Лера Польская уверена, что фотография делает реальность лучше без фотошопа. Она работает с естественным светом, настоящими эмоциями и простыми формами. Эта девушка нашла призвание и готова поделиться с нами своим опытом.
Лера называет себя путешествующим женским фотографом. Она точно знает, что идеала не существует, и верит в главное право каждого – свободу быть собой.
Лера, как вы пришли в профессию? Почему выбрали именно фотографию?
Я собиралась стать врачом и даже хорошо училась в медицинском, но по семейным обстоятельствам была вынуждена бросить учебу. Мне всегда было интересно наблюдать за людьми, событиями, природой — так в моей жизни появилась фотография. Со временем я поняла, что можно помогать не только лекарствами. Ведь куда важнее подарить человеку радость от того, что он классный сам по себе. И для этого нет необходимости притворяться кем-то или пытаться вжиться в чужую роль. Конечно, можно обратиться к пластическому хирургу и подкорректировать то, что не нравится. Но вопрос в том, изменит ли операция восприятие себя?
Я пришла к тому, что важно принять и полюбить себя со всеми своими недостатками, и начала фотографировать людей такими, какие они есть.
Чтобы вывести это на профессиональный уровень, я пошла учиться в фотошколу Марущенко. После — закончила кинооператорский в Карпенко-Карого. Так с годами и появился женский фотограф.
Кому подходит эта профессия? Какие качества нужны успешному фотографу? Как в ней развиваться?
Фотография для меня — это, в первую очередь, осознанное присутствие в теперешнем моменте. Возможность почувствовать красоту ежедневного и влюбиться в нее всем сердцем. И в профессии я определяю себя так: фотограф, который видит сердцем.
Профессия фотографа подходит для людей эмпатичных, открытых и способных увидеть за улыбкой грусть, за холодностью или отстраненностью — тепло и заботу. Это профессия для тех, кто хочет смотреть глубже.
Кроме таланта видеть человека настоящим, тут важна организованность, легкость на подъем, внимательность к деталям и саморазвитие нон-стоп. А интроверт вы или экстраверт, холерик или сангвиник, учились фотографии у мастера или от природы вам дан талант – это просто штрихи к вашему личному и профессиональному портрету.
Путей для развития в фотографии множество. Найдите того, кто максимально близок и понятен для вас. Следите за его динамикой и работами. Учитесь каждый день. Фотографируйте, чувствуйте, ищите. Анализируйте. При возможности — покупайте вебинары и мастер-классы. Сейчас нет границ, даже если вы живете на разных континентах.
К чему нужно быть готовым?
Готовым нужно быть ко всему. Снимать в темноте с внезапно отказавшей вспышкой, а точнее — без нее. Проходить через барьеры и отвечать на вопросы охранников звезд. Общаться с людьми, которые разговаривают на других языках. Решать проблемы, возникающие параллельно с рабочим процессом: от опоздания команды до разведки локации боем на рассвете. И самое важное — принимать и любить людей, если вы хотите, чтобы человек раскрылся перед вами.
Что вы делаете, чтобы «раскрыть» модель?
Нужно быть собой и дать эту возможность человеку в кадре — не позировать, а просто пожить. Разговаривать с героем и ловить момент. Иногда мои клиентки после съемки спрашивали: «Когда же мы фотографироваться будем?». А в это время у меня были уже десятки удачных кадров.
Как искать свою нишу? Нужна ли узкая специализация?
Понимание своей ниши приходит либо с первой съемкой, либо с опытом. Знаю фотографов, которые сразу знали, что хотят снимать, в этом и реализовались. В моей ситуации за 10 лет работы с камерой сфера углублялась постепенно. И сейчас, став женским фотографом, я все равно делаю семейные съемки и лавстори — это тоже часть жизни женщины.
Хорошо, если вашу фамилию будут ассоциировать с конкретным видом съемок. Вы же не пойдете к кардиологу с разболевшимся зубом?
С чего начинать? Какие трудности ждут фотографа на старте?
Для начала необходимо научиться снимать — в прямом смысле слова. А затем придется потрудиться над созданием портфолио в той нише, которую вы себе предварительно определили. Расскажите всем, чем вы планируете заниматься: активно ведите соцсети и не стесняйтесь демонстрировать свои работы. Сообщите друзьям, что готовы снимать их ивенты, например. Возможно — на безгонорарной основе, на начальном этапе это нормально. Примите для себя временную позицию стажера. И приготовьтесь работать много. Очень много.
Где и как посоветуете учиться фотографии? Курсы, самообразование?
Мне нравятся онлайн-курсы по фотографии на платформах Coursera, Udemy и Masterclass. На последнем, например, есть курс от Энни Лейбовиц.
Если фотограф состоялся как бренд, куда расти дальше?
Всегда есть, куда расти. Это могут быть фотопроекты — самостоятельные или в коллаборации. Так, в августе прошлого года я создала фотопроект Fearless, миссия которого — поддерживать и вдохновлять женщин быть собой. Он вызвал отклик и резонанс, нам рекомендовали десятки героинь в день, люди ждали следующих историй. А я отложила работу и занималась только проектом, почти не брала заказов — хотела реализовать Fearless. Полгода проект существовал на мои личные сбережения, но в какой-то момент я поняла, что деньги заканчиваются, как и мои силы.
Так непросто пришло понимание социальной ответственности и социального предпринимательства. Я его сформулировала следующим образом: каждая из женщин-заказчиц может поддержать проект. Теперь в каждую съемку заложено 30% на развитие Fearless.
Я благодарна своим клиентам за то, что они выбирают меня не только как фотографа, но и готовы помогать тем, кто нуждается в поддержке здесь и сейчас.
Как себя организовать свободному художнику? Как вы планируете свою работу?
Это сложно, но возможно. Пока не становишься свободным художником, не понимаешь, как много задач зависит именно от тебя. Это большая ответственность и системная работа. Каждое утро ты должен сам себя поднять, сам себя организовать, сам себе поставить задачи и их реализовать. На следующем этапе — еще и распределить задачи в команде. Мне больше всего помогли в этом 3 вещи: список дел, план хотя бы на 3 месяца и человек, который дает волшебные пендели, чтобы я все выполняла своевременно.
Кроме того, важно расставлять приоритеты и сегментировать задачи: у меня есть дни для работы над глобальными задачами и над текущей операционкой. Потому что, видя глобальные цели, легче взяться за рутинную работу. А без нее не достигнешь главного.
Ваша мечта, цель?
Моя профессиональная цель как женского фотографа — снять в ближайшем будущем английскую королеву и Энни Лейбовиц.
И глобальная, смежная с профессиональной, — помогать женщинам принимать себя такими, какие они есть.
Больше о работе, в которой ты — сам себе начальник, читайте в статье «Фриланс – моя личная свобода. О плюсах, минусах и «подводных камнях» работы на себя».
Спасибо!
Теперь редакторы в курсе.