Накануне 1 апреля мы поговорили с теми, для кого смех — это профессия, и узнали, каково это — зарабатывать юмором и смешить людей по долгу службы.
О том, что стоит за фасадом работы юмориста, рассказывают стендап-комики Андрей Колмачевский и Антон Тимошенко, лигасмешник Влад Куран и шоумен Дядя Жора.
Андрей Колмачевский, стендап-комик: «Ты делишься грустным, чтобы другие над этим смеялись»
Идейный вдохновитель и ведущий Stand Up Клуба. Участник команды «Два капитана 1955», чемпион 1-го сезона «Лиги смеха».
Несколько лет я работал в рекламном агентстве копирайтером и играл в КВН. В итоге мне предложили писать сценарии юмористических сериалов, ТВ-программ и кино. Параллельно в мою жизнь пришел стендап. Полгода назад я сказал себе, что если хочу добиться чего-то как стендап-комик, то мне нужно отказаться от другой работы и сделать стендап своей профессией. Это было не самое простое решение, но я ему рад.
Работа комиком не означает, что ты занят только пятнадцать минут вечером. Когда ты не выступаешь, ты пишешь новые шутки. Год назад мы с Квартал-концертом создали Stand Up Клуб. Это позволило мне отказаться от другой работы и сосредоточиться только на стендап-комедии. Теперь каждый месяц нам нужно готовить абсолютно новую программу. Месяц – это минимум, за который ты можешь написать десять минут нового достойного материала.
Структура моего рабочего дня выглядит приблизительно так: весь день пишешь новый материал, потом проверяешь его на открытых микрофонах. Открытый микрофон — это место, где и начинающие, и более опытные комики проверяют на живой публике новые шутки, а зритель ничего не платит за вход. Это дно комедии, без которого не было бы стендапа. Плюс мы с парнями из Stand Up Клуба устраиваем регулярные читки, на которых оцениваем материал друг друга, помогаем переписать и усилить слабые места.
Считается, что сценарная работа – это постоянно писать и переписывать. Работа стендап-комиком – это еще и проверять и перепроверять. А также очень много времени проводить в дороге. Каждый месяц у нас четыре-пять концертов в других городах.
В жизни балагур из меня так себе — я интроверт и веду очень домашний образ жизни. Я не ставлю себе цели быть всегда веселым и остроумным. Как и автогонщик не обязан быстро ездить вне трассы. Как и все, я иногда шучу, иногда нет.
В стендап-комедии совершенно не обязательно быть веселым. Настоящий стендап – это боль. Ты делишься грустным, чтобы другие над этим смеялись.
Волна стендапа несет новое отношение к юмору. На смену миниатюрам и надуманным ситуациям идет честный юмор, когда человек со сцены говорит то, что его действительно волнует.
Когда ты шутишь в жизни — это не сложно. Потому что от тебя не ждут шутки, а юмор – это, прежде всего, неожиданность. Другое дело, когда человек приходит на юмористический концерт и ждет, что его будут смешить. Тут уже так просто не отделаешься. Два раза одну и ту же публику старой шуткой не рассмешишь, нужно писать новое. В общем, формула проста: хочешь заработать стендапом, много пиши и выступай.
Влад Куран, лигасмешник: «Помимо удовольствия, за это еще получаешь деньги»
Команда «Ветераны космических войск», участник 4-го сезона «Лиги смеха»
Для меня юмор — это не работа, а любимое дело, которое переросло в образ жизни. И втройне приятно, когда, помимо удовольствия, ты получаешь деньги. И все же от необходимости постоянно шутить и улыбаться можно устать. Анекдоты травить не тяжело, но юмор, который будет смешить зал в 1500 человек, – совсем другое дело.
Антон Тимошенко, стендап-комик: «За счет шутки мы говорим о темах, которые считаются табу»
Резидент Stand Up Time и Подпольный Стендап, автор «Телебачення Торонто»
Наверное, больше всего времени в жизни я провел за придумыванием шуток. Тебе придется очень часто быть несмешным, прежде чем ты сможешь назвать себя комиком без иронии.
Я зарабатываю на юморе, но комик — это не работа, а, скорее, стиль мышления. Даже когда тебе не нужны шутки, ты все равно смотришь на мир через призму комедии. При этом комики очень часто не самые веселые ребята в компании. Потому что смешное — это что-то контрастное к несмешному. За счет шутки мы смелее говорим о темах, которые обычно считаются табу.
Работать комиком — это всегда жить между трагедией и комедией и не уставать находить в этом смешное.
У меня нет необходимости быть всегда веселым и остроумным, это у людей вокруг может быть такое желание. И тут уже я решаю по своему настроению: либо я веселюсь, либо нет. Либо они заплатили, и я веселюсь, даже если не хотел.
Как зарабатывать юмором? План довольно простой: сначала ты очень долго не зарабатываешь юмором, а потом, если ты смешной и достаточно смелый, начинаешь зарабатывать.
Вадим Мичковский (Дядя Жора), шоумен: «Не просто поговорить, тут нужно вызвать эмоцию!»
Юмор — дело всей моей жизни, поэтому он играет важную роль в любом из направлений деятельности, которым я занимаюсь. И не просто играет роль, а помогает.
Я не меняюсь после выступления. Я и в жизни веселый, и на сцене, и на любом празднике.
Люблю, когда все на позитиве. Если вижу, что кто-то взгрустнул, стараюсь рассмешить, поднять настроение. Но, конечно, иногда нужно и отдыхать. Для этого мне важно побыть одному, в тишине, подумать, почитать или просто посмотреть фильм.
Юмор — очень специфическая и индивидуальная штука. Каждому нравится что-то свое. Не просто поговорить, тут нужно вызвать эмоцию, а это не каждый сможет. Форматы тоже есть разные. Но, цель у всех одна — вызвать улыбку и смех!
Смейтесь больше! Хорошего настроения!
Спасибо!
Теперь редакторы в курсе.