Командная работа — это не только общие планы и цели. Это еще и забота друг о друге. Как с ее помощью сделать свою жизнь счастливее, а работу эффективнее?
Наш автор — Алина Толстикова, HR-консультант группы компаний «Бизнес-Конструктор».
Слово «забота» у нас в первую очередь ассоциируется с HR-функцией компании. Но только в том случае, если каждый будет немножко HR-ом, мы сможем построить компанию, куда захочется возвращаться с радостью каждый день.
В наше время мир стал очень динамичным. Мы стараемся жить в режиме многозадачности, планируем каждый день, расписываем себе задачи — личные и рабочие. Часто у нас попросту не хватает времени и сил, чтобы оглянуться вокруг и посмотреть на людей, которые нас окружают.
Но потребность в заботе и внимании — это естественная потребность человека. Она не зависит от социального статуса, должности и жизненного контекста. И часто именно она становится ключевым фактором, который удерживает сотрудников в компании. Ощущение, что тебя здесь понимают и поддерживают, может быть важнее заработной платы и прочих социальных благ. О ком же и как стоит заботиться на работе?
О коллегах
Каждый раз, когда приходите на работу, старайтесь обращать внимание на эмоциональное состояние людей, с которыми работаете. Не будьте безразличными.
1. Видите, что кто-то расстроен? Подойдите и поговорите!
Возможно, у человека случилось что-то серьезное и ему не с кем этим поделиться. Может быть, проблема пустяковая, а он из-за нее не может настроиться на работу. Или переживает по поводу предстоящей важной встречи, и именно вы сможете помочь ему почувствовать себя спокойнее, дать понять, что у него есть надежное плечо.
Всем нам бывает иногда страшно, грустно и тревожно, и очень хочется чувствовать, что мы не одни и в нас верят!
Коллега не хочет делиться с вами? Не давите. Иногда, чтобы поддержать, достаточно просто искренне обнять человека. Не стоит обижаться и принимать это на личный счет. Все люди разные. В любом случае ваше внимание будет приятно.
Этот совет касается не только тех сотрудников, с которыми вы работаете бок о бок. Помните — мы сами формируем ту атмосферу, в которой находимся.
2. Помогайте друг другу
Если видите, что коллега постоянно задерживается и сидит сам в офисе, предложите свою помощь. Так вы получите новый опыт и навык, а также сможете надеяться, что в случае необходимости коллеги помогут и вам.
3. Проявляйте заботу по отношению к новичку
Все мы помним свой первый рабочий день — поддержка коллег в этот момент была бы очень кстати! Покажите новичку рабочее место, возьмите с собой на обед, сделайте чай. В такой атмосфере он сможет быстрее влиться в команду, показать первые результаты. Кроме того, таким образом вы передадите ему культуру заботы. И он будет вести себя так же по отношению ко всем коллегам.
4. Если вы руководитель – заботьтесь о своих подчиненных
Это способствует формированию доверительных отношений, а значит, подчиненные будут открыто вам говорить о своих переживаниях. В таком случае шанс, что к вам завтра придет сотрудник и скажет: «Я увольняюсь» будет минимальным. Ставьте на первое место человека, а не прибыль компании. Тогда сотрудник захочет больше отдавать, чем брать.
Помните, что для многих человеческий фактор и понимание руководителя являются ключевым мотиватором.
В ответ сотрудник будет проявлять заботу по отношению к вам. Вы тоже часто устаете, у вас бывают напряженные моменты в работе, трудности в личной жизни. В такие моменты хочется, чтобы кто-то искренне поддержал, в том числе и делом: взял на себя больше ответственности, проявил инициативу.
5. Развивайте культуру, в которой живете
Делайте друг другу маленькие подарки и сюрпризы. Например, когда сотрудник прошел испытательный срок, осуществил первую продажу, закрыл сложный проект. Так он еще раз убедится, что его компания — классная! И, возможно, расскажет об этом друзьям и знакомым – а это уже о формировании имиджа и бренда компании на рынке 🙂
О клиентах
Сейчас на рынке часто можно встретить понятие «сервисная компания». Оно тесно связано с заботой о клиентах. Когда мы находимся на месте клиента, нам приятно внимание и хорошее обслуживание. Мы ценим, когда учитывают именно наши потребности и стремятся помочь.
6. Поймите сложного клиента
Да, такие встречаются и довольно часто. Они могут не доверять, диктовать условия, разговаривать на повышенных тонах. Но клиенты — это такие же люди, как и мы. У них тоже бывают тяжелые дни, негативный опыт прошлого сотрудничества, проблемы со здоровьем… Предложите чай и еще раз все спокойно объясните, пусть и в 25-й раз 🙂 Когда клиент почувствует вашу заботу и искреннее желание помочь, даже самый большой зануда растает.
7. Будьте клиентоориентированы
Самое важное — качественно закрыть потребность клиента, а не заработать максимум денег, продав товар или услугу, которая ему не нужна. Так он увидит в вас настоящего профессионала своего дела и будет рекомендовать компанию знакомым.
Воспринимайте компанию как вторую семью, а клиентов — как гостей, которые зашли к вам на ужин 🙂
О себе
Важно заботиться о людях рядом с вами. Но нельзя забывать и о себе. Ведь если вы будете в нересурсном состоянии, вы не сможете быть эффективным.
8. Следите за тем, чтобы быть в нормальной физической и эмоциональной форме
Если у вас плохое настроение — не транслируйте это на других, ваши коллеги в этом не виноваты.
9. Важно быть экологичным по отношению к другим
Вместо пустых сплетен, которые разрушают корпоративную культуру компании, давайте обратную связь, которая поможет вашему коллеге личностно и профессионально вырасти.
10. Соблюдайте баланс работы и личной жизни
Не забывайте отдыхать и проводить время так, как вы любите. Это даст запас новых сил. Не стоит работать по 12-14 часов в сутки. Так вы попросту можете выгореть, и тогда даже самая идеальная работа начнет раздражать.
Грамотно планируйте рабочий день и старайтесь успевать все в рабочее время, оставляя вечера и выходные на личные дела и отдых 🙂
Заботьтесь о себе и друг о друге, и каждый из нас будет тем самым счастливым сотрудником, которому все по плечу!
Еще в рубрике «Практикум»: «Не в деньгах счастье! Как понять, что мотивирует в работе именно вас?»
Спасибо!
Теперь редакторы в курсе.