Все статьи Новости Поиск работы Истории Карьера Развитие Happy HR

Теория поколений: чего хотят от работы представители поколений Х, У и Z?

16.05.18 Карьера 4 min reading

Для «иксов» характерны индивидуализм и категоричность, для «игреков» открытость и доверие, а «зеты» прагматичны, учатся всему в YouTube и мыслят образами… Давайте разберемся, как теория поколений может помочь выстроить рабочие отношения.

В 1990 году двое ученых – Нейл Хоув и Вильям Штраус – издали книгу «Поколения». Вскоре после этого на рынке труда стали появляться молодые специалисты, совершенно не похожие на предшественников своими ценностями и отношением к работе. Их опытных старших товарищей охватила паника: старые методы мотивации перестали работать, как вести себя с молодыми коллегами – не понятно. Работа Хоува и Штрауса пришлась как нельзя кстати: она объяснила причины различий между поколениями.

Теория поколений стала настолько популярна, что мир вот уже 20 лет изучает особенности работы с миллениалами с ее помощью.

В результате с миллениалами (поколением У) разобрались достаточно хорошо. Но почему никто не говорит об остальных поколениях? Ведь теперь миллениалам нужно учиться взаимодействовать со своими предшественниками, а также со всё прибывающим поколением Z. 

Давайте вместе разберемся, что теория поколений говорит о молчаливом поколении, беби-бумерах, поколении Х, поколении У и пока еще мало изученном поколении Z.


Молчаливое поколение

Представители молчаливого поколения родились в период с 1925 по 1943 год. Сейчас их нечасто встретишь среди коллег — большинство «молчаливых» уже закончили свою трудовую деятельность. Тем не менее именно они во многом сформировали ту классическую корпоративную культуру, образ которой закрепился в нашем сознании. Молчаливое поколение росло в военный и послевоенный период, активно отстраивало страны и экономики, закладывало базовые ценности корпоративного мира. В основе их мировоззрения лежало понятие служения и долга. Люди молчаливого поколения верят в выслугу лет, тяжелый труд как путь к успеху, стабильность и дисциплину.

Что ценят? От них мы и сейчас слышим советы вроде «Зачем уходить на новую работу, тут же стабильность и зарплата хорошая» или «Ты лучше тут поработай, глядишь, лет через 10 до начальника дослужишься». Нужно отдать им должное – их верность и лояльность к работодателю поистине восхищают.

Поколение беби-бумеров

Беби-бумеры (рожденные в период примерно с 1943 по 1960 год) – это люди общения, идеализма и коллектива. Смелое и романтичное, это поколение росло в атмосфере веры в светлое будущее и создание лучшего мира. На фоне послевоенного развития экономики и появления огромного количества новых товаров представители этого поколения ассоциировали обладание определенными вещами со статусом. Это их мы можем благодарить за укрепившееся представление о том, что именно деньги являются признаком успеха. Соответственно, работа для беби-бумеров – это способ заработать деньги, достичь успеха и укрепить свой статус.

Что ценят? Беби-бумеры часто трудоголики, они ценят опыт и профессионализм в узкой сфере. Сегодня это наши самые старшие и опытные коллеги, которые готовые делиться своей экспертизой.

Как взаимодействовать? Программы наставничества внутри организации – отличный способ вовлечь сотрудников-бумеров, подтвердить их статус в коллективе и передать ценный опыт молодым коллегам. Важный источник мотивации для беби-бумеров – это признание их работы и вклада. Поэтому бумеры оценят публичное поощрение своих заслуг и празднование успехов.


Поколение Х

В период примерно с 1961 по 1981 год на свет появилось поколение Х. «Иксы» росли в период перемен, холодной войны, распада стран и появления новых. Мир менялся у них на глазах, родители много работали, поэтому представители поколения Х выросли индивидуалистами и одиночками. 

Что ценят? Это люди, которые ценят самостоятельность, независимость и возможность самореализоваться. «Иксы» видели, как стремительно мир движется вперед, и сделали для себя вывод: нужно не просто сидеть на месте, нужно постоянно развиваться. Их родители много времени проводили на работе, что часто влияло на отношения в семье. Поэтому поколение Х выбрало для себя философию, в рамках которой работа – это не жизнь, работа – это для жизни. 

Именно «иксы» сформировали и развили популярный нынче подход work-life balance.

Как взаимодействовать? Если хотите демотивировать представителя поколения Х – создайте ему условия тотального микроменеджмента. Когда «икса» контролируют на каждом мельчайшем этапе работы, это не позволяет ему доказать самостоятельность и способность самому находить эффективные способы достижения результата. Поэтому своим коллегам-«иксам» стоить давать больше пространства и ответственности. Если им понадобится помощь с чем-то, они сами о ней попросят.

Поколение Y


О миллениалах (родившихся примерно с 1982 по 2000 год) сказано уже немало. «Игреки» росли в условиях стремительного развития технологий, мир становился более открытым, стирались границы, становилась доступной самая разная информация. Родители старались дать им максимум и вырастить уверенными в себе людьми. Миллениалы ходили на десятки кружков, получали доступ к новым возможностям и жаждали внимания семьи. Родители, поглощенные работой, не всегда могли уделить миллениалам достаточно времени и периодически пытались компенсировать это гиперопекой. В результате поколение У часто зависит от обратной связи и одобрения, ожидая этого от руководства.

Что ценят? Насмотревшись на родителей, посвятивших свою жизнь нелюбимой работе, миллениалы выросли с желанием заниматься только тем, что нравится. Поэтому в работе они со страстью берутся только за то, что им интересно, что дает ощущение развития и приносит пользу.

Как взаимодействовать? Если хотите, чтобы миллениал был заинтересован в задаче, объясните ему, как ее выполнение влияет на общий результат команды или компании. Понимание своей роли и собственного вклада в общее дело – важный стимул для «игреков»Для миллениалов важно найти свое место, а не просто работу. Для них важна открытая, дружелюбная, часто почти семейная атмосфера в коллективе. Они ожидают активной коммуникации с коллегами и начальством.

Бюрократия и бессмысленные правила – вот что действительно может удручать «игрека».

 

Поколение Z

К этому поколению относят всех, кто родился после 2000 или даже 1996 года. Люди-Z не знают мира без технологий: смартфонов, доступа к интернету, социальных сетей и стримингов. Для них заряд батареи и доступ к девайсу – базовая потребность. Сейчас «зеты» в большинстве своем еще учатся, но многие уже во время учебы участвуют в общественных движениях, запускают собственные стартапы и социальные проекты, стажируются в компаниях. Ожидается, что поколение Z встряхнет корпоративный мир не меньше миллениалов.

Что ценят? «Зеты»– прагматичное поколение. Для них комфортные условия труда и хорошая зарплата – базовые ожидания от работы. Тем не менее для поколения Z важно, чтобы ценности компании соответствовали их личным ценностям, а возможность сделать мир лучше – не менее значимый критерий в работе, чем у миллениалов.

Как взаимодействовать? Для «зетов» практически не существует авторитетов, а всю информацию они проверяют на достоверность в интернете. Поэтому для них ваш статус эксперта не всегда имеет значение. Что они оценят, так это готовность быть открытым, получать и давать обратную связь, признавать ошибки, меняться и использовать новые подходы.

 


Теория поколений – не панацея, которая отвечает на все вопросы по работе с людьми. Тем не менее она дает нам подсказки и помогает лучше понять, что повлияло на формирование наших ценностей и как это отражается на работе. И главное – теория поколений показывает: мы действительно разные, и то, что работало для одних, не обязательно будет работать для других.

Также читайте статью Ирины Прокофьевой «10 вещей, которые сделают вас более эффективными»

Newsletter that develops your career

Subscribe to Happy Monday's weekly newsletter, prepared by our editor-in-chief, with a selection of the most exciting content, news, and career opportunities.

Больше
More More for companies
Job seekers
For companies
Войти
Have idea!

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: