Можно ли научиться музыке без консерватории? Что нужно, чтобы быть успешным композитором или артистом? В чем залог успешной карьеры в этой сфере? На эти вопросы отвечает известный композитор, музыкант, артист и лектор Алексей Шмурак.
Алексей закончил Национальную музыкальную академию имени Чайковского, работал в сфере современной академической музыки, а сейчас занимается рядом интердисциплинарных проектов в качестве партнера Goethe-Institut и арт-пространства Plivka. Мы побеседовали с Алексеем о новых музыкальных форматах, карьере композитора и музыканта, а также особенностях современного музыкального образования.
Алексей, кто вы в первую очередь – артист, композитор, музыкант?
Недавно понял, что пора в очередной раз обновлять биографию. Нынче безопаснее всего написать, что ты медиаартист. Вроде бы общее место – все артисты работают с медиа. Но в моем случае любая другая формулировка отрезала бы меня на символическом уровне от возможности высказаться. Если ты композитор, не суйся делать инсталляции на стенах. Если пианист, чего за барабанные палочки взялся? И так далее. А я не хочу себя ограничивать.
Конечно, музыкальная идентичность сохраняется. В голове звучит музыка – известная, да и новая сочиняется на ходу. Любое услышанное и интересное с музыкальной точки зрения событие я сразу же анализирую и определяю (высоту, ритмическую структуру, тембр и так далее). Впрочем, настоящая, истинная идентичность автора или артиста для потребителя арт-продукта значения не имеет. Им важнее миф – например, личность Бэнкси или, на худой конец, Гомера.
Фото Лены Самойленко
Нужно ли заканчивать консерваторию, чтобы стать композитором, музыкантом?
Консерватория дает определенные навыки и знания, которые трудно системно и удобно получить в другом месте. С другой стороны, к сожалению, она многое не дает и даже, напротив – многое отнимает.
История показывает, что многие выдающиеся и вполне успешные музыканты не то что консерваторию не заканчивали, но даже и в музыкальную школу не ходили.
К тому же бурно развивается онлайн-обучение, более глубоким и полезным для понимания музыки становится контент социальных сетей и специализированных сайтов. Появляются живые лекционные курсы, интенсивы, мастер-классы. Обнаруживаются новые входы в музыку – через импровизацию, тело и телесность, театр, клубную танцевальную культуру. Академические структуры, особенно в нашей стране, за этим всем, мягко говоря, не поспевают.
Как вы относитесь к академической музыке? А к импровизации? Ваша музыка – это монолог или диалог?
Три очень разных темы. Отвечу по порядку.
Я не ограничиваю себя рамками академической музыки. Она, на мой взгляд, игнорирует слишком много аспектов. В то же время нотная, композиторская оптика – это важная часть аппарата осмысления, структурирования. Но это палка о двух концах – если слишком много анализируешь и определяешь через формальное название, теряешь живость, включенность, физиологичность. Я считаю, что классическая музыка пошла каким-то очень однобоким и неадекватным путем последние 70-100 лет. При этом она лишилась своей прежней социально-экономической базы и культурного доминирования, но провела множество интересных лабораторных испытаний, результаты которых мы можем спокойно использовать.
По поводу импровизации. Слишком много вещей понимают под этим словом. Если вопрос касается современной свободной импровизации, лишенной строгих ограничений стиля (например, барочная импровизация, джазовая или соло гитариста в роке), то это очень интересная и важная практика, которая позволяет интеллектуально раскрепоститься, по-новому взглянуть на свой инструмент, на себя, на взаимодействие. Интересно ли это постороннему наблюдателю, слушателю? Являются ли подобные практики потенциальным продуктом? Да, в нишевом контексте. Я лишь косвенно прохожусь по импровизации в своих проектах, но есть артисты, коллективы и лейблы, которые занимаются этим всерьез. В любом случае не-импровизацию продать легче: слушателю проще взять что-то знакомое и надёжное, где он знает правила игры.
К вопросу о монологе или диалоге в музыке. Музыка, как и любая другая форма искусства, – это насилие, легкое или жестокое. Мы не предлагаем слушателю выбор, а если и предлагаем, то это, скорее, манипуляция, нежели честный и равноправный диалог. Но слушатель этого и хочет. Вопрос в том, насколько мы уважаем слушателя, какого уровня задачи ему ставим, какого порядка вопросы задаем.
Фото Жени Перуцкой
Какие изменения в музыке происходят в последнее время? Какие тенденции? Как соотносятся музыка и современная реальность?
Музыка успешно встроилась в новые медиа, в интернет, в гаджеты. Нет ни одной новой технологии, которая избежала бы оптики музыки. Но то же случилось и с другими классическими видами искусства. Нужно просто признать, что ситуация изменилась, и принять ее с ускоряющимися реакциями, с упростившейся и ожесточившейся матрицей оценок, с фрагментирующимся временем.
Музыка как индустрия эти новые веяния приняла. Немного, возможно, отстает система называния: мы по-прежнему употребляем слово «композитор», старательно разделяем «музыку» и «саунд-дизайн», бальзамируем трупы филармоний.
Чем хорош современный мир? Любой человек, независимо от взглядов, может с помощью соответствующих форумов, фильтров в ленте новостей и подходящих каналов найти свой уютный уголок, где будет торжествовать удобная ему система ценностей и коммуникации. С музыкой произошло то же: вы всегда найдете артистов, залы, лейблы, даже лекции и целые образовательные учреждения на свой вкус. Просто в некоторых случаях придется заморочиться и поискать.
Подчеркну, что я придерживаюсь иной позиции: нужно всегда искать новое, поощряя изменения в себе. Менять понимание терминов, выходить за рамки. Нужно иногда не бояться совершать вылазки на чужую территорию.
А чем вы занимаетесь сегодня?
Я работаю в нескольких направлениях. Как музыкант, я пишу песни, музыку для танца (движения) и мультижанровые перформансы. Как лектор и ментор, я читаю лекции, похожие на стендап, провожу лаборатории, а вскоре, чувствую, буду делать интенсивные практические мастер-классы. Как медиаартист, участвую в создании целостных пространств или действ, которые включают в себя звук, свет, визуальное искусство, слова и синтетические жанры типа театра, перформанса или инсталляции.
Я делаю все эти вещи не один, а с киевскими коллегами. Большинство музыкальных и инсталляционных проектов я делаю с композитором Олегом Шпудейко. Раньше я обычно больше отвечал за клавиши, а Олег за электронику, но за последние годы распределение функций стало более сложным и интересным. Некоторые перформативные и все образовательно-популяризаторские проекты создаю с Димой Казаковым, у которого театральное образование и поэтическая идентичность дополняют кураторскую позицию в арт-пространстве Plivka.
Фото Ивана Напреенко. Алексей Шмурак и Олег Шпудейко на концерте в Берлине.
Как относитесь к авторитетам? Есть ли в музыке разрыв между поколениями композиторов?
Я прислушаюсь к любому человеку, технический и коммуникативный опыт которого в данном вопросе не вызывает сомнений. В аду дорогу спрошу у Вергилия, грубо говоря. Другое дело, что иногда хочется и даже нужно пойти по, казалось бы, неэффективному пути, чтобы найти что-то новое. Так и совершается множество открытий.
Разрыв есть не только между поколениями композиторов, но и между одним и тем же композитором образца разных лет. Например, Леша Шмурак осени 2014 года совершенно не понял бы Лешу Шмурака лета 2018. И это круто.
Меняется так много и так сильно, что оставаться «представителем своего поколения» так же глупо, как и продолжать воевать в лесу спустя годы после окончания войны.
Как вы боретесь с творческим кризисом?
Как и с любым другим. Задаю себе вопрос о целях, задачах, средствах, первоначальных интенциях, изменившейся ситуации. Всегда полезно спросить «зачем», «для кого/чего», «к чему это приведет», «что это даст». А вопросы «как» и другие, им подобные, всегда второстепенны.
Как можно выделиться новичку в вашей среде? Как пробиться, чем зарабатывать?
Выделиться несложно. Для этого достаточно что-то производить – интересно, ярко и упорно. А пробиться куда? Зависит от цели. Например, в экспериментальном искусстве важно наработать себе имя и установить множество горизонтальных связей. Это быстро не делается. Зарабатывать можно решительно чем угодно. Но если поставить целью обеспечивать себя исключительно музыкой, то есть два основных пути: рынок и институции. Не буду говорить, какой путь лучше: советую попробовать оба.
В Украине практически отсутствуют заказы на современную академическую музыку: за этим лучше ехать в подходящие для этого страны – Германию, Австрию, Францию, Нидерланды. Рынок музыки для рекламы, ТВ, кино и игр сейчас интернационализирован, поэтому все равно, где жить, главное – усердно изучать матчасть и все технические вопросы. В неакадемической музыке, ориентированной на выступление, важно выработать визуальную стилистику, узнаваемость бренда, нужно создать о себе миф.
Фото Петра Захарова
Что важно знать, уметь и какими навыками владеть молодому музыканту и композитору? И где этому можно научиться?
Желательно попробовать все возможные практики. Дирижировать, петь, играть, набирать ноты, организовывать ансамбли, писать песни, диджеить, заводить танцующую толпу, писать музыку к рекламе, фильмам, сотрудничать с театром, делать звуковые инсталляции, исследовать свои инструменты, редактировать звук в компьютере, разбираться в звукозаписывающей и звуковоспроизводящей технике, в акустике пространства, в работе электромузыкальных инструментов, читать лекции, преподавать, ездить по миру, вести яркий Instagram-аккаунт и так далее. О, забыл, – еще читать умные книги и статьи.
Важно уставать и набираться сил, разочаровываться и влюбляться, принимать решения «навсегда» и потом легко или тяжело от них отказываться. Учиться этому в одном учреждении невозможно. Надо жить на полную катушку.
Если же говорить о конкретных ресурсах, то я бы посоветовал изучать партитуры с параллельным слушанием (особенно это касается фортепианного и камерного Бетховена, фортепианного Шумана, симфонического Сибелиуса). Это те случаи, когда концентрация мысли на квадратный сантиметр очень впечатляет.
Было бы хорошо посмотреть на Youtube живые выступления джазового пианиста Ahmad Jamal (его работы с ансамблем, начиная с 90-х гг прошлого века по современные) – он замечательно работает со временем и диалогом.
Если вам мил Telegram, подпишитесь там на канал Алексея Мунипова – наверное, он лучший из популярных русскоязычных журналистов с заметками о музыке. Интересные статьи о композиторской и экспериментальной музыке выходят на syg.ma.
Если вы решили взяться за музыку всерьез, вам помогут онлайн-курсы. По моей просьбе их список составил Олег Шпудейко, также известный как электроакустический артист Heinali, так что благодарности отсылайте ему. Итак:
курс Learn Music Online with Berklee;
курс о музыкальном бизнесе на Coursera;
курс о музыкальных технологиях на edx;
курс об исполнительской физиологии от Джулиардской школы.
Заглавное фото статьи Алекса Киященко
Интересны необычные профессии? Вас может заинтересовать интервью с поэтом Ваней Якимовым.
Спасибо!
Теперь редакторы в курсе.