 50%

Покупки – 10%

Инвестиции (бизнес, обучение) – 30%

Отложенные суммы – 10%

Должна быть некая «подушка безопасности» – определенная сумма, которой хватит чтобы прожить в привычном режиме 3-6 месяцев. Для того, чтобы понять ваш месячный прожиточный минимум, необходимо вести финансовый учет.

Отсюда вытекает, пожалуй, самое главное ограничение стиля жизни, когда ты сам себе босс – вся ответственность лежит исключительно на вас. Мы сами себе устанавливаем рамки сколько хотим зарабатывать.

Формула успеха

На примере алгоритма работы на Upwork я покажу «за» и «против» в развитии на платформе.

Что нужно делать:

• быть проактивным и открытым к новым заданиям;

• быть в готовности работать много часов (на старте) и постоянно учиться;

• предоставлять максимально качественные услуги;

• владеть английским на уровне не ниже среднего;

• уметь общаться с иностранным клиентом – дружелюбно, легко и профессионально.

Чего делать не нужно:

• ждать манны небесной (фриланс – это про активность);

• халтурить (положительные отзывы – это пропуск к более выгодным проектам);

• нарушать правила работы на платформе (моментальная заморозка акаунта).

Из полезных ресурсов, где можно получить больше информации о продвижении своих услуг на онлайн биржах труда, советую эти 2 блога:

https://www.upwork.com/blog/

https://blog.payoneer.com/ru/

Моя личная «формула успеха» – умение чувствовать людей и скорость в принятии решений. Это позволяет не ввязываться в сомнительные авантюры и не застревать на одном месте, если проект становится бесперспективным.

Резюмируя, выделю три основные характеристики успешного фрилансера:

• проактивность;

• самодисциплина;

• трудолюбие.

Рассуждая об удаленной работе, могу с уверенностью сказать – главное начать. Самые ценные знания и умения придут с опытом. Дерзайте!

Newsletter that develops your career

Subscribe to Happy Monday's weekly newsletter, prepared by our editor-in-chief, with a selection of the most exciting content, news, and career opportunities.

Больше
Feedback

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: