Все статьи Новости Поиск работы Истории Карьера Развитие Happy HR

Как написать и издать собственную книгу? Советы редактора Богданы Романцовой

05.09.19 Карьера 7 min reading

Мечтаете о писательской карьере, но не знаете, с чего начать? Законспектировали для вас вебинар редактора и критика Богданы Романцовой от Центра литературного образования Litosvita — о работе над собственной рукописью и коммуникации с издателями.



Богдана Романцова — литературный критик и редактор издательства «Темпора», которая регулярно имеет дело с рукописями авторов. Богдана уверена — у современного читателя есть запрос на украинские книги, поэтому достучаться до издателя проще, чем вам кажется. Лишь бы рукопись была качественной и интересной.



Как написать книгу: практические шаги


1. Поймите, о чем и для кого ваша книга

Во-первых, запомните, что книга не может быть размышлениями обо всем на свете. В основе почти каждой книги лежит продуманная автором стратегия — даже если он и утверждает, что книга пришла к нему во сне.

Представляйте себе книгу как ремонт в квартире. Основной сюжетный каркас — это ваши стены. И понятно, что сначала вы штукатурите стены и наклеиваете на них обои, потом кладете паркет и только тогда завозите мебель и выбираете подушки для дивана.

Помимо основной идеи и сюжета, постоянно держите в фокусе своих читателей — представляйте, для кого пишете. Если хотите достучаться именно до украинского читателя, лучше пишите сюжетную жанровую книгу — мелодраму, детектив, хоррор и тому подобное.


2. Определите время и место для работы, а также обязательное количество слов в сутки

Чтобы не просто писать книгу, а действительно ее завершить, пишите постоянно и регулярно. Для этого запланируйте себе отдельное время для работы над рукописью и пишите там, где само место мотивирует вас на творчество и где никто не мешает.

Отталкивайтесь от минимума, который может написать каждый — страница в день. А лучше установите себе еженедельный дедлайн по количеству страниц (ежедневный будет вас утомлять, а ежемесячный — способствовать прокрастинации).

Сколько вообще должно быть страниц в книге? Если вы начинающий писатель, лучше уложиться в 75–80 тысяч слов, не более, чтобы не отпугнуть издателя, поскольку сейчас охотнее выдают короткие книги. И имейте в виду, что нон-фикшн должен быть короче художественной литературы — примерно 60–80 тысяч слов.


3. Обеспечьте себе фидбэк на каждом этапе создания книги

Во время написания книги обратный фидбэк могут обеспечить так называемые альфа-ридеры, которые читают и комментируют отдельные разделы или, например, только начало произведения.

Когда книга дописана, ее следует показать бета-ридеру — человеку, который прочтет готовый текст еще до того, как вы отправите его в издательство. Это вполне может быть ваш знакомый, но здесь важно, чтобы у бета-ридера не было с вами слишком интимных отношений и он мог критически вас оценить (то есть не был бы мамой или любимой / любимым). Также для бета-ридера важно быть начитанным в жанре, в котором написана книга, и внимательным к деталям.

Чтобы получить от бета-ридера максимально полезный фидбэк, создайте для него анкету, где попросите высказать мнение и обратить внимание на:

  • сюжет (его оригинальность, динамику, возможные «дыры»);
  • героев (правдоподобность их характера и мотивации, языка, развития в течение книги);
  • лишние элементы (героев или события, которые не двигают сюжет).

Если не нашли бета-ридера среди знакомых, обратитесь к писательским группам на фейсбуке (например, к «ЛІТОТА»). Для начала попробуйте найти бета-ридера бесплатно (но тогда будьте готовы и сами стать таким бета-ридером для кого-то).

Как понять, сможете ли вы стать писателем?

Самый простой способ — пройти онлайн-тест по профориентации.

Тестирование


4. Отпустите книгу

Во-первых, не редактируйте книгу в процессе ее написания. Во-вторых, не редактируйте книгу сразу после того, как ее напишете. Сделайте длительный перерыв (5–6 недель), дайте себе отдохнуть, а только потом принимайтесь за исправление. И не доводите редактирования до абсурда — не будьте Кафкой, который переписывал тексты по 2–3 раза и оттягивал издание своих произведений.

Что будет сложно продать на украинском рынке?

  • Книги объемом более 100–120 тысяч слов.
  • Поэзию и эссеистику (к сожалению).
  • Научно-популярную литературу, если вы не credible expert в теме.
  • Ваши мемуары.
  • Экспериментальную литературу.
  • Потенциально дорогие иллюстрированные издания.


Книга написана. Что дальше?


Итак, у вас есть готовая рукопись, отредактированная и откомментированная бета-ридером. На этом этапе неплохо было бы иметь своего литературного агента, но в Украине пока эта профессия не слишком популярна (совсем непопулярна), поэтому эту роль приходится брать на себя самим авторам.

Прежде чем писать в издательства, обязательно подготовьте рукопись, чтобы внутреннему рецензенту было проще с ним ознакомиться:

  • пронумеруйте страницы;
  • убедитесь, что везде один шрифт (лучше — Times New Roman, 12 кегль, двойной интервал), стандартные поля и одинаковый формат названий разделов;
  • добавьте содержание в начале рукописи;
  • сделайте титульную страницу, где есть название произведения, ваши имя и фамилия;
  • не используйте маркированные списки;
  • позаботьтесь о примечаниях, если они нужны, — это ваша работа, а не редактора.

А в идеале — найдите требования к рукописям на сайте издательства, куда отправляете книгу. Также обязательно изучите рынок и убедитесь, что оно издает книги вашего профиля.


Как коммуницировать с издателями?


Автор, который предлагает издательству свою книгу, должен направить издателю:

письмо;
свое резюме;
отрывок, если это нон-фикшн, или синопсис, если это художественная литература (не путать с аннотацией!).

Аннотация — это краткое (1 абзац) определение сюжета книги с намеками и крючками, которые должны заинтересовать читателя. Но вам нужно заинтересовать не его, а редактора! Для этого вы отправляете ему синопсис — 1–2 страницы следующей информации о вашей книге: жанр, объем, тема, время и место действия, кто ваши герои, хронологический пересказ событий и финал текста.

Ваше первое письмо издателю должно выглядеть примерно так:

первое письмо издателю

Типичные ошибки в общении с издателями

  • Пытаться договориться по телефону.
  • Приходить в издательство без приглашения.
  • Пытаться «продать» рукопись редактору или директору издательства после печати в другом издательстве.
  • Настаивать на праве выбирать сразу все (обложку, формат, тираж), особенно если это ваша первая книга.
  • Начинать переговоры еще до того, как книга готова.


Вашу книгу взяли?


Вот что теперь вам может предложить издательство:

  • первый стандартный тираж (500–1000 штук)
  • аванс;
  • процент от продаж (12–15%), но бороться стоит за гонорар (так как процент трудно отследить);
  • редактора и корректора;
  • верстку книги;
  • промо и презентацию книги;
  • представлять вас за границей и подавать вашу книгу на премии.

Важно: при подписании договора обязательно проверьте наличие пункта, согласно которому издатель обязуется издать книгу, а также убедитесь, что в договоре четко указан порядок выплаты гонорара. И передавайте права на публикацию произведения на 2–5 лет, а не навсегда.


Вашу книгу не взяли?


Во-первых, не расстраивайтесь. Как бы это не прозвучало, но у вас будет немало отказов, воспринимайте это стоически.

Если ни одно издательство не хочет вас печатать, подумайте о литературных конкурсах, частичном (или полном) покрытии расходов на тираж, публикации электронной книги или публикации онлайн — на собственном сайте, в соцсетях, виртуальных издательствах. Так вы точно получите книгу и фидбэк от читателей. С другой стороны, в таком случае книга вряд ли попадет на полки магазинов, поэтому сначала лучше попробовать более традиционные варианты.

Читайте также

«Я работаю писательницей!» Интервью с Тамрико Шоли

Не только про запятые: чем на самом деле занимается редактор и как попасть на работу в издательство

Чем зарабатывает на жизнь литературный критик

Ищете работу?

У нас много вакансий в крутых украинских и международных компаниях.

Вакансии
Newsletter that develops your career

Subscribe to Happy Monday's weekly newsletter, prepared by our editor-in-chief, with a selection of the most exciting content, news, and career opportunities.

Больше
Feedback

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: