Все статьи Новости Поиск работы Истории Карьера Развитие Happy HR

Истории трех человек, сделавших музыку своей профессией и достигших успеха

31.07.20 Истории 10 min reading

Многие с детства мечтают стать музыкантами, но во взрослой жизни получают другую профессию из-за смены приоритетов или давления со стороны окружающих — надо, мол, найти «нормальную» работу. А музыка так и остается не более, чем хобби.

Мы собрали истории трех людей, которые все-таки выбрали музыку своей профессией. Расспросили, где они учились, как искали работу и что нужно, чтобы добиться успеха в этой сфере.

Милош Елич

Клавишник, композитор и продюсер («Океан Эльзы»)

Истории трех человек, сделавших музыку своей профессией и достигших успеха 1

Устроил истерику родителям, потому что они не записали меня в музыкальную школу

Я композитор, продюсер, клавишник и иногда дирижер группы «Океан Эльзы». Родился и вырос в городе Нови-Сад в Сербии. Профессию выбрал в день, когда устроил истерику родителям, потому что они не записали меня в музыкальную школу. Тогда мне было 8 лет. В 9 лет я все же добился своего.

Система образования в Сербии отличается от украинской. Там 8 обязательных классов, после чего ты по результатам экзаменов можешь пойти в училище получать профессию или в гимназию, после которой поступают в университет. После 8 класса я хотел учиться в музыкальном училище, а мои родители были против. Мы нашли компромисс: я поступил в обе школы. До обеда учился в гимназии, а после — в училище. Так продолжалось два года; наконец, из гимназии я ушел, а училище закончил.

Когда я окончательно решил стать музыкантом, родители приняли мое решение. Я поступил в Национальную музыкальную академию в Киеве, однако так ее и не закончил, потому что начал работать продюсером и играть в рок-группе. Впрочем, академическое образование не раз помогало мне в работе.

Истории трех человек, сделавших музыку своей профессией и достигших успеха 2

Я рос в доинтернетную эру, поэтому с обучением было сложно

В 12 лет я записывал детские песни и однажды ошибся, когда пел. Инженер в студии попросил меня спеть еще раз, а потом показал различные эффекты. Он первый открыл мне глаза на то, что в студии, при наличии фантазии и знаний, можно сделать что угодно. Тогда я и захотел там работать.

Я рос в доинтернетную эру, поэтому с обучением было сложно. Все происходило так: у знакомого был знакомый, у которого была кассета или книга, которую можно одолжить. С 16 лет я начал записываться с группой и тогда же внимательно наблюдал за всем, что делает инженер или продюсер в студии. Я учился как ремесленник: мастер делал, а я запоминал.

Зато сейчас есть много образовательных онлайн-ресурсов. Я иногда тоже их использую, но, скорее, для развлечения. Музыканту всегда есть чему учиться и куда развиваться, было бы желание. Музыка не стоит на месте. Например, весь процесс звукозаписи уже очень отличается даже от того, что было 20-30 лет назад.

Истории трех человек, сделавших музыку своей профессией и достигших успеха 3

За первый гонорар починил клавиши, купил мобильный телефон и кожаный плащ

В Сербии во всех кафе на открытых площадках играет живая музыка. Это была моя первая музыкальная работа в 16 лет. Я зарабатывал примерно 5 долларов за вечер, и эти деньги казались огромными.

Когда мне было 17 лет, мы с друзьями получили контракт на производство музыки для детской передачи, очень известной в Сербии. Я был несовершеннолетний, поэтому подписывать контракт и открывать счет в банке пришлось с папой. Когда мне перевели первые настоящие деньги, на них я починил свои клавиши, купил мобильный телефон и кожаный плащ.

Сейчас мы с группой «Океан Эльзы» записываем новый альбом

Чтобы немного углубиться в профессию, расскажу обо всем процессе работы. Сначала Святослав Вакарчук придумывает музыку и слова, приходит в студию. Там мы определяем, правильная ли тональность и темп, и записываем демо-версию под фортепиано. Это первая и очень сырая версия песни.

Обычно на следующем этапе все музыканты собираются и играют эту песню, пытаясь подобрать правильное звучание. Иногда это происходит по 40 раз, потому что с первого раза почти невозможно сыграть идеально. Также в этом процессе важно понимать, что инструменты должны играть слаженно, не перебивать друг друга, а в песне должна быть структура.

На этот раз я предложил сделать прогнать этот процесс через компьютерную симуляцию: мне показалось, что так будет быстрее и качественнее. Музыкантам не приходится тратить недели или месяцы на поиск звучания, ведь это можно сделать с помощью технологий. На этом этапе мне нужно придумать, какие именно инструменты задействованы и какую партию играет каждый инструмент — это называется аранжировки.

Истории трех человек, сделавших музыку своей профессией и достигших успеха 4

Когда все это определили, начинается запись. Каждый музыкант должен сыграть свою партию точно, выразительно, уверенно и так, чтобы это навечно осталось без единого пятна. Так происходит с каждым из инструментов, с вокалом, а также со всеми другими звуками, которые должны быть в песне.

После этого идет сведение — настройка частотных и динамических характеристик всех инструментов, чтобы они звучали наиболее выигрышно, а запись была качественной. Это может занимать день, а может и недели. Далее происходит мастеринг — стандартизация звука, чтобы весь альбом звучал как одно целое и ни одна песня не была тише или громче других у вас в наушниках.

Я также пишу музыку для кино. Это примерно такое же количество шагов, только совсем других 🙂

В музыке, как и везде, действует закон: 20% времени делается 80% работы

В музыке, как и везде, действует закон: за 20% времени делается 80% работы, а за остальные 80% — заканчивается 20% работы. Поэтому в музыке тоже есть рутина вроде сведения или мастеринга — это технологическая работа, которую просто нужно сделать, и она надоедает.

Интересного в работе музыканта и продюсера тоже хватает: наблюдать, как создается песня, придумывать новое и пользоваться приемами, которыми не пользовался раньше. На этот раз я работаю с компьютерной симуляцией, а какой метод выберу в следующий раз, еще не знаю.

Самое интересное в моей работе — это работать с разными людьми. Для записи часто требуются музыканты разного профиля: перкуссионисты, струнные оркестры, народные инструменты. Мы привлекаем к записи только лучших профессионалов. Мне всегда интересно с ними общаться, ведь они уже сформировались как музыканты, от них я черпаю новые идеи и знания. Я наблюдаю за их работой, учусь у них и совершенствуюсь как музыкант.

Истории трех человек, сделавших музыку своей профессией и достигших успеха 5

Хороший музыкант — это тот, кто способен перевести свою мысль или эмоцию на музыкальный язык и выразить ее так, чтобы публика поняла и отреагировала.


Маргарита Куличова

Композитор, звуковой дизайнер, певица и автор песен (Grisly Faye)

Истории трех человек, сделавших музыку своей профессией и достигших успеха 6

Толчком к работе над собственной музыкой стала авария

Я родилась в Киеве. После 9 класса стала студенткой сразу двух заведений — экономического колледжа и Moving Academy for Performing Arts (Нидерланды). В 18 лет вернулась домой и начала работать в Национальном центре театрального искусства имени Леся Курбаса, где выставляла свет и звук. Впоследствии продолжила обучение в Киевском национальном университете и сочетала все это с работой в арт-издании, небольшом промо-агентстве и арт-центре, который открыла с друзьями в 2014 году.

Весной того же года я попала в аварию, которая помогла мне переосмыслить и изменить приоритеты. Я призналась себе, что мне уже не так интересно заниматься хозяйственными вопросами и другими артистами. За несколько месяцев я выпустила свой первый сингл, позже EP, а в конце года уже отправилась в первый тур как Grisly Faye.

Со временем моя музыкальная деятельность расширилась. В дополнение к турам и работе над альбомами я все больше работала с саунд-дизайном в кино и решила получить специальное образование. В 2018 уехала по программе обмена для музыкантов OneBeat (USA) и стала студенткой магистерской программы KinoEyes (PT, EST, UK), которую закончила в этом году в Великобритании.

Классического музыкального образования у меня нет. Моя основная тактика — учиться у специалистов

С 4 лет я пела в хоре и играла на фортепиано. Начала самостоятельно осваивать гитару, баян, виолончель, собирать собственные инструменты и разбираться с электронной музыкой.

Классического музыкального образования у меня нет. Моя основная тактика — учиться у специалистов путем наблюдения и ассистирования. Я осваиваю информацию на практике.

Истории трех человек, сделавших музыку своей профессией и достигших успеха 7

Надо менять не менее 2 шляп — артиста и администратора, а иногда надевать их одновременно

Первой работой Grisly Faye был альбом и тур. Когда я вышла играть первый сет — поняла, что забыла названия песен, слова, партии и вообще все, что можно было забыть. Поэтому я буду вечно благодарна слушателям своих первых 50 концертов, которые помогли мне отточить тогда еще новое для меня сценическое мастерство.

В первый тур я поехала за свой счет — в качестве разогрева для группы, для которой ранее организовывала концерты в Украине. Вообще нетворкинг — это основная составляющая музыкального бизнеса, как и любого фриланса. Надо менять не менее 2 шляп — артиста и администратора, а иногда одевать их одновременно.

«Поет Ивано-Франковсктеплокоммунэнерго» — первое полнометражное кино, где я выступаю в роли композитора и саунд-дизайнера

В 2019 году состоялась премьера фильма «Поет Ивано-Франковсктеплокоммунэнерго». Это первое полнометражное кино, где я выступаю в роли композитора и саунд-дизайнера. Мы с командой работали над ним несколько лет.

Сейчас я в основном работаю с игровым кино. Это несколько другая специфика работы. Я разрабатываю концепт звучания после прочтения сценария и работаю над его воплощением. На площадке работаю с командой саунд-рекордеров и бум-операторов, на постпродакшене — с диалогами, фоле, атмосферами, спецэффектами, музыкой, саунд-дизайном и финальным миксом. Этот процесс может занимать месяцы, а иногда и годы работы.

Самое и самое интересное в моей работе — найти звучание фильма. Это когда картинка и звук «склеиваются», как будто всегда существовали вместе. Иногда для этого нужно применить минимальное количество усилий, а порой приходится выходить из зоны своего профессионального комфорта и учиться новому в ускоренном режиме, чтобы использовать элементы, с которыми раньше не работала.

Истории трех человек, сделавших музыку своей профессией и достигших успеха 8

В работе саунд-дизайнера и композитора самое интересное то, что каждый день — это новый вызов. Я чувствую себя немножко изобретательницей, потому что постоянно учусь и экспериментирую.

Во время работы в кино я поняла, что можно решить все задачи, даже если они кажутся невозможными. Нужно только время, возможность для экспериментов, шанс на ошибки и сильная неутомимая команда.

В свободное от работы время я преподаю музыку в детском центре. В каждом из своих учеников я вижу себя. Убеждая их попробовать еще раз, не расстраиваться или практиковаться регулярно – я напоминаю об этом еще и себе. Иногда то, что мы играем, очень похоже на полиритмические авангардные произведения, хотя планировалось как простая песенка на 6 аккордов. Мои ученики пишут свои песни, мечтают залить их на Spotify, а на заработанные деньги купить пиццу.

Хорошие музыканты учатся и делятся знаниями, ленятся, пишут, издают, удаляют и пишут снова. А еще им нужна аудитория, потому что в резонансе с ней музыка звучит иначе.


Александр Береговский

Перкуссионист, барабанщик (Академический оркестр народной и популярной музыки Украинского радио)

Истории трех человек, сделавших музыку своей профессией и достигших успеха 9

Хотел стать актером, а стал барабанщиком

Я родился в Киеве в 1960 году. Музыкой заинтересовался в 5 лет. Сначала учился играть на фортепиано, но оно мне не нравилось. Очень хотел играть на барабанах, поэтому после долгих уговоров родители перевели меня в другую музыкальную школу в класс ударных инструментов. В юношеском возрасте я решил стать драматическим актером, но судьба сложилась иначе и я вернулся к музыке.

В армию меня взяли в качестве конферансье в Ансамбль песни и танца Киевского военного округа Вооруженных сил СССР. За полгода нашего барабанщика отправили в строевую часть за нарушение дисциплины. Руководитель ансамбля прочитал в моей личном деле, что я закончил музыкальную школу по классу ударных, и за неделю я уже был барабанщиком.

В советские времена не было интернета, качественных книг или записей, даже нот.

После армии я поступил в музыкальное училище (сейчас это Киевский институт музыки имени Р. М. Глиэра) и закончил его как ударник. Кроме этого, я много занимался самообразованием.

В советские времена было гораздо труднее добывать знания во многих сферах, в том числе и в музыке. Тогда не было интернета, качественных книг или записей, даже нот. Мы занимали друг у друга кассеты, а потом записывали в ноты то, что играли выдающиеся джазовые музыканты.

Сейчас можно учиться онлайн у самых известных музыкантов мира, смотреть бесплатные уроки, скачивать ноты — образование стало гораздо доступнее. Многие современные украинские музыканты очень хорошо играют, но и они продолжают учиться сами.

«Знакомый знакомого ищет» — так музыканты получают работу

После окончания службы в армии я остался работать в Ансамбле песни и танца еще на два года. Я служил и работал вместе с лучшими музыкантами того времени, мне было с кого брать пример. За это время в Национальной филармонии освободилось место барабанщика в ансамбле народной музыки, и мне предложили занять его на полтора года. В итоге, я проработал там около десяти.

Я много путешествовал как по СССР, так и по странам бывшего соцлагеря. Побывал в Сибири, Заполярье, Узбекистане, Туркменистане, Венгрии, Германии (тогда — ГДР) и еще в десятках мест еще во времена, когда это было невозможно для большинства.

Параллельно с работой в филармонии я сотрудничал с джазовыми и андерграундными музыкантами культовых Er. J. Orchestra и «Джаз-импрессионистов».

Истории трех человек, сделавших музыку своей профессией и достигших успеха 10

В девяностые стало труднее. Из-за нехватки государственного финансирования музыкантам пришлось заняться тем, что сейчас называется фриланс. Тогда на украинский рынок заходили иностранные фирмы, проводили презентации своих продуктов, а я организовывал музыкальное сопровождение таких мероприятий. За одну презентацию можно было получить от 100 до 300 долларов, тогда как люди зарабатывали в среднем 100 долларов в месяц. С другой стороны, никто не мог гарантировать музыкантам стабильное количество презентаций в месяц.

Потом меня пригласили на постоянную работу в рекламный отдел компании, где я организовывал корпоративы. Оттуда я ушел быстро. Для музыканта, который привык быть на сцене и гастролировать, офисная работа — настоящий ужас.

За время работы я познакомился со многими известными украинскими музыкантами

Летом 1999 года я встретил коллегу, который искал перкуссиониста в новый оркестр, впоследствии вошедший в структуру Украинского радио. Я прошел конкурс и начал там работать. У нас были лучшие на то время инструменты и возможности, но впоследствии коллектив распался по личным причинам и из-за проблем с финансированием. Нам предложили перейти в любой другой оркестр Национальной радиокомпании, поэтому я выбрал оркестр народных инструментов. Всего на Украинском радио я уже 21 год.

За время работы здесь я познакомился со многими известными украинскими музыкантами. Как студийный сессионный музыкант участвовал в записях альбомов таких артистов и музыкальных групп, как «Скрябин», «Вопли Видоплясова», «Лама», «Гринджолы», «ТИК» и многих других. Затем я встретился со Святославом Вакарчуком, и он предложил мне присоединиться к работе над альбомом «Океана Эльзы» Gloria и к проекту «Вночі». Также я ездил с ними в два всеукраинские тура. Это был невероятный опыт работы с действительно хорошими и профессиональными музыкантами.

Сейчас, помимо работы на радио, меня приглашают выступать с оркестром «Виртуозы Киева» на программы с музыкой конца ХХ —начала XXI века, ведь я хорошо ее чувствую и это мой стиль. Мы играем музыку из кино, например с «Русалочки», «Ла-ла Ленда» или «Красотки», романтические баллады и тематическую музыку на праздники. Как сессионный музыкант я участвую в европейских проектах — European Jazz Orchestra, Teodora Enache и Far Light.

Истории трех человек, сделавших музыку своей профессией и достигших успеха 11

У всех музыкантов наступает этап, когда им больше не звонят

Самое трудное в моей работе — это ее отсутствие. У всех музыкантов наступает этап, когда им больше не звонят. Похоже, что для меня это время пришло. Вокруг много молодых профессионалов, которые меня не знают, ведь я на 30 или 40 лет старше них. В Европе и США все иначе — у музыкантов разного возраста есть своя аудитория.

Также бывает сложно найти работу с достойной оплатой. В Украине крайне мало людей, которые стали богатыми именно благодаря музыке. В основном музыканты зарабатывают немного: 20000 гривен в месяц считается высокой зарплатой в оркестре, а большинство получают вообще до 10000 гривен.

А самое интересное в моей профессии — это творчество. Мне нравится процесс создания музыки, поиск наилучшего звучания и возможность проявить себя. Когда меня приглашают в проект, то далеко не всегда дело только в деньгах. Я получаю кайф от своей работы: почти ежедневно репетирую, даже в нерабочие дни. Также в течение дня я вдохновляюсь и слушаю музыку по меньшей мере один час, а иногда доходит и до четырех.

Истории трех человек, сделавших музыку своей профессией и достигших успеха 12

Музыка — это не только творчество, но и собранность, дисциплина

Хороший оркестровый музыкант — тот, кто хорошо читает ноты с листа со всеми нюансами и акцентами и во время игры взаимодействует с коллегами. Оркестр — это большой коллектив, который работает, только если все играют слаженно, поэтому собранность и дисциплина крайне важны. Собранность — это умение полностью сосредоточиться на работе и играть четко по нотам и за дирижером. Дисциплина же нужна, чтобы начинать репетицию вовремя, а не ждать каждого.

Для джазового музыканта главное — умение чувствовать мелодию и ритм, находясь в постоянном диалоге с коллегами, ведь композиция часто рождается в процессе игры. Музыка — это разговор внутри ансамбля и коммуникация со слушателями, поэтому через нее можно выразить свое мнение и настроение так же, как и с помощью языка.

Вакансий музыкантов у нас, к сожалению, нет.

Зато есть много креативных, образовательных, айтишных и менеджерских предложений. Тоже неплохо 🙂

Вакансии

Читайте также

Нужно выходить за рамки! Алексей Шмурак о месте музыки и профессии музыканта в современном мире

«Как я бросил карьеру маркетолога и ушел в танец». Лайфхаки о смене профессии от хореографа-режиссера Виктора Рубана

Newsletter that develops your career

Subscribe to Happy Monday's weekly newsletter, prepared by our editor-in-chief, with a selection of the most exciting content, news, and career opportunities.

Больше
More More for companies
Job seekers
For companies
Войти
Have idea!

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: