Все статьи Новости Поиск работы Истории Карьера Развитие Happy HR

5 советов для начинающего руководителя

20.06.18 Карьера 5 min reading

Вас только что повысили и предложили быть руководителем? Или вы крутой специалист и сами подумываете о роли начальника? Тогда эта статья для вас! Советами делится руководитель консалтинговой компании «Бизнес-Конструктор» Антон Каспирович.

Антон Каспирович


Несколько лет назад я захотел стать руководителем. Я был счастлив, что получил положительный ответ начальства, ведь тогда еще не предполагал, что это так сложно.

За первые пару лет я набил кучу шишек, потерял десяток перспективных ребят, закрепил за собой статус тирана и чувствовал себя абсолютно несчастным. Но сейчас у меня команда из 25 человек, каждым из которых я горжусь, и более 300 начинающих руководителей, которым я помог разобраться в себе и в том, что же такое «быть руководителем». Делюсь своим опытом с вами!


Быть или не быть руководителем?


В этом вопросе есть всего два важных правила. Первое — не каждый сотрудник может быть руководителем. Скорее даже наоборот. Руководитель — это такая же профессия, как менеджер по продажам, электрик или финансист. Если не идет, это нормально. Руководитель не умеет делать многие вещи, которые классно выполняют его сотрудники. Но у руководителя должен быть определенный набор компетенций, без которых ему никогда не стать успешным. 

Второе правило: руководитель и лучший сотрудник отдела — два абсолютно разных человека, и эти роли нельзя совмещать. Как бы странно это ни звучало, но если лучшего сотрудника сделать руководителем, то компания, как правило, лишается лучшего сотрудника и не получает полноценного руководителя. Тот, кто очень хорош в исполнении и достижении результата, редко бывает эффективен в управлении.

Дальше поделюсь с вами несколькими советами, которые существенно упростят жизнь вам и вашей команде, если вы только приступаете к роли руководителя.


5 советов для начинающих руководителей


1. Не «включайте руководителя» и не становитесь «лучшим другом»

Первые 3-4, а то и все 6 месяцев после назначения вы еще не руководитель. Помните, что сейчас каждое ваше действие рассматривается под микроскопом. Все, что вам прощали как коллеге, теперь станет смертельным грехом. И самое страшное, что вы можете сделать в такой ситуации, — «включить руководителя». Это когда новоиспеченный управленец начинает все завязывать на себе, принимать решения за других людей, командовать и вмешиваться в работу сотрудников. Ничего не доставляет другим больший дискомфорт, чем повышение коллеги и изменение ежедневных привычек.

Ситуация «лучший друг» ничем не лучше. Как не стоит сразу ломать все процессы, так и не стоит пытаться всем понравиться. Вам кажется, что вы проявляете свои лучшие качества, а со стороны это воспринимается как двуличие.

Напоминаю, что каждое ваше действие сейчас под микроскопом.

 
2. Дайте подчиненным время к вам привыкнуть

Самая правильная стратегия для начинающих руководителей — ничего не менять и просто позволить команде привыкнуть к вашей новой роли. Важно с каждым поговорить по душам и объяснить, что вы не будете лезть со своим уставом в чужой монастырь. Спустя 2-3 недели вы начнете получать первую обратную связь — вопросы и проблемы от команды. Здесь нужно приложить максимум усилий, чтобы очень быстро их решить. Оперативность и качество решений сейчас особенно важны! Именно так и строится авторитет: даем к себе привыкнуть, говорим по душам с каждым, ничего резко не меняем, держим фокус на решении вопросов.

Если вы не сможете удержаться и решите сразу влиять, вам довольно быстро дадут об этом знать. Кто-то заговорит об увольнении, кто-то начнет холодно к вам относиться, а кто-то и напрямую скажет. Беспроигрышным вариантом на все времена остается индивидуальная беседа (one-on-one meeting, если по-модному). Это инструмент решения всех вопросов. Как только почувствовали, что что-то пошло не так, сразу зовите коллегу на кофе / обед / пиво / футбол — кому как удобнее.

Индивидуальная беседа нужна, чтобы сотрудник расслабился и смог рассказать в неформальной обстановке о своих проблемах, о том, что его беспокоит, что нравится и не нравится. И чтобы вы вместе с ним постарались найти решение. Это еще и отличный инструмент обратной связи, который сможет вас вести как навигатор, если вы не знаете, что делать.


