Новости Поиск работы Истории Карьера Развитие Happy HR

Генеральный директор издательства Vivat Юлия Орлова — о карьере, work-life балансе и, конечно же, книгах

19.06.19 Карьера 5 min reading

Харьковское издательство Vivat входит в тройку крупнейших в Украине. Как это руководить таким крупным издательством и решать, что будут читать люди завтра, мы расспросили генерального директора Vivat — Юлию Орлову.

О карьерном пути

Не могу сказать, что выбрала книжный бизнес сознательно. Я очень уважаю людей, которые с детства знают, кем хотят стать в будущем, мечтают об определенной профессии и делают все возможное, чтобы к ней приблизиться. К сожалению, я не из таких. Не могу сказать, что я планировала в будущем стать генеральным директором издательства и больше никем.

По специальности я – химик-аналитик, планировала работать в институте судебной медицины. Но так получилось, что на последних курсах мы с одногруппником начали продавать книги.

Сначала я работала в «Фолио» руководителем отдела продаж. Я очень благодарна этому периоду своей жизни. В это время я получила большинство своих навыков: понимание книжного бизнеса, умение подбирать книги, навыки переговоров и продаж, а также многие другие важные умения. То, что я начала с продаж, набила все шишки как продажник и уже оттуда перешла в руководство, и стало для меня залогом успеха.

Позже я решила открыть свое дело. Я организовала свою дистрибуционную компанию «Аргумент Принт», а затем и издательство с таким же названием. Мы уделяли много внимания издательству кулинарных книг, стали лидерами в этом сегменте и до сих пор ими остаемся.

Издательство Vivat было создано в 2013 году, благодаря слиянию издательства «Пеликан», входящему в группу компаний «Фактор», и «Аргумент Принт». На мой взгляд, дальнейшее развитие Vivat было бы невозможно без синергии и правильного инвестиционного менеджмента ГК «Фактор» и гибкости и знания рынка от «Аргумент Принт».

За 5 лет издательство Vivat стало одним из самых мощных издательств Украины, мы получили более полусотни национальных и международных знаков отличия и издали более 2500 книг общим тиражом 12 миллионов экземпляров. Такие объемы позволяют удовлетворить интеллектуальные потребности современного украинца. Сегодня Vivat – мультижанровое издательство с тремя генеральными направлениями: художественная литература, non-fiction и детская литература.

Конечно, открывать собственное дело было страшно. Я вообще не могу похвастаться тем, что я смелый человек, меня даже можно назвать трусливым. Однако в жизни я руководствуюсь таким принципом: чем мне страшнее, тем больше я понимаю, что на правильном пути. Если мне страшно, значит, туда и нужно идти, потому что это моя зона развития.

Тяжелее всего в создании собственного дела было побороть страх, что у меня не получится. Все остальное пришло именно: по пути встретились очень профессиональные и заинтересованные в моей идее люди. Мне очень повезло с командой — те люди, которых я нашла 10-15 лет назад, со мной до сих пор.

команда Vivat
Юлия Орлова с командой Vivat

Работа на себя научила меня масштабно мыслить.Не зацикливаться на чем-нибудь одном, а осознать каждой клеткой себя, что ты ответственен абсолютно за все процессы — от грязного пола до отбора книг в издательский план. Ты становишься ответственным за любую проблему на любом уровне и никогда не можешь сказать, что эта проблема тебя не касается.

Осознание того, что ты ответственен за весь процесс, самое важное, что дает работа на себя. Мы часто переводим ищем винных где-нибудь. Но если нам действительно что-то нужно, следует научиться брать на себя полную ответственность. Это нелегко, но без этого нельзя вести свое дело.

Как только я слышу что-то вроде «Я же свой кусочек работы выполнил», как только ведущей идеей становится «к пуговицам претензий нет — значит все остальное нормально», у меня как руки опускаются. Если человек не осознает ответственности за весь процесс в целом, сложно расти и развиваться дальше.

О работе генерального директора

Директор издательства отвечает буквально за все. Конечно, не все я выполняю сама: у меня большая команда, которой я делегирую много полномочий.

Самое сложное для меня — контролировать, но вместе с тем принять тот факт, что люди, которым я делегирую задачу, могут решить ее совсем другим способом. Когда у меня в голове есть план решения проблемы, а я вижу, как человек решает его совсем по-другому, мне, безусловно, хочется подсказать с моей точки зрения более правильный путь. И я просто фигурально бью себя по рукам, чтобы этого не делать. Я не имею права подсказывать, потому что это уже будет мой опыт. А мне необходимо, чтобы каждый сотрудник получил свой собственный и мог расти на базе этого опыта.

