Все статьи Новости Поиск работы Истории Карьера Развитие Happy HR

5 вещей, которые нужно знать о профессии стратега. Колонка Ольги Нестеренко

18.12.19 Карьера 4 min reading

Что такое маркетинговая стратегия, кто отвечает за ее реализацию и что нужно, чтобы преуспеть в этой профессии? Рассказывает Ольга Нестеренко, бренд-стратег и владелица маркетингового агентства Nebo ideas agency.


1. Что такое стратегия


Маркетинговая стратегия — это первое слово бренда. Именно она определяет, каким путем бренд будет двигаться к своим целям. После поверхностной стратегии получается очевидный креатив, унылое воплощение, да и вообще работать с таким проектом не хочется. Но когда в стратегии есть драйв — совсем другое дело.

Существуют разные виды маркетинговой стратегии. 

  • Бренд-стратегия определяет позиционирование бренда, основные направления в работе, ставит эмоциональные акценты и создает фишки, которые подчеркнут уникальность бренда.
  • Стратегия коммуникации позволяет понять последовательность таких действий, как создание и присоединение новых брендов, изменение фирменного стиля, проведение рекламных и PR-кампаний. Мне нравится принцип омниканальности — когда один канал перетекает в другой и вместе они выстраиваются в цельную картинку.
  • Контент-стратегия показывает работу каналов коммуникации в рамках определенной кампании и конечного проекта. Она значительно детальнее стратегии коммуникации и в большей степени использует собственные каналы бренда.
  • Медийная стратегия дает наиболее четкие ответы среди всех видов стратегий. Она позволяет планировать, с каким количеством людей, в какое время дня или ночи мы будем общаться и какова стоимость одного такого контакта.

Стратегия — это один из элементов маркетинга, который двигает бизнес вперед.

Но не стоит думать, что любая коммуникация повысит ваши продажи, принесет моментальные результаты и выведет вас в плюс. Некоторые телодвижения оправдываются спустя года, работают только в сумме с другими активностями или и вовсе проваливаются. Стратегия позволяет минимизировать риски, но избежать их невозможно.


2. Кто такой стратег и в чем состоит его работа


Стратег — это человек в команде, который отвечает как за целостное создание и продвижение бренда, так и за точечные решения, связанные с контентом, медиа и инсайтами.

Стратег может работать как на стороне агентства (консалтингового, маркетингового, креативного, медийного), так и на стороне клиента (в любой сфере). 

Если мы говорим о работе на стороне клиента, то каждая компания определяет функции стратега самостоятельно. Как правило, на стороне клиента стратег работает с одним или несколькими брендами, постоянно отслеживает динамику и результативность продвижения бренда и корректирует план действий.

К сожалению, роль стратега в креативном агентстве мало понятна украинскому рынку. Тем не менее, именно на стороне агентства у стратега больше возможностей вырасти, пробовать новые вызовы и категории каждый месяц. На стороне агентства стратег переосмысливает задачу клиента, курирует анализ, разрабатывает позиционирование, создает стратегию коммуникации, брифует и направляет креативную команду в соответствии со своими находками.

Может сложиться впечатление, что стратегии создаются одним человеком, но для крутого результата лично я вовлекаю всю команду. Ведь нам предстоит ответить на фундаментальные вопросы: «Кто мы? Откуда? Куда мы идем?», а для этого нужен симбиоз разных людей, мировоззрений и специализаций. Стратег отвечает за общий результат и сами решения, но в его команду входят аналитики, менеджеры, дизайнеры, копирайтеры.


3. Какие навыки и компетенции нужны стратегу


Профессия стратега сложна тем, что совмещает полярные функции: стратег постоянно решает бизнес-задачи, при этом его решения должны быть яркими и одновременно логичными. Поэтому творческий подход и навыки нестандартного решения задач помогут вырваться за рамки предсказуемости. А холодный разум, педантичность и логика не дадут оторваться от земли и бизнес-задач. 

Очень важно стратегическое мышление — я вообще уверена, что этот навык пригодится, даже если вы не работаете стратегом.

Стратегическое мышление делает бесценным любого креатора — ведь он может просчитать свою идею на несколько шагов вперед.

Стратеги — не киты. Чтобы выжить, кит должен всасывать до 8 тонн планктона в день, поэтому он не может себе позволить быть избирательным в том, что попадает к нему в организм. Но мы, стратеги, должны быть очень переборчивы в информации, которую поглощаем. Ставить все под сомнение — одна из наших задач.

Кроме особого склада ума, стратегу необходимо иметь и практические навыки: нужно уметь работать с аналитическими базами и результатами исследований, находить информацию в открытых источниках, проводить брифинги и шторминги, делать презентации в Power Point или Keynote, составлять Excel-таблицы.


4. Как стать стратегом


Сегодня стратегом может быть кто угодно. Нынешние рекламисты — в прошлом менеджеры крупных компаний, КВНщики, художники… Нашей профессии уже учат в университетах, но там нет распределения по функционалу на дизайнеров, копирайтеров, менеджеров, стратегов и аналитиков. Данную функцию берут на себя образовательные платформы: КАMА, Икра, Projector, Свободная, ВШК. Также скоро запускается Rockets Acаdemy, где я буду одним из лекторов.

Первым шагом на пути к профессии стратега может быть создание собственного бренда.

Вы — человек и одновременно бренд. Разделите свою аудиторию на сегменты, выберите среди них ядро, взвесьте свои сильные стороны и точки роста, найдите уникальность своего бренда и создайте контент-стратегию для собственных каналов коммуникации на следующий месяц.

Чтобы стать стратегом, нужно понимать весь процесс создания идеи и развития бизнеса, поэтому я советую попробовать себя на разных позициях, несколько раз круто поменять свою жизнь и совершить десяток болючих ошибок.


5. Чем вдохновляться, чтобы развиваться в профессии


Вдохновляться и прокачивать себя нужно каждый день. Могу порекомендовать несколько ресурсов.

Маркетинг: https://www.adweek.com, https://adage.com, https://curiosity.com/

Культура: https://thehustle.co/daily, https://artsandculture.google.com/, https://knife.media/, https://www.vice.com/en_us, https://mashable.com/ 

Визуальное искусство: https://pixride.com/, https://www.vogue.it/en/photovoguehttps://www.instagram.com/hey_reilly/, https://artsandculture.google.com/ и сериал «Абстракция: Искусство дизайна» (оба сезона).

Книги: Дэниел Канеман «Думай медленно, решай быстро», Дэвид Иглмен «Мозг: ваша личная история».

Не буду давать слишком много ресурсов, так как при желании их легко можно найти в интернете. Я дам более ценный совет: изучайте тех, кто влияет на общественное мнение. Опра может заставить расплакаться кого угодно, Свинка Пеппа превращает взрослых людей в своих фанатов, сериал «Друзья» — бессмертен. В таких феноменах можно найти ответы и научиться значительно большему, чем в готовых инструкциях.

Читайте также

Как начать карьеру маркетолога?

Кто такой инфлюенс-маркетолог и что нужно, чтоб им стать?

Що читати маркетологам: 7 книг для професійного розвитку

Newsletter that develops your career

Subscribe to Happy Monday's weekly newsletter, prepared by our editor-in-chief, with a selection of the most exciting content, news, and career opportunities.

Больше
More More for companies
Job seekers
For companies
Войти
Have idea!

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: