Душа сетевой поэзии Киева. Поэт-современник, собирающий сотни людей на выступлениях. Украинский автор, продавший за полгода ~2000 экземпляров своей книги. Какие бы ярлыки ни вешали на Ваню Якимова, он остается самим собой — добрым человеком, который просто пишет стихи и просто их читает.
Интервью записано по мотивам разговора Лилит Саркисян и Вани Якимова во время Поэтического Illustration Lunch в IIIIT art store. Представьте: холодный ноябрьский день, за окном моросит дождик, прекрасная Лилит улыбается и обращается к Ване с вопросами…
Ваня, сейчас вас знают как столичного поэта. Вы всегда увлекались стихами? С чего начинали?
Нет, в детстве я увлекался всем понемножку, без глубины. Я благодарен своим родителями за то, что они много вкладывали в мое развитие. Это дало хорошую базу.
Я закончил киевский политех. Полюбил стихи во время учебы в институте. Первые мои слушатели, самые близкие сердцу, остались в прокуренных чертежках и тесных кухнях тех лет. Постепенно я понял, что мне также интересно сочинять стихи.
Первый большой концерт состоялся в Доме архитектора. Помню, организатор перед началом побежал к метро раздавать флаеры, чтобы хоть как-то наполнить зал. А дальше? Дальше сработало сарафанное радио.
Я пишу стихи на телефоне, изредка — в блокноте. До недавнего времени у меня даже не было ноутбука. Я просил его у знакомых, если была такая необходимость. Мне этого достаточно.
Как окружающие восприняли ваше решение писать стихи?
Мне везет, что меня часто не воспринимали всерьез. Я работал в большой компании. Когда говорил, что буду писать стихи, мне говорили с усмешкой: «Ну пиши». Когда я делился планами о книге или о том, что хочу собирать залы, никто просто не верил в это, да и как поверить-то. И это всегда играло мне на руку. От меня ничего не ожидали. И не ждут сейчас. Правда в том, что каждый сам является кузнецом своего счастья.
Мне везет, что меня часто не воспринимали всерьез.
Какая сейчас ситуация с поэзией? Кто еще на виду? За чьей деятельностью вы следите?
Раньше я думал, что поэзия — это ветхий и навсегда утративший актуальность жанр. Мое сознание перевернулось на концерте Евгения Евтушенко. Когда я увидел полный аншлаг и запаркованную дорогими автомобилями площадь перед театром Франка, где яблоку было негде упасть, ощутил атмосферу концерта, и, наконец, услышал непрекращающиеся на протяжении минут двадцати аплодисменты… Это была фантастика: зал кричал как на рок-фестивале, просил стихи на бис. Я такого никогда раньше не видел и представить не мог. Вот так, один человек на сцене и больше ничего… Мурашки по коже.
Современная сценическая поэзия, по большому счету, — пустая ниша. Как писал Пастернак «… отсутствует вакансия поэта, она опасна, если не пуста». Но при этом сетевых авторов очень много, сотни! Сильных, ярких, со своим автографом!
С удовольствием читаю Андрея Лысикова (Дельфин), Веру Павлову, Ваню Пинженина.
Часто посещаю схожие с моими форматы концертных чтений. Иногда приходится испытывать «испанский стыд» — когда самому неловко, будто становишься случайным свидетелем чужих оплошностей. Очень отвлекает от сути желание чтеца больше понравится публике, нежели передать рифму или образ стихотворения. Хотя все это субъективно и не мне судить. Вообще судить других — последнее дело.
Как вы развиваетесь, чему учитесь?
Вчера, например, целый день просматривал в Youtube передачи Вениамина Смехова «Я пришел к вам со стихами», разные поэтические вечера известных мастеров.
Разбираю их подробно, как футболисты игры (смеется). На повторах, медленно, по интонации, по настроению, анализирую. Выписываю стихи, учу новые, повторяю старые и так далее. Это бесконечная работа.
Конечно, концерты, репетиции, записи — все это маленькие шажочки собственного роста.
Любое мастерство приходит с опытом, я же не с Луны упал такой весь готовый. Тот же принцип работает в любом другом деле, чем бы вы ни занимались.
Современная сценическая поэзия, по большому счету, — пустая ниша.
Чего вы хотите достичь в поэзии как профессионал?
Разумеется, у меня есть цель, к которой я иду, но которую, с вашего позволения, желаю сохранить в секрете.
Насколько финансово выгодно писать стихи?
Ох, если бы я мыслил категориями выгоды, то оставался бы до сих пор в найме. Всякое творчество — это рулетка. Нужно делать так, простите за избитую фразу, как велит твое сердце. А выстрелит это или не выстрелит — неизвестно. Поэзия не любит полумер, ты не добьешься успеха, если не будешь отдаваться процессу целиком и полностью, жертвуя всем. Только так, я других схем не видел.
Выгодно в наше время заниматься программированием, вот что выгодно. Фармацевтика вроде тоже прибыльная сфера. А поэзия… тут как-то по-другому все.
Я заметила, что после своих выступлений вы сразу уходите. Многие даже не успевают вам подарить цветы, сфотографироваться. Почему так?
Начнем с того, что зритель в зале или читатель с книгой — самое ценное и важное, что может быть у любого артиста. Я кланяюсь и бесконечно благодарю каждого, кто дарит мне возможность быть поэтом. Без вас я — инженер, с вами я — поэт.
Что касается выступлений, дело в том, что каждый концерт для меня заканчивается поклоном. После полуторачасовых программ, единственное, чего хочется, это одиночества и тишины. Вот и все. Одиночества и тишины.
Поэзия не любит полумер, ты не добьешься успеха, если не будешь отдаваться процессу целиком и полностью, жертвуя всем.
Можно ли научиться писать стихи?
Безусловно, недостаточно просто уметь писать в рифму. Поэт — это тот, кто, прежде всего, имеет особую, другую точку зрения. Кто способен взглянуть иначе. Поэзия — это что-то изящное, яркое, точечное.
Стихи ведь воспринимаются не так, как проза. У них своя краткая кодировка. Как у сейфа, который нужно открыть. Отгадать код. Крутишь колесико, слушаешь щелчки, приближаешься к разгадке.
Тот, кто научится разгадывать этот код, и есть поэт.
В двух словах, какой у вас подход к своему делу?
Подход?.. Уважительный.
Понимаете, что еще важно, я ведь ни на что не претендую, я не лезу никуда со своими стихами, не кричу об этом нигде. Другой раз даже представляюсь «Здравствуйте, я инженер Ваня Якимов», а мне говорят «Ах да, это тот самый поэт». И мне даже извиниться хочется, понимаете, извиниться за то, что пишу, за то, что обо мне знают, за то, что заполняю чей-то жизненный эфир. Сложно объяснить… Пишу себе тихонечко и тихонечко радуюсь своим маленьким победам.
Для нас история Вани — о том, что можно заниматься любимым делом и не отвлекаться ни на что другое. Поэзия — такой же труд, как и все остальные профессии. Главное — развиваться каждый день, слушать отклик аудитории и делать свое дело с душой.
Интервью записала Ната Костенко.
Спасибо!
Теперь редакторы в курсе.