Самая любимая моя обязанность — придумывать книги. Вообще свою миссию человека и генерального директора издательства я вижу в том, чтобы придумать крутую книгу и найти для нее автора, который создаст ее вместе с издательством. Когда совершенно из ничего, из одной идеи рождается печатный продукт, не теряющий актуальности 5-10 лет – это нереальный кайф. Это как рождение большого количества детей 🙂 На самом деле именно поэтому я и работаю в издательском бизнесе.

Меньше же мне нравится расставаться с людьми. Для меня это очень болезненный момент: когда что-то делаешь вместе с человеком, ты не думаешь, что вы вместе работаете, вы вместе творите. Так что, когда члены команды идут (по разным причинам — кто-то перерос свою работу, кто-то уезжает из страны), мне грустно и досадно — настолько я привыкаю к людям.

Мой рабочий день выглядит довольно скучно. Я человек системный, поэтому у меня все расписано. В течение недели запланировано учредительное собрание, где все топ-менеджеры докладывают, чего достигли за прошедшую неделю, и делятся планами на будущее. Смысл этого совещания состоит в том, чтобы все осознали, кто чем занимается и кто, где и кому может помочь. Собственно, это моя единственная точка контроля.

Также я участвую в издательских совещаниях: приглашаю разных сотрудников к обсуждению текущих проблем. Такие встречи не проходят особенно долго: когда такое совещание длится больше часа, его эффективность снижается.

Каждый день встречаюсь с одним из руководителей наших направлений. Например, мой главный бухгалтер знает, что у нас встреча каждую среду, где он сможет мне рассказать, какие проблемы возникли или почему я ему нужна. В четверг – другой сотрудник, в пятницу – еще один. Таким образом, у каждого топ-менеджера будет личная встреча с генеральным директором.

Сколько % работы в моей жизни? К сожалению, не могу похвастаться, что у меня все хорошо с балансом работы и жизни.

Наверное, лучше спросить у моей семьи: насколько им комфортно с моим графиком. Знаю, что дочь обижается на меня, ведь я не всегда могу ответить на ее звонки из-за переговоров, совещаний или других рабочих вопросов. Поэтому у меня есть чувство вины — я могла бы и больше внимания уделять дочери или мужу.

У меня не типичная работа с 9 до 18. Я ведь не могу до 18:00 думать о том, какую книгу издать и каких авторов привлечь, а в 18:01 переключиться и выбросить это из головы. Я могу просто гулять по улице, что-то увидеть и вдохновиться на какую-нибудь идею. Мне очень повезло с коллегами: они знают, что я могу написать в любое время — и в 7 часов утра, и в 12 часов вечера, и они меня поймут. Мы договорились, что делаем все это, чтобы находиться в одном информационном пространстве. Такие отношения с коллегами у меня и во внерабочее время, что меня очень радует.

Я не знаю, что такое эмоциональное выгорание. Работа генерального директора построена таким образом, что я постоянно меняю вид деятельности. К примеру: утром с финансистами мы обсуждаем бюджет и я полностью в финансовой сфере; после обеда говорим о подборе персонала и структуре организации с нашим HR-менеджером; потом о покупке или продаже прав на собственность. У меня постоянно меняется работа, я постоянно думаю над чем-нибудь новым.

Но перезагрузки иногда все равно нужны. Мой лучший рецепт помощи себе, когда я слишком устала, – уехать в отпуск, пусть и коротенькую. Лучше – за границу. Изменение окружающей среды и языка очень сильно влияет на меня, и через несколько дней я становлюсь настолько свежей и обновленной, что готова работать дальше в усиленном режиме.

О книжном бизнесе в Украине

К сожалению, украинцы действительно читают мало. Но не все: наша целевая аудитория — люди, любящие книги, — читает очень многое. К сожалению, их не очень велик процент, а другие люди читают катастрофически мало.

Конечно, нужно работать над тем, чтобы изменить ситуацию. Впрочем, здесь все зависит не только от издательств. Издательства – очень большие энтузиасты своего дела. Практически каждое издательство, в том числе и Vivat, делает многое для популяризации книги: мы спонсируем разные мероприятия, книжные ярмарки, принимаем участие в различных благотворительных акциях, много пишем о книгах, работаем с книжными блоггерами (и это все вне обычной пиар-работы по организации презентационных) туров и т.п.).

Юлия Орлова
Юлия Орлова

Но книжному рынку не хватает поддержки государства, которая вместе с издательствами начала бы целевую программу по популяризации чтения. Есть такие сферы, где книжный бизнес не столь рентабельн, чтобы популяризировать книгу. Например, реклама на телевидении дорогая: практически ни одно из издательств не имеет возможности рекламироваться на телевидении. То же касается рекламы на билбордах, и даже в метро размещаться дороговато. Если бы были другие расценки на книжную рекламу, если бы наше государство осознало, что читать не только модно, но и интересно и необходимо населению, это было бы большим шагом вперед и нам очень помогло бы.

Кроме денег и государственной поддержки, нам тоже не хватает аналитики и статистики. Очень сложно работать, когда тебе нет, на что опереться. Мы ориентировочно понимаем, кто и сколько чего выдает, но это не фактаж.

Я не знаю, как в других бизнесах, но издательский бизнес очень инвестиционный: чтобы сделать издательство многожанровым и издавать и продавать большое количество книг, нужны достаточно большие инвестиции. Когда нет статистики и аналитики, работать очень сложно. Это одна из самых больших проблем книжного рынка.

Во всем мире наибольшей популярностью пользуется фикшн. Причина проста — за границей читают для удовлетворения и получения новых эмоций. А вот в Украине большей популярностью пользуется нон-фикшн с советами для достижения целей и получения навыков, то есть книги, в которых есть непосредственная польза. Даже несмотря на то, что такая литература обычно стоит больше, украинцы предпочитают именно ее.

Стоит ли сейчас идти в книжный бизнес в Украине? Сразу предлагаю разделить издательства и книжные магазины: это две совершенно разные бизнес-модели, и сложно говорить о них как о едином целом.

Открывать книжные офлайн — сложно. Главная причина: основная статья расходов – это аренда, которая будет «сжирать» почти всю прибыль. Именно поэтому в Украине такое катастрофически малое количество книжных магазинов. Все издательства с большим удовольствием открывали бы собственные книжные магазины, но арендные ставки настолько высоки, что книжный бизнес не в состоянии их потянуть. У нас, например, на данный момент есть только два книжных магазина: в Харькове и во Львове.

Если говорить об издательствах, то для этого нужно иметь много навыков: это серьезный бизнес, но очень интересный. Впрочем, если вы четко понимаете, где и кому будете продавать изданные вами книги, то почему бы нет?

О чтении

Я читаю для удовольствия и по работе. Читаю рукописи и синопсисы, чтобы иметь собственное мнение относительно того, следует ли издавать ту или иную книгу. Читаю много бизнес-литературы, потому что мы живем во времена экономических и политических изменений: меняются поколения и подходы к работе, мы учимся работать удаленно, отдаем бизнес-процессы на аутсорс, диджитализируемся — этого требует XXI век. Вот поэтому любая книга по бизнесу мне интересна.

К сожалению, я мало уделяю времени художественной литературе. Если у меня есть выбор: прочитать рукопись и ответить, включим ли мы ее в издательский план, или почитать детектив/роман — я выберу первую опцию. Это также, вероятно, отсылка к вопросу о балансе личной и рабочей жизни: здесь я выбираю работу в ущерб отдыху.

Три книги, которые сейчас находятся на моем столе: «Мой путь в зазеркалье» Владимира Горбулина, «Государь» Макиавелли и «Масштабирование бизнеса» Евгения Ойстачера. Я читаю сразу несколько книг, потому что люблю переключаться. К тому же так я лучше запоминаю.

Из бизнес-литературы советую каждому прочитать Адизеса и Стивена Кови. Также нужно обязательно читать литературу о ведении переговоров, искусстве управления. Я часто сталкиваюсь с несоответствием амбиций и навыков. Наверное, это наше турбулентное время приводит к тому, что у многих людей возникает ощущение, что, возможно, все и что на каждом этапе ты можешь быть успешным. С одной стороны, это хорошо — у них нет страхов, которые были у меня. С другой стороны, несоответствие амбиций навыкам очень болезненная вещь. И я думаю, что перед тем, как что-то делать, все же стоит самому себе дать четкий ответ, это ли тебе по силам, и продумать последствия своих шагов.


Читайте также

Не тільки про коми: чим насправді займається редактор та як потрапити на роботу у видавництво.

Чим заробляє на життя літературний критик і яким він має бути?

6 порад, як читати більше

Newsletter that develops your career

Subscribe to Happy Monday's weekly newsletter, prepared by our editor-in-chief, with a selection of the most exciting content, news, and career opportunities.

Більше
More More for companies
Job seekers
For companies
Войти
Have idea!

Спасибо!

Теперь редакторы в курсе.