Каждому руководителю, независимо от того, сколько людей у него в подчинении — несколько сотен или всего один, важно отыскать «своего» сотрудника. Но найти человека мало! Адаптация новичка на работе поможет его не потерять.
Как правило, это становится заботой непосредственного руководителя. Советы ниже пригодятся как опытным начальникам, так и тем, кому предстоит помочь влиться в команду своему первому подчиненному или напарнику.
1. Подготовьте рабочее место
К моменту выхода новичка важно, чтобы для него уже было подготовлено рабочее место. Оно должно быть удобным, не стоит делать его спиной ко всем, где-то в проходе или в другом отделе. Это добавит стресса и напряжения, которых и так достаточно в первый рабочий день. Важно позаботиться, чтобы IT-отдел при необходимости установил ПО, которое пригодится в первые дни.
Будет очень круто, если вы добавите на рабочее место каких-нибудь «плюшек», чтобы у новичка было ощущение, что его здесь действительно ждали. Например, можно положить на стол конфеты, поставить цветы или чашку с корпоративной эмблемой.
Приветствуется все, что поможет создать дружескую атмосферу, расположить к работе и задать хороший тон.
А если у него было важное событие незадолго до первого рабочего дня, например день рождения или свадьба, и вы его с ним поздравите, это будет настоящий ВАУ-эффект!
2. Предложите создать презентацию о себе
На работе мы проводим бОльшую часть жизни, поэтому важно, чтобы у нас там были не только коллеги, но и друзья, единомышленники, с которыми хочется делиться событиями из личной жизни и проводить время за работой. Ведь очень важно, когда рядом с тобой находятся люди, готовые выслушать и поддержать в любой момент.
Как же помочь новичку завести дружеские отношения на работе?
Вот вам идея, проверенная на практике.
Предложите создать небольшую презентацию на 3-4 слайда и рассказать об интересных фактах из своей жизни. На первый слайд можно добавить смешную/неформальную фотографию и контактные данные, а также должность. На втором попросите его написать 3-5 увлечений и 5 интересных фактов из жизни.
Чтобы убрать напряжение, снизьте градус серьезности. Предложите ради фана на последнем слайде ответить на ряд неформальных вопросов. Например: «Какая твоя фишка/трюк?», «Какую музыку ты слушаешь?», «Кошка или собака?», «Какую магическую силу ты хотел бы получить?».
Отправьте кандидату эту презентацию с просьбой заполнить еще до первого рабочего дня, например вместе с джоб-оффером, чтобы у него было время подумать, чем бы он хотел поделиться со своими будущими коллегами.
В первый рабочий день опубликуйте презентацию на ресурсе, куда заходят все сотрудники, или отправьте в общий чат (если такого нет, стоит создать 🙂 ).
Так команда сможет понять, какой крутой сотрудник присоединился к ним, а у новичка завяжется диалог с коллегами и появятся общие интересы.
Возможно, он чемпион по игре в настольные игры, а у вас в компании ребята собираются каждую пятницу поиграть, или он недавно был на концерте, на который многие из команды мечтают попасть.
У каждого из нас достаточно невероятных фактов из жизни, о которых мало кто знает. Дайте новичку возможность поделиться ими с командой и быстрее влиться в коллектив.
3. Продумайте программу адаптации
Каким бы профессионалом не был сотрудник, в вашей компании все начинается с чистого листа. Да, конечно, бесценный опыт, знания и навыки остаются, но формат работы, продукт и еще много составляющих успешной работы меняются.
Старайтесь избежать такой ситуации, когда месяц новичком никто не занимается, не обращает на него внимание, и он сам в хаотичном порядке выхватывает нужную информацию. В этом случае качество его работы неизбежно будет низким.
Лучше всего разработать детальный план и расписать все действия и задачи, которые должен выполнять новичок в период адаптации. А в конце можно провести что-то вроде внутреннего экзамена.
Опыт показывает, что 10 рабочих дней бывает достаточно для первичной адаптации.
Как может выглядеть такая программа? В первый рабочий день нужно провести вводную беседу с новичком, рассказать, что такое программа адаптации, как она выглядит и для чего нужна сотруднику и компании, чтобы он понимал, чего от него ждут. Важно расписать буквально по часам каждый рабочий день и назначить ответственных за каждый процесс.
Чтобы понимать, как сотрудник усваивает новую информацию, можно делать каждое утро срез знаний по предыдущему дню и промежуточную аттестацию в середине программы. Это поможет вовремя обратить внимание на проблемные зоны.
В конце программы адаптации новичок сдает экзамен, на котором проверяют, насколько хорошо он смог овладеть необходимыми для работы навыками и знаниями. Как правило, экзамен принимают руководитель и сотрудники, которые принимали участие в обучении, выставляя соответствующие баллы за письменную и устную части. После этого можно принимать решение, остается ли новичок в компании. Будет здорово, если при успешном результате вы его минимально поздравите.
Такой подход позволит человеку четко понимать ситуацию и не мучиться сомнениями от отсутствия фидбэка.
4. Позаботьтесь о наставнике
Как правило, наставником для новичка выступает опытный сотрудник, который работает в компании на протяжении длительного времени и показывает хорошие результаты. Он обладает всеми необходимыми знаниями, разделяет и поддерживает корпоративную культуру в компании, любит и умеет обучать и передавать свои знания другим.
Наставник курирует программу адаптации, а также помогает адаптироваться в коллективе, создает для новичка ощущение безопасности и заботы. Он должен быть чуток к эмоциональному состоянию сотрудника, чтобы помочь наладить отношения с коллегами.
Важно создать такую атмосферу, чтобы новичок в любой момент мог обратиться к наставнику по рабочему или личному вопросу.
Наставником может быть не каждый. Хорошо работать — еще не означает хорошо обучать.
5. Хорошо, если у новичка будет бадди
Думаю, всем бы хотелось, чтобы в первый рабочий день рядом был друг, который подскажет, где рядышком можно пообедать, познакомит с командой, узнает, как дела, и поддержит в любой момент. Такого человека называют бадди. Им может стать любой сотрудник из коллектива, который вовлечен в работу и следует корпоративной культуре компании. Важно, чтоб он был общительным и открытым, в хорошем настроении и мог расположить к себе. Им также может быть и наставник.
Бадди в первый день знакомит новичка со всей командой, проводит экскурсию по офису, рассказывает какие-то смешные истории из своей профессиональной жизни или жизни компании, идет с новичком на обед и кофе и между делом узнает, как настроение, как ему работа, офис, коллеги.
Задача бадди — помочь новичку почувствовать себя «своим» как можно скорее.
Важно, чтобы бадди был искренне заинтересован помощи. Очень здорово, если в компании есть небольшой документ, где описаны основные принципы работы бадди. Также можно собираться всем вместе и обсуждать интересные кейсы из жизни бадди и предлагать новые идеи и инициативы, которые помогут адаптировать новичка еще лучше.
Если вы заинтересованы в том, чтобы новичок максимально быстро влился в коллектив и работу, был вовлечен и стал как можно скорее качественно выполнять свою работу и достигать поставленных целей, эти 5 способов точно будут вам полезны!
Читайте еще в рубрике «Практикум»: «5 советов для начинающего руководителя».
Спасибо!
Теперь редакторы в курсе.