3. Будьте дирижером для оркестра, в котором каждый сыграет лучшую партию

Есть разные стили лидерства, и каждый из них по-своему эффективен. Для меня перевернула мир и стала краеугольным камнем моей трансформации теория так называемого «служащего» лидерства. Как вы думаете, управляет ли дирижер оркестром? Представьте компанию, где руководитель не старается принимать все решения самостоятельно, а создает условия для максимальной реализации команды. Ведь дирижер не умеет играть на скрипке так, как это делает скрипач. Не справится с трубой, которую виртуозно освоил трубач. А вот создать условия, в которых каждый сыграет свою лучшую партию — результат, который дается только лучшим управленцам. Вот и рецепт беспроигрышного авторитета в глазах своей команды — максимальная забота, создание условий для реализации, подталкивание к решениям и свобода.

Главные принципы такого лидера: цель, автономность, мастерство. Поставить цель, которая вдохновит команду. Дать свободу в выборе способа ее достижения. Помогать профессиональному росту каждого.


4. Помните: не каждый сотрудник — ваш сотрудник!

Очень часто бывает, что новому руководителю доверяют собрать себе команду. Поэтому поделюсь с вами основными принципами формирования команды. Самый важный из них: не каждый сотрудник — ваш сотрудник. Проверенный факт: способность человека измениться ограничена. Поэтому не стоит превращаться в реабилитационный центр для несостоявшихся специалистов. Никаких родственников и друзей. Ваша задача — собрать команду «красавчиков», каждый из которых в чем-то лучше вас.

И второй принцип: за каждое порученное дело должен отвечать только один человек. Не создавайте гибридов и ничейных задач. Если есть задача, у нее должен быть единственный ответственный, который полностью за нее отвечает.

Как собрать такую команду? Построить процесс рекрутинга. Для примера: чтобы подобрать одного сотрудника в нашу компанию, мы просматриваем минимум 300 резюме. Мы хотим работать с лучшими и готовы тратить время и деньги на поиск талантов. Поэтому не стоит останавливаться на 2-3 увиденных кандидатах. Ищите, пока не найдете того самого.

Важно: если вы думаете, что он вам подойдет — значит, это не так. Если он вам подойдет — вы будете в этом уверены.


5. Заботьтесь о себе

Руководитель не имеет права на плохое настроение. Взяли себя за шкирку, натянули улыбку и пошли в массы. Но такое очень чувствуется и не воспринимается. Поэтому важно действительно быть счастливым и спокойным, а не казаться таким. Именно вы — источник мотивации, оптимизма, идей и веры в мечту для каждого своего сотрудника.

Как это сделать? Заботиться о себе. Нормально спать, правильно питаться, больше свежего воздуха, спорт, баланс работы и личной жизни. Без этого не стать примером для команды. Не стоит сидеть на работе с 8 до 23 и считать, что вы самый крутой из-за этого. Любой человек может эффективно работать максимум 6 часов в день. Остальное — это потерянное время. Не крадите время у себя. Будьте продуктивным в течение рабочего дня. Если соблюдать эти простые правила заботы о себе, то выгорание к вам не подберется и на пушечный выстрел. А если чувствуете, что уже на пределе — сразу в отпуск. И без ноутбука. Сотрудники будут вам за это только благодарны.


Подытожим!


Еще не потеряли желание попробовать себя в роли руководителя? Тогда запомните эти 5 простых правил для начинающих:

  1. Не старайтесь сразу все переделать и сдвинуть мир, просто будьте собой.
  2. Дайте команде время привыкнуть к вам и реагируйте в первую очередь на их запросы. По ним вас будут оценивать.
  3. Индивидуальная беседа — лучшее решение в любой сложной ситуации.
  4. Помните: вы для команды, а не команда для вас.
  5. Поддерживайте себя в ресурсе, это залог успеха команды.


Что почитать руководителю


Для любителей почитать с удовольствием поделюсь самой горячей подборкой литературы для управленцев: 

  • Ицхак Адизес «Идеальный руководитель»
  • Стивен Кови «Лидерство, основанное на принципах»
  • Крис Макгофф «Искусство управлять»
  • Ричард Шеридан «Работа мечты. Как построить компанию, которую любят»

Хотите попробовать себя в роли руководителя?

У на сайте много вакансий для менеджеров и управленцев в разных сферах и компаниях.

Вакансии

Читайте также

Почему серьезная коммуникация больше не работает? Инсайты Александра Сударкина

Руководитель на ремоуте: как быть эффективным лидером удаленных команд

Как просить о повышении правильно?

Newsletter that develops your career

Subscribe to Happy Monday's weekly newsletter, prepared by our editor-in-chief, with a selection of the most exciting content, news, and career opportunities.

Больше
Feedback

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: