Вам кажется, что в вас нет ничего особенного? Это не так! Просто с детства нас учат фокусировать внимание на своих слабых сторонах. Но правильно ли это? Ищем ответ вместе с коучем!
Социум беспощадно указывает на наши ошибки, а остальное принимает как должное. Так весь фокус нашего внимания смещается на слабые стороны. Но такой подход имеет много недостатков.
Наш автор — Наталья Сапрыкина, коуч, консультант и бизнес-тренер.
Сначала маленький тест
Вопрос №1. Назовите ваши слабые стороны. Чего вам недостает, над чем еще нужно работать? Остановитесь и не читайте статью дальше. Запишите.
Вопрос №2. В чем ваши сильные стороны? Что дается вам легко, выделяет на фоне всех остальных? Еще раз остановитесь, не читайте статью дальше. Запишите.
Если у вас получилось написать список слабых сторон сразу, но пришлось напрячься, чтобы сформулировать сильные, — неудивительно. В 95% случаев люди сразу отвечают длинным списком на вопрос о том, над чем им надо поработать. А вот вопрос о своих сильных сторонах обычно заставляет задуматься.
Почему нам нужно выделяться?
Мы привыкли воспринимать свои сильные стороны как должное и не уделять их развитию особого внимания. Все бы ничего, с этим можно жить… Если бы не стремительно меняющийся мир вокруг.
Тренды развития рынка труда указывают на глобализацию, автоматизацию, все большую востребованность фриланса, аутсорсинга и временных проектных команд. Что приводит нас к логичному заключению — выделяйся, чтобы быть востребованным. Или довольствуйся тем, что останется на рынке труда после того, как тренды станут нашей привычной реальностью.
После осознания этой мысли первый вопрос, который задают мне клиенты: «Что делать?! Во мне нет ничего особенного!»
Спешу успокоить — у каждого из нас есть сильные стороны. Часто мы их не осознаем, но они точно есть!
С чего начать?
Часть 1. Исследование
1) Самоисследование. В спокойной обстановке сядьте и напишите все ответы на вопрос: «Что у меня получается хорошо?», которые пришли вам в голову.
Важно: вспомните, что вы делали хорошо, но вас за это не хвалили. Дело в том, что детей обычно хвалят тогда, когда получилось хорошо то, что обычно давалось плохо.
2) Опрос друзей. Попросите друзей и знакомых назвать 3 ваших сильных стороны. Пусть не только называют качества, но и постараются описать, что именно имеют ввиду.
Важно: суть в том, что за одними и теми же словами могут скрываться разные смыслы. И наоборот, за разными словами может стоять один и тот же смысл.
3) Пройдите различные тесты. Например, тест Адизеса, тест на тип мышления.
Важно: существуют профессиональные тесты по профориентации, результаты которых вы анализируете вместе с экспертом.
Часть 2. Анализ
Проанализируйте полученные данные. Какие ваши качества и особенности повторяются во всех исследованиях? Это и есть ваши сильные стороны. Поживите с этой информацией. Понаблюдайте за собой какое-то время, отмечайте ситуации, где эти навыки проявляются.
Как развивать свои сильные стороны в карьере?
1) Подумайте, где в вашей работе вы уже проявляете свои сильные стороны.
Подсказка: если мы реализуем свои сильные стороны, которые к тому же являются нашими природными талантами, мы чувствуем удовлетворенность.
2) Проанализируйте, в какой профессии ваши сильные стороны востребованы и будут востребованы в ближайшие пару десятков лет. Если это та же профессия, которая у вас сейчас, все отлично. Если нет — возможно, стоит задуматься, в какой профессии вам было бы интересно реализовать себя в будущем.
3) Набросайте список, как вы можете дальше развивать свои сильные стороны, чтобы стать узнаваемым и востребованным на рынке.
А что делать со слабыми сторонами?
С ними совсем не работать, спросите вы? Работать. Но тут важно понимать, насколько серьезно вы хотите прокачать конкретное качество. Возможно, достаточно просто его усилить до приемлемого уровня.
В частности, многое зависит от того, кто вы в компании — рядовой сотрудник, менеджер или руководитель. Однозначно, что один и тот же навык (слабая сторона) на разных уровнях воспринимается по-разному.
Например, линейному сотруднику не так важно развивать навык успешной коммуникации, как менеджеру или руководителю. Для него на первый план выходят задачи в пределах должностной инструкции.
Зато работник на соответствующей административной должности просто обязан работать над таким качеством, как внимательность к деталям. Но если он вырастет до руководителя, то сможет делегировать часть рутинной работы подчиненным.
Обладая сильными природными сторонами, которые выделят вас на рынке, и слабыми сторонами на приемлемом уровне, вы станете ярче и востребованней на рынке труда.
А станете счастливей в своей профессиональной деятельности — станете счастливей в жизни в целом. Чего вам искренне желаю!
Читайте еще в рубрике «Практикум»: «Как определить свои сильные и слабые стороны? И чем это поможет вашей карьере?»