Нам стало интересно, как это — попасть на работу в BlaBlaCar и развиваться в компании, что для этого нужно и к каким результатам можно прийти. Об этом мы поговорили с Юлией Крупенко, Communications & PR Manager в украинском представительстве BlaBlaCar.
BlaBlaCar — не просто платформа поиска попутчиков для междугородних поездок. Это — международная компания с особой философией. «Быть там, где есть дорога», — так звучит цель компании на ближайшие несколько лет. Через путешествия ее основатели и сотрудники хотят объединить людей, дарить им новый опыт и делать мир лучше.
— Кажется, о BlaBlaCar знают все. А чем именно ты занимаешься в компании как PR менеджер?
Я работаю в украинском офисе BlaBlaCar и отвечаю за направление коммуникаций и связей с общественностью. В BlaBlaCar, как в любом международном бизнесе, есть глобальное позиционирование, ключевые сообщения, тон, с помощью которого мы говорим с аудиторией. Моя основная задача — грамотно адаптировать их под украинские реалии, менталитет украинцев, их потребности и желания.
Я отвечаю за репутацию бренда в Украине, работаю с ключевыми СМИ, блогерами, пишу тексты и создаю информационные поводы. Неотъемлемой частью моей ежедневной работы является общение с пользователями в соцсетях, на встречах или событиях.
— Если обобщить, какой у BlaBlaCar подход к Public Relations?
Мы объединяем людей по всему миру. Это 60 миллионов человек в 22 странах. Наша основная задача — вести диалог с пользователями там, где они общаются, развлекаются, учатся. Помогать и, что не менее важно, слушать. Каждый сотрудник BlaBlaCar — это активный пользователь сервиса. Этот принцип заложен в одну из наших ценностей — Be the Member, а требование быть пользователем сервиса прописано в каждой вакансии. Благодаря этому мы отлично знаем, как работает наш продукт.
Во всех наших коммуникациях мы стараемся быть открытыми и полезными. Мы приглашаем пользователей тестировать новые функции, проводим опросы и фокус-группы, рассказываем о сложностях, с которыми сталкиваемся в той или иной стране, а иногда даже просим о помощи. Мы ведем блог с полезными советами, записываем истории пользователей, делимся новостями.
Важно понимать, что коммуникации и PR — это системная работа, а не единоразовая акция. Они похожи на занятия в спортзале: чтобы получить желаемый результат, нужно систематически повторять действия, регулярно их закреплять.
В нашей стране люди только начинают доверять друг другу в сети, а в западноевропейских странах (где BlaBlaCar уже работает 10 лет), вопросы доверия стоят не так остро.
Таким образом, мы являемся своего рода евангелистами экономики совместного потребления. Мы делимся опытом работы в других странах и этим мотивируем других присоединяться к нам и развивать индустрию шеринга в нашей стране.
— Ты занималась пиаром в разных компаниях. Расскажи, работа в BlaBlaCar чем-то отличается?
В студенческие годы я работала в международной организации AIESEC, руководила отделом маркетинга и коммуникаций. Уже тогда я понимала, что интернациональная среда значительно отличается от украинских реалий и намного интереснее.
У меня произошло приятное дежавю в BlaBlaCar: новые коллеги поразили своей открытостью, желанием помочь, подсказать и направить к нужному человеку. Меня мотивирует абсолютное доверие руководства, предоставление практически полной свободы действий и ответственности за те или иные решения.
Здесь я всегда учусь, при этом, в абсолютно разных направлениях. За 2,5 года работы в компании помимо прямых обязанностей я прокачала свои навыки в кризисных коммуникациях, дизайне, маркетинге, организации событий и даже коде. Мне нравится такой подход, ведь это существенно экономит время и повышает ценность, как профессионала на рынке.
Несмотря на масштабы компании, в ней очень трепетное отношение ко всем новичкам. Каждую неделю мы получаем рассылки о новых людях. В них, помимо указания позиции и предыдущего опыта, новички рассказывают о своих интересах, предыдущих местах работы. Это очень радует и сближает.
В BlaBlaCar хорошо развита корпоративная культура. У нас есть BlaBlaWiki, своего рода Википедия с кейсами по различным направлениям, BlaBlaShare, где мы узнаем важные новости и видим глобальные цифры, BlaBlaDinner в главном офисе — сервис для приглашения на обед сотрудников, с которыми меньше общаешься. Атмосфера компании располагает к тому, чтобы делиться своими ресурсами.
— Какие качества важны для BlaBlaCar? Что объединяет сотрудников компании?
Пожалуй, самое главное — все сотрудники BlaBlaCar пользуются платформой вместе с 60 миллионами других людей. Мы любим путешествия, делим затраты на поездки и знакомимся с новыми людьми. Я точно знаю, что благодаря такому подходу пользователям нравится сервис, и только так можно грамотно улучшать продукт.
В BlaBlaCar работают люди с горящими глазами, инноваторы, которые смело придумывают идеи и делятся ими, поддерживают задумки коллег и, конечно, учатся на ошибках.
Чтобы определить таких людей среди кандидатов, во время отбора менеджеры задают много вопросов. Цель — вывести кандидата из зоны комфорта и понять, как он думает. Помимо этого, для нас важно умение работать в команде и владение деловым английским — ведь мы ежедневно общаемся и в локальных офисах, и с коллегами из Франции, Польши, Бразилии, Германии.
— Как проходила твоя подача в BlaBlaCar? Какие основные этапы отбора?
Два года назад я работала пиарщиком МТС в Украине (сейчас — Vodafone). Мне нравилось работать в компании, особенно в команде, с которой мы прошли через огонь и воду. Но в какой-то момент я поняла, что я готова перейти на новый этап — взять ответственность за управление целым направлением и людьми. К тому же в Украину пришел тренд digital nomading — уже давно популярный в Европе формат гибкого рабочего графика, который можно совмещать с путешествиями, семьей и хобби. Мне очень хотелось испытать это на себе и через полгода-год я хотела это сделать. Однако изменения произошли намного быстрее.
Я увидела пост в Facebook с описанием вакансии Communications Manager в украинский офис BlaBlaCar, перешла на сайт со всеми вакансиями компании (SmartRecruiters), прочитала описание и требования к идеальному кандидату. И увидела в нем себя.
Вначале нужно было отправить заявку — CV, мотивационное письмо и тестовое задание на английском языке.
Я начала с обновления своего CV — сделала из скучного Word-документа яркую креативную страницу. Описала свой предыдущий опыт и рассказала о планах. Затем написала мотивационное письмо: объяснила, почему я нужна BlaBlaCar и чем отличаюсь от других. Помимо этого я выполнила тестовое задание, которое включало:
- исправление ошибок в тексте (вакансия коммуникатора и пиарщика подразумевает постоянную работу с текстами, потому грамотность и чувство «правильного голоса» компании — это одно из важных требований);
- подготовку контент-плана по продвижению проекта в социальных сетях;
- написание коммуникационной стратегии и плана сотрудничества с фестивалем.
В процессе подготовки заявки я лучше поняла задачи и цели компании, погрузилась в ее работу и процессы, перечитала массу интервью и статей.
На всякий случай я обновила свою LinkedIn страницу — для европейских компаний это важно. Детально и подробно описала свой опыт, предыдущие места работы и проекты. Это удобно — можно добавить информацию, которая расширяет лаконичное CV. К тому же, в моем профиле собраны рекомендации от работодателей и бывших коллег.
На следующий день после отправления заявки я получила приглашение на интервью по Skype от Алексея Лазоренко, руководителя BlaBlaCar в Украине и России. Я прошла собеседование и меня пригласили на следующий этап — интервью с Элис, глобальным координатором по коммуникациям из HQ (HQ — Headquarter, главный офис компании). Мы обсуждали стратегии, контент, форматы и задачи. Во время разговора с ней я поняла, что хочу работать в этой компании.
После этого мы несколько раз встретились с будущими коллегами из локальной команды для так называемого team fit. В итоге я получила предложение о работе, которое приняла незамедлительно. Это одно из самых правильных решений в моей жизни и некий пинок для последующих изменений в жизни.
— Какие открытия ты сделала за время работы в BlaBlaCar? Какие навыки развила?
Я работаю в компании 2,5 года, но по ощущениям я здесь намного дольше. Меня драйвит быстрый рабочий темп, поток проектов, задач и инициатив, смена приоритетов и постоянные вызовы.
За это время я полностью поменяла свое отношение к работе. Сейчас для достижения результата мне нужны только ноутбук, телефон и несколько зарядок.
Комфортное рабочее место и ароматный кофе — приятное дополнение, а не ежедневная необходимость или ритуал. Это стало главным открытием. За последние 2 года я:
- научилась грамотно расставлять приоритеты;
- научилась фокусироваться на важном и говорить «нет» проектам или людям;
- перешла от «никто это не сделает лучше меня» к «я доверяю своей команде и легко делегирую задачи».
Работа в BlaBlaCar помогает мне расширить кругозор: сейчас я вижу возможности там, где раньше их не замечала. Я постоянно повышаю свою планку и ставлю цели. Иногда от этого немного страшно, но мне скучно всегда быть в зоне комфорта. Я начала относиться к себе как к профессионалу. Коллеги и партнеры относятся ко мне так же. Это очень ценно и важно осознавать.
— BlaBlaCar делает поездки проще и доступнее. Изменилось ли твое отношение к путешествиям с приходом в компанию?
Недавно в парижский офис к нам приехал Уилл Шу, основатель Deliveroo, крупнейшего сервиса доставки еды. Он рассказал много интересного об управлении компанией и людьми, но одна фраза запомнилась мне больше всего: «Fit work around your life». Этот принцип сейчас приносят в компании миллениалы — люди, которым помимо работы важно уделять время хобби, путешествиям, семье и другим вещам. Работа в BlaBlaCar дала мне возможность грамотно выстроить свои жизненные приоритеты, взглянуть под другим углом на все, чем я занимаюсь. И сейчас мне это кажется правильным.
Мы с мужем Витей и маленькой дочкой Мией очень любим путешествия и стараемся выезжать в новую страну или город раз в 2-3 месяца. Для нас это некая перезагрузка, отвлечение от ежедневной городской суеты, способ отдохнуть и вдохновиться. Каждый город мы пропускаем через призму «А жили бы мы здесь?», любим наблюдать за людьми, замечать их привычки и культуру. Нередко в путешествиях рождаются новые идеи, которые мы записываем и обсуждаем, а тексты, которые «никак не писались» на рабочем месте, часто рождаются именно во время поездки.
— Главный офис BlaBlaCar находится в Париже. Ты часто там бываешь?
Впервые я приехала в главный офис, чтобы пройти неделю тренингов и погрузиться в культуру компании — как и все новые сотрудники. За несколько интенсивных дней я познакомилась с коллегами, изучила все направления работы. И по возвращению домой точно знала, что делать.
Теперь я бываю в Париже несколько раз в год — посещаю конференции, на которые съезжаются все сотрудники. Мы обсуждаем ключевые вопросы, погружаемся в мастер-классы и симуляции, встречаемся тет-а-тет с коллегами по разным проектам.
Помимо поездок в Париж у каждого сотрудника BlaBlaCar есть возможность работать из офиса другой страны несколько недель в году.
— Украинский офис похож на офисы в других странах?
Основное отличие главного и локальных офисов в масштабе. В главном офисе BlaBlaCar работает более 300 человек со всего мира. В украинском офисе — 5 человек помимо внештатных специалистов.
Офис находится в небольшом open space. На стенах — плакаты с ценностями компании, на полках — нон-фикшн книги, игрушечные автомобили, брендированные материалы. Есть переговорная комната с системой Lifesize — для встреч с коллегами из других стран.
— Пожалуйста, дай несколько советов тем, кто мечтает попасть в BlaBlaCar. C чего начать, куда двигаться, как развиваться?
Попробуйте представить себя на той позиции и в той компании, о которой мечтаете. Поймите, каких навыков вам не хватает, и развивайте их: пройдите курс, прочтите профильные книги или познакомьтесь с людьми, которые могут вам помочь.
Интересуйтесь жизнью компании, в которой хотите работать. Не бойтесь предлагать свои идеи, высказывать конструктивную критику и помогать. В BlaBlaCar есть сотрудники, которые пришли работать в компанию после того, как давали советы, делились видением развития сервиса. Это очень ценно.
Учите английский. Слушайте подкасты, смотрите фильмы, постарайтесь попасть в среду носителей языка. Свободное владение языком откроет для вас новые возможности. Банально, вы сможете с легкостью читать мировые СМИ, блоги и общаться с интересными людьми.
Не сидите на месте, будьте смелее. Делайте то, что вам нравится. Помните, что опыт не всегда на первом месте. Горящие глаза и желание учиться — это то, на что обращает внимание каждый уважаемый работодатель.
Все открытые позиции в BlaBlaCar мы публикуем в разделе Dream Jobs. Там же можно посмотреть видео с основателями, почитать о культуре и ценностях компании, вдохновиться. И, кто знает, может на одну из доступных позиций мы ждем именно вас!
Для нас история Юлии о том, что важно развиваться системно, прокачивать навыки и не подавлять свои амбиции. Научиться видеть возможности там, где их раньше не замечали. И тогда работа в компании мечты станет ближе.
Читайте также
Как построить международную карьеру, попасть на работу в Booking.com и переехать в Амстердам
Як українка стала програмісткою WhatsApp
Як це — працювати у Tesla? Український інженер про роботу у США та Ілона Маска
Ищете работу?
У нас есть вакансии в украинских и международных компаниях.
Вакансии