За последнее время к традиционным профессиональным ивентам — конференциям, форумам и мастер-классам — добавились хакатоны. Мы в Happy Monday всегда держим руку на пульсе крутых карьерных возможностей, поэтому 15-16 июня отправились на первый киевский геймджем GOING HYPER 2019, чтобы понять, как устроен хакатон и в чем его польза.
Что такое хакатон
Хакатон — это когда специалисты одного профиля формируют команды и решают конкретную задачу за ограниченное время (минимум 24 часа). В зависимости от сложности кейса, задачу могут описать заранее, а могут огласить уже в начале хакатона. В любом случае максимальное количество информации участники узнают непосредственно на ивенте. Помогают командам менторы — отвечают на вопросы и дают советы.
Мы все же попали на более классический хакатон, посвященный разработке гипер-казуальных игр — GOING HYPER 2019. Его впервые в Киеве организовали Center42, ACHIEVERS HUB и UNIT.City.
И первое, что мы узнали о хакатонах по разработке игр, это то, что их называют геймджемами. На этом геймджеме участникам нужно было за 24 часа разработать гипер-казуальную игру (т.е. несложную и визуально минималистичную, типа змейки в старой Nokia) и представить ее судьям.
GOING HYPER 2019 проходил в инновационном парке UNIT.City в субботу и воскресенье. Участникам создали максимально удобные условия, чтобы ничто не отвлекало от работы. Были завтраки, обеды, ужины, а также безлимитный кофе, что особенно важно для 24 часов без сна. Работать можно было на всей территории парка: в зале, на пуфах во дворе — кому как удобно.
На хакатонах что, реально никто не спит?
В целом, да. По словам участников GOING HYPER 2019, на хакатоне они спали от 0 до 5 часов. Поспать можно было на импровизированных кроватях из пуфов и пледов. И хотя участникам обычно никто не запрещает уехать домой или в отель, такой возможностью мало кто пользуется — не хардкорно 🙂
Как попасть на хакатон
Чтобы принять участие в хакатоне, нужно «всего лишь» разбираться в теме. Если это геймджем — разрабатывать игры, если это агрохакатон — разбираться в сельском хозяйстве и т.д.
Никакого строгого отбора на хакатон, как правило, нет. Подразумевается, что вы и так соответствуете всем критериям, раз подаетесь. Иначе делать вам там будет просто нечего. Примазаться к знатокам не получится — если вас «раскусят», то просто не возьмут в команду, а сами вы вряд ли справитесь.
Например, чтобы попасть на GOING HYPER 2019, нужно было просто подать заявку и заплатить символический вступительный взнос. Многие хакатоны вообще бесплатны, но даже там, где есть плата, она 100% компенсируется выгодами от участия.
Количество участников хакатона, по сути, ограничивается только местом его проведения. В среднем в хакатонах участвует примерно сотня людей. На GOING HYPER 2019 собрались 70 человек, которые в итоге поделились на 15 команд. В самой большой команде было 6 человек, а самая маленькая состояла вообще из одного (но зато какого, судя по всему!).
На хакатоны можно регистрироваться сразу всей командой, а можно приехать одному или вдвоем, а уже на месте присоединиться к таким же «одиночкам». Участников объединяет общая цель и желание выиграть, поэтому они, как правило, быстро находят общий язык и сообща работают над задачей.
А судьи кто?
Судят команды опытные эксперты в теме хакатона. Они же могут быть и менторами (как на GOING HYPER 2019), но не всегда. Вообще крутые эксперты — одна из самых привлекательных составляющих хакатонов. Некоторые и участвуют только ради того, чтобы познакомиться и пообщаться с лидерами в области.
Организаторам геймджема удалось привезти топовых международных и украинских экспертов, которые разрабатывают и издают игры. В итоге на хакатоне собрались 13 менторов / судей из компаний Voodoo, JoyPac, Green Panda, Lion Studios, Futurra Group, Megogo, BoomBit, Vivid Games, Live Animations, Ubisoft, Gismart, Murka и Tatem Games.
Менторы были доступны не только в часы консультаций — к ним можно было обратиться лично или в чате в любое время, они были на локации все выходные, делились опытом, советовали, поддерживали и переживали за команды. Вообще атмосфера на геймджеме была очень вдохновляющая, еще немного — и мы бы сами начали кодить 🙂
Из чего состоит хакатон
1. Регистрация участников. Все регистрируются, знакомятся между собой, получают welcome-пэки (там бывают даже зубные щетки, вот это забота!) и делятся на команды.
2. Презентация кейса. Организаторы рассказывают о задаче, ее условиях и основном тайминге, а также представляют менторов.
3. Образовательный блок. Для участников могут проводится лекции по темам хакатона, чтобы вдохновить их на свежие идеи.
4. Консультации менторов. Команды в индивидуальном порядке общаются с каждым ментором. Консультации могут проходить рандомно или в формате speed dating.
5. Работа в команде. Участники работают непосредственно над проектами. Это самая длительная и основная часть любого хакатона.
6. Защита проектов (питчинг). Команды презентуют свои идеи судьям, судьи принимают решение, награждаются победители, все радуются и празднуют.
От хакатона к хакатону структура может немного отличаться. Например, образовательный блок бывает не всегда — иногда все, что нужно знать участникам, можно рассказать и во время презентации кейса. На GOING HYPER 2019 он как раз был: представители компаний-спонсоров геймджема — Voodoo, JoyPac и Vivid Games — рассказали об особенностях разработки гипер-казуальных игр для западной и восточной аудитории. А независимый консультант Глеб Платонов рассказал, как правильно презентовать свой проект.
Как проходит защита проектов?
Команды презентуют свои идеи судьям за ограниченное время — например, 5 минут на питч и 5 минут на вопросы. В зависимости от кейса, в качестве визуализации можно использовать презентацию или показывать готовый продукт, как на геймджеме — гипер-казуальную игру. На GOING HYPER 2019 питчинг проходил на английском языке, поскольку многие судьи приехали из-за границы.
Каждую команду судьи оценивают по определенным критериям — игры, например, оценивались с точки зрения креативности, монетизационного потенциала и качества самого питчинга. Победитель определялся суммой баллов от всех судей. Важно, что победитель на хакатоне редко бывает один — как правило, раздают несколько призовых мест + спонсоры / судьи могут дополнительно награждать команды или отдельных участников на свое усмотрение.
Например, на GOING HYPER 2019 из 15 команд разные номинации и призовые места получили сразу пять команд. Кстати, первое место заняла команда с игрой To Pizza.
Хакатон с его тусовкой геймеров и сумасшедшей активностью произвел на нас очень мощное впечатление. Кусочек атмосферы геймджема можно почувствовать даже через видео 🙂
Что дает участие в хакатоне
Карьерные возможности
Хакатоны устраиваются не в последнюю очередь для того, чтобы собрать классных специалистов в одном месте и предложить им работу. Компании-организаторы и компании-спонсоры внимательно присматриваются к участникам, рассказывают о возможностях трудоустройства, обмениваются контактами и даже делают конкретные предложения о работе прямо на хакатоне. Приходить туда с конкретной целью найти работу, может, и не стоит, то точно стоит иметь эту возможность в виду, чтобы вовремя ею воспользоваться.
Прокачка скилов
Для специалиста участие в хакатоне — это шанс проверить свой максимум. Это вызов и эксперимент, для которого на обычной работе не всегда есть время и возможности. Плюс на хакатоне вы можете обменяться идеями, увидеть, как работают другие, узнать о новом способе, методе чего-угодно — в общем, это однозначно инвестиция в свое развитие как профессионала.
Ценные призы
Все, конечно, зависит от хакатона, но, как правило, победители в числе прочего получают и ценные призы.
Победители GOING HYPER 2019 получили набор уникальных AR-книг от Live Animations и билеты на конференцию по геймингу Casual Connect в Лос-Анджелесе. А в спонсорских номинациях команды могли выиграть сумки и футболки, геймерское кресло, билеты на Atlas Weekend или Games Gathering.
Возможности для своего продукта / идеи
Важная составляющая любого хакатона — это поддержка инноваций. Хорошие идеи тут очень ценят и помогают продвигать, поэтому выиграть можно не только материальные призы, но и, например, спонсорство.
Победители геймджема получили спонсорскую помощь от JoyPac и Futurra, а также паблишинг-поддержку от главного спонсора мероприятия — компании Voodoo. Это мегаважно, потому что разработать игру — это одно, а сделать так, чтобы она нашла свою аудиторию и стала популярной — совсем другое. Плюс команде достался доступ к программе UNIT.Perks, а это сервисы и ПО общей стоимостью более $220 000.
Нетворкинг
А еще хакатон — это ну оооочень много качественного общения. Здесь вы не встретите «левых» людей, которые пришли просто так. Здесь все — единомышленники и коллеги с общими интересами. Поэтому каждый завязанный на таком хакатоне контакт рано или поздно обернется пользой — совместным проектом, предложением работы, инвестициями или просто вовремя сказанным советом.
«Круче вообще просто некуда. Одно только письмо от Futurra Group чего стоит. Думал поработать у них. А они мне сами после геймджема как участнику написали, мол, готовы к любым предложениям. Еще запартнерился с одним из участников по поводу проекта, вдохновился кучей ярких идей и просто расширил свое понимание жанра».
«Отличное мероприятие для коннекта разработчиков и издателей. Локация супер, еда вкусная, организация на высоте. В целом геймджем очень понравился, жду следующего :)»
Зачем это компаниям?
Зачем участвовать в хакатоне, мы уже выяснили. А вот зачем их организовывают?
Все просто: на хакатонах организаторы и спонсоры находят инновационные решения и талантливыми кадрами для своего бизнеса в максимально органичный способ. Win-win situation 🙂
Поэтому если вы компания и только что поняли, что вам тоже нужен крутой хакатон для сотрудников или поиска талантов, обращайтесь к команде Center42 или Happy Monday.