Все вокруг говорят про персональный бренд, а вы все еще не уверены, что вам это нужно? Нина Левчук, Startup&VCs Lead в Google и автор курса «Персональный бренд как инструмент роста», рассказывает, кому важно работать над личным брендом и с чего начать.
Как я пришла к теме персонального брендинга
Более 5 лет назад я стала выступать ментором для других специалистов. Быстро выяснилось, что есть прямая связь между успехами в карьере и бизнесе и тем, как человек себя позиционирует. Тогда я стала (сначала неосознанно) во время менторских сессий направлять своих менти в этом ключе. Мы стремились выстроить их бизнес-процессы и структуры так, чтобы это помогло правильно позиционироваться среди коллег, в обществе, на рынке. Это помогало им строить карьеру или развивать бизнес. С каждым менти я проходила определенные этапы построения персонального бренда.
Позже я поняла, что надо изучить этот вопрос шире и более системно. На Западе тема персонального бренда как раз начала активно развиваться. Тот же Гари Вайнерчук и другие предприниматели начали говорить об этом как о системном подходе.
Будучи экспертом в маркетинге, я поняла, что люди — это те же продукты. И приемы, применимые в продвижении продукта через традиционный и диджитал-маркетинг, актуальны и для человека.
Изучив структуру, наработанную западными коллегами, я решила адаптировать ее для нашей аудитории. Существующие решения усилила собственным виденьем и опытом. Далее разложила структуру на этапы: определение социальных и профессиональных ролей, изучение аудитории, выбор каналов коммуникации, понимание рисков, связанных с личным брендом, и, конечно, персональный бренд как инструмент продаж. В результате появился наш совместный проект с платформой «Суперлюди» — онлайн-курс «Персональный бренд как инструмент роста».
Персональный бренд: кому и зачем он нужен
Личный бренд — это то, что о вас думают другие люди как о личности и профессионале. Хорошо проработанный личный бренд поможет получить работу мечты или развивать собственный бизнес.
По статистике, персональный бренд руководителя на 77% повышает шансы привлечь ценных сотрудников и на 70% увеличивает вероятность их удержать. Поэтому собственники ищут на позиции топ-менеджмента людей с наработанным личным брендом.
Тем, кто строит свою компанию, личный бренд поможет привлечь клиентов и партнеров. Появляется аудитория, которая доверяет предпринимателю и готова купить любой его продукт. Яркий пример — Илон Маск, который недавно открыл свою школу, и моментально появились желающие там учиться.
Личный бренд важен и для фриланс-специалистов — чтобы выдержать конкуренцию, им нужно заниматься формированием персонального бренда уже сейчас.
Еще одна категория людей, которым не обойтись без персонального бренда — основатели стартапов. Многие инвесторы максимум внимания уделяют изучению команды, а уже потом смотрят на идею. Если фаундер известен как эксперт в своей отрасли и как человек, умеющий достигать целей, если ему доверяют потенциальные клиенты, больше доверия будет и у инвесторов.
Формула личного бренда
Есть такая формула личного бренда:
(профессиональные роли + социальные роли + личность) х коммуникация.
Профессиональные роли — это все, что связано с работой и бизнесом, ваша экспертность. Я, например, эксперт в маркетинге, продажах, стратегии и в построении личного бренда.
Социальные роли — отражение позиции в обществе. Человек может нести идеи гендерного равенства, популяризовать науку, поддерживать развитие спорта. Одна из моих социальных ролей — развитие карьерных возможностей для женщин. К социальным ролям могут относиться и роли в семье, если вы делаете их частью бренда.
Личность — набор персональных качеств. Это не обязательно мягкость и дружелюбие. Есть известные люди, которые строят личный бренд на резкости, колкости и сарказме. Иногда это, что называется, «в тему».
Набор этих ролей и качеств делает вас уникальным. А регулярная и продуманная коммуникация выступает мультипликатором.
Три составляющие личного бренда
Личный бренд формируется из трех составляющих.
- Первая — ваша экспертность. Это то, что существует объективно.
- Вторая — что вы о себе говорите.
- Третья — что о вас говорят другие люди.
Первые два пункта легко контролировать. Нужно постоянно повышать свою экспертность, получать новые знания, опыт и рассказывать об успехах. С третьим пунктом сложнее: чтобы контролировать, что о вас говорят другие, важно самому инициировать коммуникацию с аудиторией, понимать ее цели и стратегию. То есть чем активнее вы работаете над первыми двумя составляющими, тем больше контроля имеете над третьей.
Стратегия личного бренда
Прежде чем разрабатывать стратегию, ответьте на вопрос: «Зачем мне это нужно?».
Формирование персонального бренда — длительный процесс, и вам нужна внутренняя мотивация, чтобы не бросить все на полпути.
Далее проведите подготовительную работу. «Погуглите» себя, изучите информацию и удалите все, что может вас скомпрометировать: резкие посты, фотографии со студенческих вечеринок и шутки, которые можно неправильно интерпретировать.
После этого начинается разработка стратегии персонального бренда. Для начала перечислите абсолютно все свои роли и яркие черты личности. Затем определитесь, что из этого будете транслировать публике, а что останется личным.
Площадки для коммуникации
Чтобы определить оптимальные площадки для коммуникации, нужно понимать целевую аудиторию и места ее «обитания». Какими социальными сетями пользуются эти люди? Какие блоги и медиа они читают? На каких профильных ресурсах часто бывают?
Одной площадки недостаточно, но и десятки платформ осваивать не нужно: лучше качественный и регулярный контент на 3-4 площадках, чем плохой на 15-ти. Если вы «целитесь» в бизнес-аудиторию, набор может быть таким: Facebook, LinkedIn, блог на Medium и колонка в профильном медиа.
Важно, чтобы специфика площадки позволяла максимально отобразить ваши сильные качества. Если вы хороший спикер, стоит создать канал на YouTube. Если есть сильная визуальная составляющая, полезен Instagram и Вehance.
Когда вы определитесь с ролями, построите стратегию и выберете площадки, останется только регулярно создавать контент. Приготовьтесь, что на это потребуется время и силы. Зато через несколько лет сильный личный бренд может кардинально изменить вашу жизнь.
Больше о личном бренде и других инструментах развития карьеры можно узнать в книге «Кар’єра без драм і травм» основательницы и СЕО Happy Monday Анны Мазур и редакторки Насти Пасенко — о том, как разобраться в себе, развиваться карьерно и получать удовольствие от работы. А Нина Левчук выступает в книге в качестве приглашенной экспертки!
Читайте также
Искусство самопрезентации: как личный бренд влияет на ваш успех
Как и зачем строить личный бренд. Советы Владимира Дегтярева
5 книг, которые помогут прокачать персональный бренд
Спасибо!
Теперь редакторы в курсе.