Все статьи Новости Поиск работы Истории Карьера Развитие Happy HR

Креативный директор: кто он такой и чем занимается? Интервью с Владимиром Кобцем

26.02.18 Карьера 8 min reading

Владимир Кобец, креативный директор Isobar Ukraine, раскрывает секреты профессии и делится своим пониманием работы в креативной сфере.  

За плечами Владимира 8 лет работы в креативе, награды престижных рекламных фестивалей (Cannes Act Tribute, Effie), работа с такими клиентами как Unilever, Pepsico Ukraine, Effes Ukraine, Universal Bank, MТС, множество социальных проектов, в том числе марафон «Киевская сотка», «Зробимо Україну чистою». Владимир рассказал о том, кто такой креативный директор и как он пришел к своей профессии. 

 

Владимир, чем занимается креативный директор?

Для меня в основе этой должности лежит слово «директор», но не в классическом понимании управленца и командира. Это человек, который дает не управление, а направление (от английского слова direction). Он дает вектор креативным процессам в агентстве. Далеко не всегда в зоне ответственности креативного директора только творчество. Зачастую это магическая синергия и управленческого, и воспитательного, и познавательного функционала. Это человек, который ответственен за все, что необходимо выдать на-гора с малейшим проявлением творчества. Он стоит на капитанском мостике вместе с СЕО, стратегическим директором, директором по развитию бизнеса. 

Мне больше импонирует олдскульный креатив, когда необходимо было рассказать интересную историю посредством крутого копирайта с гениальным слоганом, а потом это все завернуть в хорошую режиссуру, короткую, понятную, емкую. Это классический креатив, когда копирайтер и арт-директор работают вместе и выдают целостные решения.

Сейчас слово «креативщик» существенно трансформировалась – это и стратег, и специалист в социальных медиа, и переговорщик. Уже в 2014 году мировые агентства ушли от классической работы пары копирайтера и арт-директора. В этих рабочих юнитах уже не пары, а тройки – копирайтер, арт-директор и cod. Термин cod ввели гугловские ребята и везде его продвигают. В современном мире необходим человек из технологий, инноваций, тогда их общий результат будет намного эффективнее и круче.

 

Чем отличается работа арт-директора и креативного директора?

Во-первых, это субординация. Креативный директор руководит командой арт-директоров. Во-вторых, словосочетание «креативный директор» подразумевает в первую очередь должность, а «арт-директор» – ремесло. У креативных директоров часто спрашивают: «Ты из «артов» или «копиров»? Я из арт-директоров, мой инструмент – образы. Но все эти грани очень условны. Бывает, что самый крутой постер придумывает копирайтер, а самый классный слоган создает арт-директор. Арт-директор руководит всем визуальным по проекту, управляет дизайн-процессами, а креативный директор выступает как супервайзер: он может утвердить или вернуть идею на доработку.

 

На что похож ваш обычный рабочий день?

Как говорил Экзюпери, мы в ответе за тех, кого приручили. Каждый новый день в жизни я листаю в голове — за кого же сегодня буду максимально ответственен. Это касается и семьи, и рабочих проектов, и моей команды. Ответственность порождает вектор движений: в первую очередь, ты должен быть направлен на конструктив. Где-то подключаешься на конф-кол с клиентом в роли дипломата. Через несколько часов нужно решение по подбору цвета, ты включаешься уже как арт-директор, вспоминаешь удачные примеры цветовых кодов. Еще через некоторое время общаешься с коллегами на статус-встрече, и снова твой tone of voice меняется, можешь сказать что-то неформальное.  

Там ты был дипломатом, тушил пожар и помогал продавать какую-то идею, тут ты профессионал-мануфактурщик, здесь — уже управленец. И так целый день!

Высокопарное сравнение, но креативному директору нужно иметь решительность и ответственность в каждом движении: тут — «убил», а тут — «дал жизнь». Нужно быть немного психологом. Например, копирайтеру, который вчера всю ночь писал идею, ты скажешь: «Отлично, но это розовые сопли». Такой фидбек в команде допустим, но нужно знать, кому его адресовать. Если у вас сыгранная команда, то короткие внятные ответы, даже резкие, экономят время.  

 

Как вы пришли к профессии креативного директора?

Когда-то давно я очень сильно захотел этого. Я помню этот день, прямо помню его запах. Я был тогда студентом второго курса, недавно поступил в Черкасский национальный университет на специальность инженера-программиста. Были отличные преподаватели, хорошие друзья, но спустя какое-то время я понял, что не кайфую от цифр, а кайфую от образов. И вот в один из вечеров в общежитии, когда был куплен мой первый в жизни компьютер, я открыл не Delphi (язык программирования), а Photoshop 3.0.

Я ходил на пары, учился, был прилежным студентом, но параллельно пилил фейковое портфолио. Не было этих фирм, этих салонов красоты «Руслана», «Людмила»… Не было этих магазинов «Буревестник»! Я их сам придумывал, а потом рисовал им логотипы, постеры. Эти работы можно сейчас вешать в рамочку и смеяться просто до безумия! Будучи студентом, я уже работал в лидирующем рекламном агентстве Черкасс. Это была моя Альма-матер. Спустя какое-то время профессиональные мышцы и амбиции начали укрепляться. Однажды, в обычное воскресенье после работы, я подал резюме в крупное агентство Киева, во вторник меня уже позвали на работу, а к выходным я переехал в столицу. Звезды сошлись.

Первое правило – захотеть, а потом начать делать. Второе важное слово после желания, это амбиции: хочу уметь вот так рисовать, вот так писать и делать вот такие проекты.

 

Что было после переезда в Киев?

В моей жизни был этап работы с крутыми специалистами брендингового бюро Brand Ads Валентином Перцыей и Сашей Паниным. Там брендинг продавали очень глубинно, как математику. Было много магии и драйва. На презентации мы возили большие планшеты, рассказывали про цветовое кодирование, поиск нейминга. После была большая значимая ступень в моей карьере и жизни – агентство Tabasco. Отдельное спасибо Саше Смирнову. У нас были длительная любовь и взаимоуважение, которые продолжаются и сейчас в виде дружбы и совместных пьянок. Просторы диджитал креатива я начал бороздить после прихода в Isobar Ukraine на позицию креативного директора в 2014 году.

Креативный директор: кто он такой и чем занимается? Интервью с Владимиром Кобцем 1

Получается, вы нигде не учились текущей специальности? Только самообразование?

Абсолютно. Конечно, есть большая заслуга инженерного образования. Матанализ, комбинаторика и теория систем – все это выработало правильное структурное мышление. В креативной индустрии, особенно в Украине, даже есть некий феномен: многие креаторы – технари.

Сейчас, конечно, появляются классные образовательные форматы, к примеру, КАМА, Projector. Но их очень мало. Я своей команде всегда говорю, что нужно «насматриваться». Сейчас инфополе переполнено любыми знаниями, видеоуроками, тьюториалами. Я обожаю наше время: нет никаких стен, можно получить все, что ты хочешь. Это большой плюс, но и большой минус для конфиденциальности, приватности жизни, системы морали.

 

Какие свои профессиональные награды считаете главными?

Главные награды еще впереди. В прошлом — серебро на Каннском фестивале социальной рекламы в рамках Cannes Lions в 2013. В Украине тогда происходил переломный момент — отмена курения в публичных местах. Я рад, что приложил к нему руку. 

Это был рекламный принт с таким сюжетом: узнаваемый образ курицы из табачного пепла с надписью: The taste is back to Ukraine. История его создания довольно забавная. Поскольку на социальные проекты бюджетов нет, курица покупалась в магазине за свои деньги, а для съемок мы договаривались с дружественным фотопродакшеном PositivePictures. Мы набрали много бумаги, думали — сейчас спалим ее и получим пепел. Но ничего не получилось! Как оказалось, сожженная бумага вообще не похожа на пепел сигарет, это разные по своей фактуре объекты. А нам очень хотелось сделать правильный крафт. Я несусь в магазин, покупаю два блока обычных дешевых сигарет, несусь обратно, высыпаю их в ведро, поджигаю, они начинают тлеть… Понимая, что они будут тлеть суток двое, мы начали дуть на пламя феном, заполнили дымом все вокруг. В итоге часа через три получилось ведро пепла. Ну а потом была долгая работа в фотошопе, чтобы добиться качества крафта.

Что такое креатив? Это постоянные попытки, только методом проб и ошибок можно чего-то достичь.

Какая ваша главная амбиция в наградах?

Для любого спортсмена высший пилотаж – золотая медаль в Олимпийских играх, в нашем цеху это – Cannes Lions. Поскольку я еще и дизайнер, мне бы очень хотелось потягаться в Red Dot.

 

Насколько креативный директор – творческая профессия, какой процент в ней от точных наук?

У меня есть четкое понимание, что креативный директор это частично профессионал-ремесленник, частично дипломат-продажник и частично управленец-психолог. Сейчас происходит колоссальное давление технологий на все сферы жизни. В том числе и на маркетинг, продакшен, дизайн. Как стали выглядеть съемки с появлением обычных дронов? Арендуешь за 1000 долларов дрон, полетал, снял красоту… И вот уже ролик выглядит совсем по-другому, есть эпохальность, размах. Сейчас технологией можно подменить любую механику.

 

Как выбираете проекты? Этот вопрос, наверное, больше относится к выбору социальных проектов, ведь коммерческие редко выбирают…

На самом деле, выбираем и коммерческие проекты. Это уже определенная зрелость агентства. Мы растем и не хотим гнаться за количеством, для нас важно качество. Мы определили для себя формулу выбора: слава, деньги, интерес. Бывает, что проект славы не дает, но дает опыт.

Я обожаю социальную рекламу и стараюсь максимально вовлекаться в социальные проекты, пока позволяет ресурс. Благодаря дружественным отношениям в клубе арт-директоров Украины, у нас есть возможность участвовать в тендере на разработку брендинга для инновационной привлекательности страны. Это же круто! Есть очень много коммерческих социальных работ.

Например, наша работа WordsHelp для Unicef — одна из моих любимых. Я с радостью бы врывался в каждый пятый социальный проект, но приходится выбирать. Такие темы не имеют ранжирования, они все важны. Главное условие работы над социальным проектом простое: ты должен его понимать. Если ты делаешь социальный проект про котов, ты должен любить котов. Если делаешь рекламу про сексизм, ты должен понимать проблему сексизма. Яркий пример – Виталий Кулько (Digital Innovation Coach в Isobar Ukraine), который занимается трудоустройством слабослышащих. Его программа стажировки для ребят с проблемами слуха в рекламной индустрии уже не первый год имеет успех, потому что эта тема очень близка ему.

 

Что можете посоветовать будущим креативным директорам? Что читать, смотреть?

Что такое суперкреативщик? Это значит – всегда держать открытыми уши, глаза, сердце. Необходимо много записывать. У меня огромный блокнот, я постоянно записываю увиденное и услышанное. Нужно обязательно отслеживать инновационные решения, сейчас они крайне важны. Смотрите Pinterest, Behance. Для диджитальщиков — awwwards.com, digitalagencynetwork.com, для арт-директоров и креативщиков – productionparadise.com, adweek.com.

А дальше уже по вашему конкретному направлению. Необходимо прокачивать себя в смежных областях, например, в психологии, художественной литературе. Мои любимые книги: «Собор» Гончара, «Робинзон Крузо» Дефо, «Как думают люди» Чернышова, «Взлом креатива» Майкла Микалко. Для просмотра советую сериалы: «Викинги», «Мир Дикого Запада», «Черное зеркало», «Безумцы»,  Mind Hunter. И, конечно слушайте хорошую музыку. От техно до классики. Рекомендую Wim Mertens, Abel Korzeniowski.

 

Но работа — это далеко не все. У вас есть хобби, вы увлекаетесь игрой в театре. Как в вашей жизни появилось актерство?

Началось все еще во втором классе с региональных конкурсов чтецов. В студенческие годы были КВН и танцы. Дальше — пауза и активная работа в дизайне. Но нутро возвращает все на круги своя. Я нашел отличную школу театрального мастерства «Сверхзадача». Огромное спасибо Славе Жыле и Алексею Вертинскому, нашему куратору и духовному лидеру. С первых занятий я почувствовал, насколько актерство близко мне и моей работе. Сейчас я взял паузу, но театр навсегда поселился у меня в душе.

Креативный директор: кто он такой и чем занимается? Интервью с Владимиром Кобцем 2

Был выпускной спектакль?

Конечно. Театральные школы на выпускном не дают какие-то классические спектакли, а делают капустники, чтобы максимально покрыть необходимое количество ролей. Я, например, играл и Собаку, и Свирида Петровича Голохвастова, и Дерево. Театр дает чувство такта, это очень помогает для презентаций, выдерживания пауз, понимания артикуляции. Советую всем.

 

В театр часто ходите? Что посоветуете?

По возможности хожу, да. В последнее время, правда, пропускаю: маленький сыночек накладывает свои правила на управление временем. Но семья, например, продолжает ходить каждую неделю. Это безоговорочное правило проведения субботнего вечера. Мои любимые театры — «Молодой» и «Театр драмы и комедии на Левом берегу». Еще, из новых неканонических, очень советую театр «Мизантроп». У них есть замечательный спектакль «Король Убю». Это фарс-комедия про польского лидера, но события пересекаются с реалиями в украинском обществе.

 

И последний вопрос. Ваш ник в facebook «vladimir.kobets.54». Что значит число «54»?

54 – число квадратиков на кубике Рубика, которое дает 43 квинтиллиона комбинаций. Как и вся наша жизнь — постоянные хитросплетения. Кубик Рубика – это символ.

Newsletter that develops your career

Subscribe to Happy Monday's weekly newsletter, prepared by our editor-in-chief, with a selection of the most exciting content, news, and career opportunities.

Больше
More More for companies
Job seekers
For companies
Войти
Have idea!

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: