Все статьи Новости Поиск работы Истории Карьера Развитие Happy HR

Как составить портфолио? Советы фотографам, копирайтерам, дизайнерам и SMM-щикам

08.01.20 Поиск работы 11 min reading

Для творческих профессий образование и годы опыта значат гораздо меньше, чем конкретные примеры. Чтобы показать, на что вы способны, вместе с резюме стоит отправлять и образцы своих работ. Как составить портфолио, мы расспросили фотографа, редакторку, дизайнера и SMM-щицу.

Портфолио нужно как новичкам в профессии, так и опытным специалистам; как офисным работникам, так и фрилансерам — ведь это прекрасная возможность показать ваши лучшие работы, достижения и потенциал.


Как составить портфолио: общие советы 

  • Делайте акцент на лучшие работы. Важно показать заказчику не количество, а качество ваших работ, поэтому добавляйте в портфолио только лучшие и показательные примеры.
  • Сделайте портфолио удобным. Оформите работы так, чтобы любой мог быстро в них разобраться и посмотреть нужно. Не заставляйте заказчика или работодателя распутывать вашу логику сортировки или ждать загрузки больших файлов.
  • Объединяйте работы по темам. Это поможет лучше ориентироваться в портфолио и вам, и заказчику. К примеру, если клиенты интересуются свадебной фотосессией, а ваше портфолио выглядит как «простыня» из различных фотографий, им будет неудобно искать примеры именно свадебных работ.
  • Добавьте раздел «Контакты». Обязательно разместите свой email и ссылки на страницу Facebook, LinkedIn или Behance.
  • Добавьте раздел «О себе». Этот раздел можно добавить, однако не стоит перегружать его информацией. Достаточно указать несколько своих достижений или наград и написать немного о том, что вы любите делать и почему.
  • Не забывайте регулярно дополнять портфолио. Как только вы сделали что-то важное и качественное — добавляйте эту работу.
  • Выбирайте минималистичный дизайн. Неважно, это сайт-портфолио или обычный гугл-док — в любом случае основное внимание должны привлекать ваши работы, а не цвета или шрифты оформления.

Также будет неплохо добавить свое фото в хорошем качестве — простой портрет при хорошем освещении.


Как составить портфолио фотографу


Разобраться в количестве необходимых снимков, структуре и платформах нам помог Олег Синьков, фотограф Одесского международного кинофестиваля (2017-2019), Фестиваля идей (2018, 2019), iForum (2019), Радио More.fm (2017).

Олег Синьков

Сколько фото необходимо 

Нет четкой цифры, сколько фотографий нужно для хорошего портфолио. Фотограф сам решает, какие работы будут его презентовать. По моему мнению, важно не количество фото, а подход к их отбору. Если выберете правильно, то может быть достаточно и 10 фотографий.

Мой главный совет — если вы составляете свое первое портфолио, обязательно отбирайте только лучшие кадры, даже если их у вас немного.

Представим, что у вас есть 50 фотографий с последней съемки. Сначала выберите из них 25 фото, а затем сделайте повторную выборку и оставьте из этих 25 только 10 лучших фотографий. Именно из таких кадров и должно состоять ваше портфолио. Это довольно непросто сделать, если вы до этого не отбирали фото. Но постоянная практика со временем даст свои результаты. Поставьте цель разбирать все свои съемки.


Как упорядочить работы

Я предлагаю выбрать 2-3 основные направления вашей работы и составлять портфолио в соответствии с ними. Допустим, вы фотографируете лавстори, портреты и еще заниматься предметной съемкой. Сделайте три соответствующие папки, где разместите отобранные фотографии. Для начала будет достаточно 15 фото в каждом направлении, чтобы клиент понял, хочет ли он с вами сотрудничать. С накоплением большего количества съемок вы можете изменить структуру портфолио и в каждом направлении завести отдельные папки — на каждый проект или заказчика.


Нужны ли подписи

Я стараюсь не использовать много подписей под фото. Только отмечаю полную дату или просто год, когда была проведена съемка, а также город, компанию / клиента, для кого делал съемку. Если это уникальный проект или особая локация для съемки, можно рассказать об этом в нескольких предложениях.


Какие инструменты использовать

Для своего портфолио я использую несколько ресурсов.

Google Drive. Использую, потому что мне удобно работать с продуктами от Google. У меня есть отдельная папка, в которой собраны некоторые мои съемки, также я использую Google Drive для хранения и обмена фотографиями с клиентами. Если у вас есть почтовый ящик на Gmail, вы уже имеете 15 Гб бесплатного хранилища, чтобы разместить свое портфолио.

Так выглядит структура моего портфолио на Google Drive

Adobe Portfolio. Очень удобный инструмент для создания сайта-портфолио. Но этот сервис работает по подписке, которая стоит 10$ в месяц. Впрочем, за эти деньги вы также получите месячную подписку на другие лицензионные продукты Adobe — Photoshop и Lightroom.

Phototo. Это украинский сайт, где можно опубликовать свое портфолио, стоимость услуг и контакты для связи. На сайте публикуются фотографы со всей Украины — как начинающие, так и профессионалы. Для обычного размещения небольшого портфолио вам не нужно оформлять подписку, достаточно лишь регистрации.

Behance. Это тоже довольно удобный и бесплатный сайт для публикации ваших работ. От вас требуется только регистрация.

Flickr. При регистрации этот сервис предоставляет возможность бесплатно разместить более 1000 ваших фотографий, компоновать их в альбомы и делиться конкретными альбомами с клиентами.

Я также часто использую свой рабочий профиль в Instagram как еще один вариант для коммуникации с клиентами. Каждый пост позволяет публиковать до 10 фото, поэтому я делаю отдельную выборку для инстаграма и публикую некоторые интересные съемки там. Обязательно использую хэштеги и краткое описание под каждой съемкой.

Последний совет: регулярно обновляйте ваше портфолио и не бойтесь удалять те съемки, которые, по вашему мнению, уже потеряли свою актуальность, или просто меняйте их на более удачные.


Как составить портфолио копирайтеру / журналисту / автору


Обычно большинство райтеров не имеют портфолио, а просто присылают потенциальным заказчикам ссылки на свои материалы. Нормально ли это, размышляла Татьяна Капустинская, шеф-редакторка журнала Platfor.ma.

Татьяна Капустинская

Я уже достаточно долго работаю в журналистике, еще дольше — занимаюсь копирайтингом, но несмотря на это не имею и никогда не имела портфолио. Это не круто — я чувствую необходимость исправить ситуацию, поэтому не исключено, что именно после этой статьи сяду за рабочий стол, разомну пальцы и начну вспоминать все, с чем я когда-то работала. И хотя до сих пор моим портфолио были рекомендации и сарафанное радио, некоторые представления и убеждения об этом я имею.


Во-первых, объясняйте ссылки

Заказчик вряд ли будет переходить по одной лишь ссылке и читать простыни текста, пытаясь понять, что это такое вообще и зачем делалось. Это никоим образом не характеризует вас как хорошего автора — только указывает на лень и несерьезное отношение к предложению. Мол, сами разберутся.

Если вы имеете дело с коммерческим заказом или, например, хотите занять должность копирайтера в техническом отделе, вам надо доказать, что в этой теме вы как царь на троне.

К ссылке на материал добавьте хотя бы абзац о том, какую проблему с помощью него вы решили, какие методы для этого использовали и к каким выводам пришли. Так читатель будет знать, что его ожидает и стоит ли ему более подробно рассмотреть вашу работу.


Во-вторых, выделяйте главное

Представим, что в вашем портфолио куча различных материалов на темы от VR до актуальных в этом сезоне оттенков губной помады. С одной стороны, это характеризует вас как разностороннего автора, которому под силу разобраться в любой теме, но с другой — издание об инновациях чихать хотело на оттенок «фуксия», а вот тема виртуальной реальности может и выстрелить.

Поэтому следует не мешать все в одной кастрюле только для того, чтобы показать свою продуктивность. Вы сэкономите время и себе, и людям, которые просматривают ваше портфолио, если уберете все лишнее — тем более что за избытком статей можно не заметить чего-то действительно особенного.


В-третьих, указывайте свою экспертизу

Важно — и для вас, и для другой стороны — честно написать, в каких темах вы разбираетесь, какие считаете важными, о чем вам удается точно писать, а что, наоборот, — ваша слабая сторона. Соврете в портфолио, будто разбираетесь в финансах, а потом не сможете объяснить, что такое биткоины — и все пропало. Сами же будете рукавом вытирать слезы во время работы над текстом и пить успокоительное, а потраченные нервы не купишь ни за какие деньги мира. Даже за биткоины.


В-четвертых, покажите, что вы за человек

Если редакция, компания, проект или просто частный заказчик ищут копирайтера на постоянную работу, то в первую очередь им важен сама человек (а если нет, то зачем оно вам тогда надо?) Поэтому старайтесь не писать о себе сухим бюрократическим языком —представьте, что через портфолио вы говорите с живым человеком, а не с Siri. В случае фриланс-заказов это может быть не таким важным фактором — там главное продемонстрировать свои профессиональные способности.


Касаемо вида портфолио

Здесь дело вкуса, но я считаю, что текст воспринимается лучше, когда он визуально чем разбавлен. Даже три страницы сплошных букв бессознательно вызывают желание отвлечься на что-то более яркое, интересное и перспективно развлекательное. Поэтому оформить портфолио в том же Word или Google Docs — это, по-моему, самоубийство. А вот в элементарной презентации можно задействовать воображение и не только нескучно сконструировать портфолио, но и структурировать его.

Ведь копирайтерам, журналистам и всем, кто работает с текстом, сложнее этом плане — ты же не пойдешь лупить свою статью о синдроме Альцгеймера, например, на какой-то Behance. Вот и выкручивайся.


Как составить портфолио дизайнеру


Обязательно делать портфолио именно на Behance и нужны в нем замечания, рассказывает Александр Гусаков, дизайн-директор The Goort Design Bureau, куратор в Projector и автор Telegram-канала о дизайне.

Александр Гусаков

В дизайнерской среде бытуют два кардинально разных мнения. Первое — хорошему дизайнеру портфолио не нужно. Второе — без портфолио дизайнер не дизайнер, ибо «Что ты будешь потенциальным клиентам показывать?».

Работать без портфолио действительно можно и даже довольно успешно. Но в какой-то момент его отсутствие остановит ваш рост.

В начале карьеры дизайнера у меня не было портфолио, а все клиенты приходили по рекомендациям. Вот только они рассчитывали на такой же ценник, как заплатили их знакомые, хотя для них я мог делать айдентику год назад, а теперь она стоит в два раза дороже. Чем больше я рос как профессионал в качестве и в цене, тем больше была потребность в портфолио, поэтому я активно взялся за эту задачу.

Интересно, сколько зарабатывают дизайнеры?

Мы провели специальное зарплатное исследование.

Читать


Сколько проектов включать в портфолио

Я просматриваю портфолио дизайнеров как арт-директор при приеме на работу и как куратор при отборе на курс. И для понимания уровня дизайнера мне достаточно трех проектов. Конечно, чем больше вы оформили, тем лучше. Но три проекта — это минимум. Старайтесь оформить пять лучших.


Что оформлять, а что не стоит?

Четкого ответа нет, но постарайтесь чтобы проекты соответствовали следующим критериям.

  1. В приоритете должны быть реализованные проекты. Когда клиент или работодатель видит реализованный проект, он понимает, что вы уже прошли через ад производства и сможете это повторить.
  2. Показывайте проекты, которые нравятся лично вам. Помните: какие проекты — такие и клиенты. Если для вас важно работать в конкретном стиле, покажите как можно больше подобных проектов. И наоборот — если вам не нравится какой-то стиль, но есть соответствующий проект, лучше не добавляйте его в портфолио.
  3. Минимум три проекта должны быть по вашей специализации. Например, айдентика, дизайн логотипов или дизайн презентаций. И еще два пусть будут по дополнительным направлениям. Например, если вы, как и я, специализируетесь на айдентике, то дополнительным направлением для вас может быть дизайн постеров или иллюстрации — то, что усилит ваше основное направление. Так будет понятно, что у вас есть различные навыки и что вы можете сделать что-то больше чем логотип. Но ваша основная специализация всегда должна преобладать.


Как оформить проект в портфолио

Старайтесь оформить проект таким образом, чтобы там были не только картинки, но и польза для клиента. Для этого расскажите историю проекта — от общего к частному, от задачи к результату.

  • Опишите общие сведения о клиенте или проекте: город, сферу деятельности компании и самое важное — какой была ваша задача.
  • Затем опишите концепцию проекта: расскажите об идее и опишите метафору, например, айдентики.
  • Далее — решение. Это тот самый блок, где вы рассказываете, что сделали и почему.
  • В последнем блоке сделайте акцент на фишках проекта и расскажите, для чего это было сделано.


Где делать портфолио

Где собрать портфолио, зависит от того, как вы хотите его использовать. Это может быть личный сайт или Behance, вы можете залить картинки в Instagram или Pinterest. Подумайте, что удобно вашим клиентам и где получится красивее продемонстрировать свои работы. Если важно показать, как работает код или тяжелая анимация — не обойтись без собственного сайта. Если проекты простые и помещаются в 10 картинок — будет достаточно Instagram. Лучше, чтобы портфолио было везде, где можно. Но только не в RAR-архиве.

Последний совет: решите, для кого вы делаете портфолио. Если для клиентов, то покажите результат и сложность задачи, а также расскажите, как вы героически ее выполняли.

Если вы хотите просто похвастаться перед коллегами, то забудьте о функции и истории — делайте максимально красиво. И пусть вас похвалят и поставят лайк.


Как составить портфолио SMM-щику


SMM-ники привыкли предоставлять ссылки на свои проекты и указывать период, когда они их вели. Нужно ли таким специалистам что-то большее, рассказывает Екатерина Махаева, соучредительница SMM-студии 8tag (Евровидение 2017, Multiplex, Lavina Mall, Atlas Weekend).

Екатерина Махаева

Портфолио для SMM-щика, как мне кажется, не очень типичная штука. Первейшее значение здесь имеют не конкретные проекты, над которыми человек работал, а его опыт и знания в определенной сфере или нескольких (в зависимости от требований вакансии) — в копирайтинге, дизайне, фото- и видеосъемке, настройках рекламы, а также знаком ли человек с трендами и методами работы социальных сетей, умеет ли общаться с аудиторией, разрабатывать стратегии, работать в команде.

Стандарты и требования в разных агентствах и инхаус-командах могут сильно отличаться. Под опытом работы над проектом могут скрываться как универсальные обязанности — от дизайна до рекламы, так и ответственность только за ответы на комментарии и размещения публикаций, тогда как стратегию и контент создавали совершенно другие члены команды.

Поэтому это тот случай, когда важнее один раз увидеть результат, чем прочитать названия 10 проектов. По этой причине мы почти никогда не переходим к собеседованию, не рассмотрев тестовое задание кандидата.


Не бойтесь тестовых заданий

Самый первый совет, который я могу дать — не бояться тестовых. Даже самый крутой специалист по той или иной причине может не соответствовать конкретной вакансии, и тестовое — лучший способ проверить это для обеих сторон. Во время работы над тестовым заданиям кандидат может понять, например, что его ждут не совсем те обязанности, которые он себе представлял, и не тратить свое время в дальнейшем.

Тестовое задание: зачем оно нужно компании и кандидату

Читать


Как описать свой опыт

Если мы говорим о первом письме, когда тестовое еще не предложили -— я бы посоветовала добавить к CV реальные примеры своих работ, иллюстрирующие выполнение вами именно тех типов задач, что указаны в вакансиях. Это могут быть скриншоты конкретных публикаций, описание и результаты настроенных вами рекламных кампаний со скриншотами сопутствующих материалов и т.д. Так вы дадите возможность команде проекта быстро оценить результат и, возможно, избавить вас от дополнительных этапов проверки.

Также важным является обучение — отметки о посещении курсов и мастер-классов. Это характеризует кандидата как целенаправленного и заинтересованного в развитии именно в этой сфере сотрудника.

Квалификацию, необходимую для работы в SMM, часто ошибочно занижают, поэтому в сфере много начинающих и людей без опыта, которые«ищут себя».

Но, если только речь не идет об одном событии или сезонном проекте, работодатель, вероятно, заинтересован в долговременном сотрудничестве.

А еще в такой динамичной сфере, как SMM, очень важно держать руку на пульсе трендов, апгрейдов и событий. Поэтому как указания обучающих мероприятий, так и мотивационный текст с упоминанием ваших любимых ресурсов для мониторинга событий в сфере могут сыграть вам на пользу.


Что касается оформления 

Это не самое важное, но точно влияет на впечатление. Ошибки в мотивационном письме для копирайтера или плохо сверстанная презентация для дизайнера — это маячки, на которые работодатель, вероятно, обратит внимание. Компактное и аккуратное оформление — то, что в любом случае будет вас характеризовать как профессионала, поэтому лучше будьте внимательны и уделите время деталям и проверке.

Надеемся, вы воспользуйтесь этими советами и сделаете качественное портфолио, которое принесет вам много хороших заказчиков и новых проектов.

Портфолио готово?

Следующий шаг — податься на крутую вакансию, которых у нас хоть отбавляй.

Вакансии

Читайте также

Как правильно написать резюме: пошаговая инструкция с примерами

Как написать сопроводительное письмо?

Что говорить на собеседовании: ответы на типичные вопросы

Newsletter that develops your career

Subscribe to Happy Monday's weekly newsletter, prepared by our editor-in-chief, with a selection of the most exciting content, news, and career opportunities.

Больше
Feedback

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: