Давайте откровенно: кому не хочется, чтобы руководство только хвалило, а клиенты принимали работу без единой правки? Впрочем, с этой утопией не все так однозначно.
На самом деле конструктивная критика необходима, ведь ее главная цель — не испортить настроение и загрузить дополнительной работой, а помочь нам стать лучше. Стоит лишь научиться правильно критиковать и достойно принимать критику.
Как нужно критиковать (а как — точно нет)
Критикуйте, чтобы помочь. Не чтобы самоутвердиться за чей-то счет, не поставить на место, а именно помочь. И человек, которого критикуют, должен это почувствовать. Критикующий должен восприниматься как друг, а не как враг.
❌ Неправильно: «Я бы сделала это намного лучше, чем ты».
✔️ Правильно: «У меня немного больше опыта в этой сфере, хочу дать пару советов».
Человек, чью работу или действия вы собираетесь раскритиковать, должен чувствовать не давление, а ваше желание ему помочь, искреннее сопереживание за результаты командной (или его личной) работы.
Критикуйте действия, а не человека. Критикуйте конкретную работу, а не самого человека, его умственные, творческие, профессиональные способности. Не используйте слова «всегда», «постоянно» и т.д. — обсуждайте только конкретную ситуацию.
❌ Неправильно: «Ты всегда отдаешь “сырую” работу».
✔️ Правильно: «Мне не очень нравится результат в этот раз».
Сначала похвалите, потом критикуйте, потом еще раз похвалите. Конечно, если вы планируете раскритиковать чью-то работу, она вам явно не понравилась. Тем не менее, найдите за что поблагодарить человека: хотя бы за потраченное время. Можно вспомнить, как вам понравилась его работа в прошлый раз, а потом уже перейти к замечаниям по текущему проекту. Завершить разговор тоже желательно на позитивной ноте (например, высказать поддержку и уверенность, что после исправления у человека получится что-то грандиозное).
❌ Неправильно: «Садись, разговор будет долгим. У меня немало претензий к тому, что ты мне прислала».
✔️ Правильно: «Все посмотрела, спасибо! Вижу, ты серьезно поработала. У меня есть несколько пожеланий, хочу с тобой поделиться».
Больше конкретики. Поскольку ваша цель — помочь человеку не допускать тех же ошибок в будущем, нужно дать максимально конкретный фидбек: четко указать, что именно вам не нравится и почему, а также предложить альтернативу.
❌ Неправильно: «Все плохо, переделывай».
✔️ Правильно: «Я бы хотела, чтобы текст был более структурирован и проиллюстрирован конкретными примерами».
Хвалите при всех, критикуйте наедине. Публичная критика демотивирует больше всего. Коллективные совещания используйте для решения тех вопросов, которые касаются всех, а не кого-то лично.
❌ Неправильно: «Сейчас на примере работы N я вам покажу, как делать не нужно».
✔️ Правильно: «N, останься на пару минут после совещания, нужно кое-что обсудить».
Особенно осторожным в формулировках нужно быть, если вы критикуете чью-то работу не во время личной беседы, а в переписке. Во время живого общения мы воспринимаем не только слова, но и интонации, жесты, мимику человека. Это помогает критикующему видеть реакцию и аккуратнее подбирать слова, если перед ним очень впечатлительный человек, а тому, на кого направлена критика, — понять, что она доброжелательная. В переписке этот сверхважный эмоциональный фон критики нужно дополнительно обозначить при помощи текста или эмодзи.
Как стоит принимать критику
Реагировать на критику тоже нужно уметь. Даже если ее высказали не описанным выше оптимальным образом, примите отрицательный фидбек с достоинством и извлеките от него максимум пользы.
Воспринимайте критика как своего союзника, а не врага. Возможно, сейчас вы слышите не самые приятные слова в свой адрес, но именно с их помощью вы сможете в будущем стать лучшим профессионалом.
Нападение — не лучшая защита. Более того, вам вообще не нужно защищаться. Не стоит перебивать, спорить, объяснять, перекладывать вину на других. Даже если вы уверены, что все сделали правильно и наилучшим образом. Уважайте точку зрения и авторитет собеседника.
Прислушайтесь. Даже если сейчас вы категорически не согласны с услышанным, когда эмоции поутихнут, попробуйте еще раз проанализировать критику и выделить полезные советы.
Поблагодарите. Обязательно поблагодарите человека за все правки и замечания. Как минимум, он потратил время на то, чтобы дать оценку вашей работе. Как максимум — искренне хочет помочь. Возможно, сейчас вы не очень рады критике, но поблагодарите авансом 🙂
Список литературы
Если вы испытываете сложности в профессиональной и личной коммуникации, советуем почитать:
- «HAPPY HAPPY: 5 шагов к взаимопониманию с кем угодно» Ларса-Югана Оге;
- «Как разговаривать с кем угодно, когда угодно и где угодно» Ларри Кинга;
- «Искусство говорить. Секреты эффективного общения» Джеймса Борга;
- «Стратегии и тактики общения» Патрика Кинга;
- «Пять языков благодарности в профессиональных отношениях. Искусство мотивации словом» Гэри Чепмена.
Читайте также
Расскажи мне обо мне! 14 правил фидбэка
Чому свій фідбек краще залишити при собі?
Як вирішувати конфлікти на роботі і чому вони бувають корисні?
Спасибо!
Теперь редакторы в курсе.