Но может быть, и нужен… Михаил Миронов, сооснователь сервиса Brainify, дает несколько советов тем, кто ищет наставника (а если вам нужна помощь в поиске, поучаствуйте в программе наставничества MakeMeBetter).
Я работал с несколькими менторами, коучем и разделяю идею о виртуальном наставничестве. При этом у меня никогда не было «продвинутых» отношений в формате ученичества (некоторые знакомые работали с учителями, это круто, но это совсем другой уровень и другие задачи). Наставничество — это мощный инструмент для личного развития. Главное пользоваться им осознанно.
Вопросы, на которые постараюсь ответить:
• Зачем нужен наставник и какие есть альтернативы?
• Как сформулировать запрос?
• Где искать и как выбрать?
• Как обратиться?
Зачем нужен наставник и какие есть альтернативы?
Мне случалось обращаться за наставничеством с очень разными запросами:
• для профессионального развития (искал компетенцию в конкретной сфере);
• для вдохновения;
• чтобы иметь пример перед глазами;
• чтобы прояснить цели личного развития;
• для взгляда со стороны и совета;
• чтобы меня держали в тонусе.
Эффект каждый раз был очень разный, и я понял, что ясность запроса на 90% определяет успех всей затеи.
Я вывел для себя условия, при выполнении которых можно подумать о наставнике:
• я могу ясно сформулировать, какого качественного изменения хочу достичь;
• ясно дать ответ, для чего оно мне нужно;
• понимаю, что не могу достичь этого изменения самостоятельно (например, требуется опыт, определенный склад мышления, регулярная обратная связь и т.д.);
• понимаю, что для решения этой задачи надо обратиться именно к одному человеку и нам не хватит трех встреч.
Бывали запросы, которые исчерпывались одной встречей или даже перепиской.
Чаще всего, наставник не нужен. Его роль могут выполнить…
Книги. Тщательно подобранный список книг — работающий вариант. Если вы относитесь к ним соответственно. Чтобы читать книги правильно, стоит прочесть вот эту.
Встреча с экспертом, консультация или несколько консультаций. Во многих случаях, когда речь идет о профессиональном развитии, этого будет достаточно. Тем более, можно обратиться не к одному человеку, а сразу к нескольким: больше шансов услышать именно то, что нужно.
Вдохновляющие встречи. Если речь идет о том, чтобы выйти на следующий уровень в личном развитии, но за счет какого изменения, еще не ясно, то новыми идеями можно подпитаться на ивентах и встречах с мудрыми людьми. Порой я одну такую встречу перевариваю неделями. Если бы я обратился за наставничеством к такому человеку, это было бы не продуктивно.
Виртуальный наставник. Идея очень проста: выбрать себе «наставника», за которым достаточно следить виртуально — например, подписавшись на его блог, facebook и т.д. Если вы будете искать в этом наставничество, вы его найдёете. Я в этом смысле слежу за Питером Диамандисом, например.
Эти опции отлично комбинируются и почти всегда закрывают ту потребность, которая приводит к размышлению о наставнике.
Когда я думал о наставнике просто как о short-cut, получалось не очень (и трата времени для человека, к которому я обратился). Лучше не лениться. Тогда работа с наставником может стать реально трансформирующим опытом — в той области, которая вам важна: профессия, личный рост, здоровье, спорт, семья, духовное развитие и т.д.
На самом деле, наставничество — это мое действие, а не наставника. Это я озадачиваю себя вопросами. Я извлекаю ответы на них из информации, переданной наставником. Раз это мое действие, я могу отделить его от наставника и перенести на весь опыт взаимодействия с окружающим миром. И вот каждый встречный, каждая ситуация и каждое размышление в моей голове — мне учитель.
Как сформулировать запрос?
Допустим, у меня появилось смутное ощущение, что нужен наставник. Чтобы убедиться наверняка и приступить к поиску, я составляю запрос.
• Какого качественного изменения я хочу достичь?
• Зачем хочу достичь его?
• Чего мне не хватает, чтобы сделать это самостоятельно? Опыта? Знаний? Образа мышления? Наблюдения со стороны? Чего-то еще?
• Когда и как я смогу измерить качественное изменение «на выходе»?
• Готов ли я заплатить за достижение этого изменения и сколько?
Проработав эти вопросы, я получаю годный запрос или понимаю, что наставник не нужен (что тоже хорошо — всем сэкономил время). Обычно я не переоцениваю точность этого первичного запроса. Он помогает прояснить образ нужного наставника, но его наверняка придется уточнить и не один раз. Уточнение произойдет на встрече с тем, к кому я обращусь.
Критично важно: запрос надо записать! Это банально. Все об этом говорят. Это работает.
Переводя мысли в стройный ряд букв, я вынужден выделить самое главное и точно сформулировать. По-другому для меня не работает: мозг ленивый, ему кажется, что все уже понятно, и он переключается на что-нибудь поинтереснее.
Отличный подход — обсудить запрос с другом. Сократ знал этот трюк и беседовал с учениками, чтобы прояснить свои мысли. Сократ — авторитет.
Где искать и как выбрать?
Допустим, случилось маловероятное, и мне все-таки нужен наставник. Первым делом я рисую образ потенциального наставника на основе моего запроса.
• Какой у него должен быть опыт?
• Какими подходами он должен обладать?
• Какие компетенции и знания у него должны быть?
• В какой сфере он работает и чем интересуется?
Далее этот образ я уточняю важными для меня вещами, потому что я должен доверять этому человеку:
• ценности;
• картина мира (фундаментальные убеждения);
• виденье.
Идея в том, чтобы искать человека, чьи взгляды не противоречат моим, чтобы мы не столкнулись с каким-то глубинным конфликтом. Искать человека с идентичными взглядами не обязательно.
Я ищу среди людей людей «на две чакры выше». То есть люди, которые очевидно продвинулись дальше меня в какой-то сфере, но еще доступные моему пониманию и способные понимать мой уровень.
Искать — среди знакомых. Возможно, не такого ответа хотелось услышать. Но по моему опыту, это так. Должна быть хотя бы минимальная история взаимоотношений, чтобы наставничество получилось успешным. В этом случае я лучше понимаю, к кому обращаюсь. А потенциальный наставник может оценить, принесет ли пользу и интересно ли ему работать со мной.
В крайнем случае, это может быть знакомый моего знакомого. Если среди моего круга нужных людей нет, значит, я его расширяю: хожу на мероприятия, прошу представить меня кому-то и т.д.
Совсем слабые связи, как мне кажется, не работают. Разве что помогут специальные проекты по подбору наставника. Но если есть опыт, поделитесь!
Как обратиться?
Хорошее начало — написать письмо. Кратко, но точно изложить суть запроса и попросить о встрече или звонке. В последний раз я использовал такое письмо. Оно не идеальное, конечно же, и я кое-что почикал.
X, привет! [немного предложений личной переписки]
Недавно я пришел к пониманию, что мне сложно самостоятельно решить несколько задач, которые стоят передо мной и перед проектом. Они очень важны для меня, и поэтому решил обратиться к наставнику [коучу, ментору и т.д.] Коротко о задачах. Их две.
- Перевести Brainify на следующую стадию — [пояснение, что за следующая стадия и в чем затык].
- Перейти в фазу «предприниматель» из фазы «стартапер-романтик». [Пояснение, что я имею в виду].
Решил обратиться к тебе по нескольким причинам.
- У нас с тобой есть «история знакомства», и я чувствую доверие к тебе. […]
- Мне кажется, ты воспринимаешь ценность дела, которым я занимаюсь, и это делает возможным коммитмент с твоей стороны.
- Судя по опыту с […], у тебя получается.
- У тебя есть опыт в […], для меня это важно.
- Мне кажется, у тебя есть некоторые подходы, которых не хватает мне.
И еще добавлю немного про себя в целом, чтобы было лучше понятно, в каком направлении глобально я двигаюсь. [Про мою миссию, где я хочу оказаться и т.д.] В наставнике я вижу акселератора движения в этом направлении.
После этого письма была встреча, на которой мы обсудили цели, формат, регулярность и длительность встреч и договорились провести тестовую сессию. Тест удался!
Важное дополнение
Кто-то сейчас понимающе закивает, а кто-то скажет: «Ну и че ты тут тогда расписался?!». Все люди, в которых я видел и вижу наставников, вошли в мою жизнь как бы сами собой, и именно тогда, когда это было нужно. Я только всегда старался честно отрабатывать роль наставляемого. Не понимаю, как это работает, но ценю.
Есть такая фраза: готов ученик — готов ему и учитель. Что-то в ней есть.
Спасибо!
Теперь редакторы в курсе.