Всі статті Новини Пошук роботи Увійти в ІТ Кар'єра Історії Розвиток Happy HR Спецпроєкти

«Мы не рисуем картинки, мы решаем проблемы!». Интервью с дизайнерами Нонной Старущенко и Глебом Капориковым

05.03.18 Історії 5 хв читання

Нонна и Глеб — основатели Studio LLIWELL и кураторы курса «Основы графического дизайна» в Projector. С ребятами мы говорили о творчестве, ответственности, стереотипах в профессии, миссии и целях дизайна.

 

Эта чудесная дизайнерская пара работает вместе 24/7 и не скупится на взаимную поддержку. Неудивительно, что они единодушны во взглядах на философию профессии.

Как вы выбирали профессию? Почему выбрали именно графический дизайн?

Глеб: Сначала было художественное образование, среднее специальное. Получилось так, что мы поступили в один ВУЗ – в Национальную академию изобразительного искусства и архитектуры. Нонна – на архитектуру, я – на дизайн, о чем я чуть позже пожалел (смеется).

Нонна: На самом деле, я не думала, что буду дизайнером. Когда я выбирала ВУЗ, я хотела, чтобы это было что-то логическое и творческое одновременно. Архитектура сочетает и функцию, и эстетику. Поэтому выбрала архитектуру. Но дизайн тоже сочетает эти функции.

Глеб: Мы считаем, что у архитектуры и дизайна одни принципы, просто разные масштабы. Мы архитекторы, но визуальной коммуникации.

 

Как вы пришли к решению создать свою студию?

Нонна: После университета у нас был опыт работы в разных командах, но мы быстро поняли, что нам с Глебом хорошо вдвоем, мы понимаем друг друга, у нас общие ценности и нам комфортно работать вместе. Позже это переросло в нечто большее, чем дизайн 🙂

Почему именно дизайн? В архитектуре сложно сразу найти хорошую работу, а я – амбициозный человек, у меня были достаточно высокие амбиции, как для студентки. В дизайне можно достаточно быстро прийти к результату, если есть знания и опыт. Ну как быстро? Просто это не требует больших ресурсов.

Какие предрассудки чаще всего встречаются в сфере дизайна?

Нонна: У меня было много предрассудков по поводу дизайна. Казалось, что это слишком легко, каждый сможет: достаточно открыть фотошоп и иллюстратор, и ты уже дизайнер.

Глеб: Мы часто смеемся над вакансиями, в которых написано, что основное требование к дизайнеру — знание фотошопа.

Нонна: У меня было такое предубеждение, потому что я училась на архитектуре. Там и сопромат, и философия, и психология, и пространство. А тут всего лишь картинка. И тебе кажется, что это просто. Но картинка влияет на человека так же, как и пространство. Она тоже может взаимодействовать с тобой. И это может быть не просто картинка, а объем, форма. Со временем я поняла, что все намного серьезнее.

 

Когда работаете со своими студентами, если ли какие-то маркеры, что из ученика получится хороший дизайнер?

Нонна: Сразу видно людей, у которых широкий кругозор, интересный опыт, сформированы виденье и вкус. Человек понимает, как работать с собой и со своими идеями, он стопорится не на стадии идеи, а на том, как по-разному ее можно реализовать.

Глеб: Главным инструментом дизайнера является не фотошоп, не иллюстратор и даже не скетчбук, а бэкграунд. Это позволяет делать решения более гибкими, более быстрыми.

 

А кто такой хороший дизайнер и что такое хороший дизайн? Ведь часто говорят, что все субъективно, красиво/некрасиво, кому-то нравится, кому-то нет. Субъективен ли хороший дизайн?

Глеб: Хороший дизайнер может мыслить, как разные люди, совмещать разные компоненты, смотреть на задачу и с маркетинговой точки зрения, и с философской, и с социальной, и с визуальной. Вмещать в маленькую идею очень много разных функций, которые работают одна в одной, и у каждой есть своя определенная цель. Сжать такую идею в маленький визуальный значок — это и есть виртуозность дизайнера.

Нонна: Мы вывели три главные характеристики дизайна. Он должен быть этичен, функционален и эстетичен. Эстетичен он в последнюю очередь, потому что если он этичен и функционален, он автоматически становится эстетичен. По нашему мнению, если в дизайне есть эти три составляющие, он может считаться хорошим. То есть тут не просто про красивую картинку.

У вас у двоих художественное образование. Очень часто слышу, что нельзя стать дизайнером, если ты не умеешь рисовать. Важно ли это, как вы думаете?

Нонна: На самом деле, не важно. Нужно иметь гибкое мышление, уметь комбинировать разные идеи. Этому всему можно научиться, главное – желание. Если тебе для проекта нужно отрисовать модель человека и понять, к примеру, как будет двигаться герой или персонаж рекламы, то ты можешь это выучить, разобраться. Это опыт и умение работать с разными инструментами.

Глеб: Большинство дизайнеров высокого уровня не умеют рисовать, и ничего страшного.

 

Есть еще одно распространенное убеждение, что результат в дизайне зависит от вдохновения и наличия музы. Есть ли у вас муза и как часто она к вам приходит?

Глеб: Если ждать, пока муза придет, она не придет.

И что тогда делать?

Глеб: Танцевать с бубном (смеется). Заставлять себя что-то делать, не сидеть и не ждать.

Нонна: Можно сидеть и ждать музу, когда ты раз в год делаешь что-то для удовольствия. Ты вкусно поел, хорошо поговорил с мамой, папой и подругами, котика погладил, все у тебя сложилось, и ты выдал хороший дизайн. Такой себе дизайнер-творец, художник. И то — художники не могут позволить себе столько не работать, потому что руки не будут уже так хорошо писать. Если ты хочешь быть в профессии, тебе нужно постоянно выдавать хорошие результаты. Для этого нужно изучать себя. Понять, что тебя расстраивает, что выводит из колеи. И либо делать профилактику, чтобы этого не случилось (например, если тебя расстраивает клиент, нужно либо изменить свое отношение к этому, либо понять, почему он тебя расстраивает), либо копить мотиваторы — вещи, которые тебя вдохновляют. То есть включают в процесс, бодрят, заставляют подняться, сделать что-то быстро и хорошо. Например, я, бывает, расстроюсь из-за какой-то мелочи. Я понимаю, что для вдохновения мне надо послушать хорошую музыку, посмотреть хороший фильм… Нужно собирать по крупинкам эти маленькие вещи, которые напоминают, зачем ты стал дизайнером.

Глеб: Очень хорошо мотивирует чувство ответственности. Понимание, что у тебя гора и еще маленькая песочница ответственности не только за себя, а еще и за других людей, перед другими людьми. Тут уже выбора не остается. Ты не можешь пойти и сказать всем этим людям: «Простите, ребята, не было вдохновения».

Если ждать, пока муза придет, она не придет. Нужно заставлять себя что-то делать, не сидеть и не ждать.

А какие мифы, предрассудки по поводу дизайна вы встречали у ваших клиентов?

Глеб: Первое, что вспоминается – это количество вариантов. Как правило, когда мы говорим клиенту, что предоставляем только один вариант, слышим в ответ: «Как так? Я хочу три». Мы объясняем, почему мы предоставляем только один вариант, и если клиент согласен попробовать, в итоге получается крутой результат. Дело в том, что мы видим работу над брендом как некий конструктор. Мы обязательно проводим исследование перед работой: вникаем в суть деятельности клиента, берем интервью у представителей целевой аудитории, исследуем конкурентное поле, работаем над позиционированием бренда (если необходимо). Это позволяет проанализировать ситуацию с разных сторон и на основе сделанных выводов разработать дизайн. И верных решений не пять и не три, а одно. Как пазл, который складывается из десятков маленьких и больших выводов. Просто прийти, заказать картинку и через пару дней ее получить — это вообще не к нам. Мы не рисуем картинки, мы решаем проблемы. Только так появляется хороший дизайн.

Второй момент бытует, скорее, не среди клиентов, а среди дизайнеров-исполнителей. Это миф о том, что клиент всегда прав. Это пришло из сферы услуг. В таком случае мы сравниваем наше взаимоотношение с клиентом с визитом к доктору. Когда мы приходим к стоматологу, мы не рассказываем ему, что делать. Мы просто выполняем то, что он говорит, и ждем, когда станет легче. Точно так же и у нас: клиент приходит с проблемой, мы ее решаем. В инструментах, которыми мы ее решаем, он некомпетентен. Он знает свой бизнес, но он не знает психологию восприятия визуальных коммуникаций.

Просто прийти, заказать картинку и через пару дней ее получить — это вообще не к нам. Мы не рисуем картинки, мы решаем проблемы. Только так появляется хороший дизайн.

Нонна: Еще один стереотип, связанный с мнением клиентов о дизайнерах, говорит о том, что дизайнеры всегда хотят сделать только фестивальную работу, им наплевать на клиента и бизнес, они делают все только для портфолио. Мы с Глебом в первую очередь работаем на цели бизнеса, которые впоследствии могут быть оценены фестивалями, но это не самоцель. Дизайн должен работать, а не существовать просто так. Без функций это уже не дизайн, а перформанс, просто искусство ради искусства.

Каким бы вам хотелось видеть стандарт дизайна и профессии в нашей стране?

Нонна: Мне кажется, если мы будем больше думать о людях, об их потребностях, обществу будет чуть легче и удобнее жить, у нас не будет жутко навязчивой, кричащей рекламы, которая выедает глаза.

Глеб: Нельзя думать, что все люди с плохим вкусом и ничего не поймут. Мы за воспитание вкуса в целом. Если человеку не повышать планку, мы всегда будем оставаться на уровне, когда реклама – некачественная. Нужно предлагать что-то лучшее, чтобы через какое-то время это становилось нормой. Тогда и жизнь будет приятнее и удобнее.

Нонна: Бренды социально ответственны перед людьми. Мало того, что они продают товары, они еще и несут ответственность. Вот Nike — за спортивную нацию. За людей, которые стремятся к своей цели. Они понимают, что могут влиять на людей и улучшать их жизнь, мировоззрение, расширять горизонт. Не просто покупать кроссовки, а быть, ставить цели и достигать их.

Мы за воспитание вкуса в целом. Нужно предлагать что-то лучшее, чтобы   через какое-то время это становилось нормой.

А что вы вкладываете в свою работу? Есть ли у вас миссия?

Нонна: В начале карьеры так получалось, что мы больше работали с нишевыми брендами. Но у большинства людей ежедневные вещи как раз не нишевые, а масс-маркет. Масс-маркет несет ответственность за то, как выглядят наши города, как мы их воспринимаем, как мыслим. Мы потребляем его каждый день. Мы впитываем эту эстетику. Это особенно важно по отношению к детским и подростковым брендам, потому что они формируют вкус и наше мировоззрение, то, как мы будем выглядеть через тридцать лет. Их ответственность увеличивается многократно.

Нонна: Мы работаем с несколькими брендами масс-маркета, которые понимают, что пора меняться. Они хотят что-то поменять в себе и показать людям что-то лучшее. В этом тоже часть нашей миссии.

Глеб: Мы улучшаем жизнь людей посредством повышения уровня культуры. Ведь более эстетичная, приятная, удобная, функциональная среда повышает общий уровень культуры. Мы все вместе начинаем делать что-то лучше, продуманнее, красивее.

 

Розсилка, що розвиває вашу кар'єру

Підписуйтесь на щотижневу розсилку від головної редакторки Happy Monday з підбіркою найцікавішого контенту тижня, новин та кар'єрних можливостей.

Більше
Відгук

Повідомити про помилку

Текст, який буде надіслано нашим редакторам: