Все статьи Новости Поиск работы Истории Карьера Развитие Happy HR

Как в ЕРАМ поддерживают ментальное здоровье команды и почему это стоит делать каждой компании

20.12.21 Happy HR 5 min reading

Теме ментального здоровья сегодня заслуженно уделяют большое внимание. Необходимость заботы о своем психическом состоянии признается мировыми организациями по здравоохранению, активно обсуждается в бытовых разговорах и появляется в повестке дня у работодателей. Да, стигма еще есть, но бизнес серьезно настроен на перемены. ІТ-компания ЕРАМ делится своим опытом и рассказывает, как и зачем запускать программу для поддержки ментального здоровья команды.

Об опыте ЕРАМ рассказывают Евгения Назарчук, руководительница программ по развитию благополучия и психического здоровья ЕРАМ Украина и Наталья Колядко, старшая директорка по управлению талантами ЕРАМ Украина.


Почему стоит заботиться о ментальном здоровье команды?


Проблемы психического здоровья, которые исследовали международные организации, с наступлением Covid-кризиса только обострились. Стало больше печальной статистики, которая сказывается на многих показателях компаний, в том числе и финансовых:

  • больше трети украинских миллениалов признают, что находятся в состоянии тревоги или стресса все время или большую часть времени (по данным Deloitte);
  • примерно треть украинских миллениалов были вынуждены идти в отпуск из-за стресса, однако лишь 39% готовы принимать такую причину и озвучивать ее работодателю (по данным Deloitte);
  • работники с ментальными проблемами, которые не получают необходимой помощи, на 50% менше вовлечены в рабочий процесс (по данным Deloitte);
  • 59% руководителей и топ-менеджеров украинских компаний назвали эмоциональное выгорание самым важным вызовом 2020 года для работников (по данным Американской торговой палаты).

Работодателям следует откликаться на проблему, ведь они способны положительно влиять на благополучие своих специалистов. Согласно исследованию Deloitte, каждый фунт, инвестированный в такие программы, возвращается пятью. Речь как об уменьшении расходов, связанных с отсутствием сотрудников из-за проблем с физическим здоровьем, так и о восстановлении продуктивности, страдающей из-за проблем с психическим здоровьем специалистов.

Но заботиться о ментальном здоровье своих специалистов — это не только о достижении целей компании. И не только составляющая ее бренда как работодателя. Это об эмоционально устойчивых людях, которые чувствуют себя счастливыми, видят смысл в своей работе и чувствуют себя вовлеченными. В таком состоянии они могут делиться своими талантами и энергией с бизнесом и помогать ему достигать общих целей.


От опросов о самочувствии до культуры заботы о себе: опыт ЕРАМ

Программа поддержки специалистов в ЕРАМ отвечает классической схеме: фокус на финансовом здоровье, социальных связях, спорте и ментальном здоровье. До пандемии нам удавалось достаточно полно покрывать все направления. Мы пробовали собственными усилиями внедрять инструменты поддержки ментального здоровья — от опросов о самочувствии и лекций с психологами до практических тренингов для предотвращения выгорания.

Внедрение комплексных программ по благополучию, как и многие другие инновации, ускорилось во время пандемии:

  • появился телеграмм-канал KeepItZen с советами тренеров, психологов и наших коллег насчет жизненного баланса;
  • были организованы лекции профессиональных психологов на тему психического здоровья;
  • проводились многочисленные спортивные и социальные челленджи, онлайн-тренировки, марафоны медитационных и телесных практик и т.п.

Таким образом появилась многоканальная структура, где люди могли бы получить поддержку и совет в условиях изоляции. Но в какой-то момент мы поняли: кроме точечных мер, нам нужно двигаться к формированию у коллег нового опыта — культуры заботы о себе.

В апреле 2021 года мы начали делать это более системно. Кроме общих лекций о том, как устроен мозг или как распознать симптомы стресса в команде, внедрили возможность решить свою персональную проблему. Для этого вместе с компанией-партнером запустили сервис психологического консультирования и коучинга, предусматривающий соответствующую помощь с неограниченным количеством консультаций. Основную часть консультаций оплачивает компания, а символическую сумму (приблизительно равную стоимости похода в кино) — участник сервиса. Полноценной программе предшествовал 3-месячный пилотный период, подтвердивший востребованность такой услуги в компании.

А как в других компаниях заботятся о ментальном здоровье специалистов?

Читать


Вызовы, с которыми мы столкнулись

Формирование поля доверия. Хотя мы изначально говорили о конфиденциальности сервиса психологического консультирования, у команды все же были сомнения относительно того, насколько компания вмешивается в этот процесс. Спойлер: не вмешивается вообще.

Коммуникационная политика. Некоторые люди с повышенным уровнем тревожности могут воспринять информацию о новом сервисе как угрозу: «На что это мне намекает компания?». Мы со своей стороны позиционируем сервис психологического консультирования как аналог услуг страховой компании: это не обязательно и пользоваться стоит только при необходимости.

Стигматизация. Сколько бы ни говорилось о важности заботы о психическом здоровье, тема все еще щепетильная, и полностью стигматизации не избежать. «Если я воспользуюсь услугами психолога, значит ли это, что я какой-то не такой? А если об этом узнают мои коллеги/родные?». К сожалению, процесс снятия стигмы с психического здоровья требует времени. Мы позиционируем программу как кампанию для здоровых людей, желающих оставаться здоровыми.

Формирование единого виденья в компании. Запуск подобного сервиса — решение, принимаемое на нескольких уровнях компании. Нам было важно, чтобы все ответственные понимали, что это дает организации. В частности мы опирались на статистику предыдущих исследований о взаимосвязи финансовых показателей бизнеса и уровня ментального здоровья специалистов.

Несовершенство украинского рынка психологических услуг. Несмотря на рост рынка этих услуг, он пока недостаточно хорошо регулируется. То, что психологов очень много — это одновременно и хорошо, и плохо. У нас есть выбор, но трудно проверить профессионализм человека, который будет иметь дело с такой тонкой материей, как психика.

Вышеприведенные вызовы подчеркивают, насколько важно выбрать правильного подрядчика. Вот на что мы обращали внимание при выборе компании-партнера:

  • гарантии качества — нужна профессиональная компания, которая долго работает на рынке, может подобрать экспертов, подтвердить их сертификацию, профессионализм и опыт;
  • широта и наполненность услуги — мы должны быть уверены, что наш специалист получит все необходимые услуги: от обычного психологического консультирования и коучинга до работы с травматическим опытом и кризисного реагирования на острые состояния;
  • штат организации — в Украине с ЕРАМ сотрудничают более 12 тысяч людей, поэтому нам нужна была компания с достаточно большим штатом специалистов.


Какие результаты?


Мы все еще анализируем эффективность сервиса для наших специалистов, поскольку от полноценного старта в апреле 2021 года прошло слишком мало времени. Но мы уже можем поделиться выводами, подчеркивающими важность внедрения программы благосостояния.

Пилотный проект собрал необходимое количество регистраций (300) за первые 50 минут после анонса, а до конца дня — вдвое больше. И это несмотря на то, что до начала программы в опросах о самочувствии люди указывали в основном средние или хорошие показатели. Часть людей из пилота перешла на следующий уровень и регулярно получает консультации. Использование сервиса не отменяет собственную персональную терапию. Это, скорее, дополнительная возможность получить нужную поддержку в нужный момент.

До запуска проекта мы предполагали, что чаще всего люди сталкиваются с выгоранием и тревожностью. Ведь раньше часть внутреннего напряжения рассеивалась за счет социальных связей, а когда люди оказались запертыми дома, возникла потребность в дополнительной поддержке. Среди наиболее популярных запросов оказались вопросы, связанные с межличностными отношениями, тревожностью и самопознанием.

Цель, которую мы ставили перед собой, была скорее качественная, а не количественная — сформировать привычку заботиться о себе и своем психическом здоровье. Нас по-настоящему поразило, что примерно 60% участников указали в анонимном опросе, что это их первый опыт обращения к психологу. Это стало еще одним подтверждением, что мы делаем правильное дело и нам удается разрушать стигму. Прививая культуру заботы о психическом здоровье, мы влияем не только на работу, но и на другие сферы жизни человека.

Нужна работа?

У нас на сайте вы найдете вакансии проверенных украинских и международных компаний!

Вакансии

Читайте также

Как сообщить на работе, что вы на грани выгорания, и попросить о помощи

Лифт, шинель, кинотеатр: действенные техники борьбы со стрессом

«Емоції на роботі»: книга про те, як полюбити понеділки

Newsletter that develops your career

Subscribe to Happy Monday's weekly newsletter, prepared by our editor-in-chief, with a selection of the most exciting content, news, and career opportunities.

Больше
Feedback

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: