Андрей Билецкий, Marketing & Sales Manager в TripMyDream, уверен: строить карьеру с позиции ассистента в стартапе — отличная перспектива. Он делится своим опытом и рассказывает, что именно для этого нужно делать.
9 месяцев назад я пришел на должность Personal Assistant & Marketing Trainee к Андрею Буренок, создателю сервиса TripMyDream. Это онлайн-сервис выгодных путешествий. У компании есть свой агрегатор авиабилетов, каталог авиаскидок и другие полезные путешественнику опции. Еще одно важное направление работы — медиа на тревел-тематику.
За 9 месяцев работы я вырос до позиции Marketing & Sales Manager. Изменились объемы работы и круг ответственности. Те задачи, которыми я занимался раньше, теперь выполняются под моим контролем. Работу в четких рамках сменила возможность реализовывать собственные идеи.
Бэкграунд: с чего я начинал
Я получал юридическое образование, и первый опыт работы получил уже на третьем курсе — полгода проработал юристом. Есть в этом что-то по-своему интересное, но мне не подошло, стало скучно. Я начал пробовать себя в разных сферах. Работал ивент-менеджером и графическим дизайнером, рисовал баннеры для рекламных кампаний в Facebook, занимался визуальным оформлением и организацией мероприятий. Параллельно с этим меня все больше интересовала сфера маркетинга. Вот только представления о маркетинге у меня были совсем общие.
Я понимал, что ни один университет не даст мне таких знаний в маркетинге, которые позволят построить хорошую карьеру.
Поэтому решил обучаться и развиваться в процессе работы. Я стал искать такую работу, попал на страницу Андрея Буренок в Facebook и увидел вакансию Personal Assistant & Marketing Trainee.
Работа ассистентом — способ научиться новому
По правде говоря, профессию ассистента я себе представлял немного по-другому. У меня было стереотипное представление, что ассистент — работник, который занимается только рутинными делами. На деле все оказалось совсем не так. Андрей искал не просто ассистента, а Marketing Trainee — человека, которого он обучит, чтобы тот со временем закрывал часть задач по маркетингу.
Работа оказалась намного интереснее и продуктивнее, чем я мог себе представить. Я беспокоился, что это будут задачи формата «принеси-подай». Вместо этого получил новые знания и личную ответственность за то, что делаю. Я работал в непосредственном контакте с руководителем, присутствовал почти на каждой его встрече, получал навыки продаж и ведения маркетинговых кампаний в YouTube и социальных сетях.
Сейчас границы профессий настолько размыты, что, номинально представляя одну профессию, люди на деле могут заниматься совершенно другим.
Я сторонник того, что время one person — one profession давно прошло.
Один сотрудник может выполнять одновременно несколько разных функций, и это не будет проблемой. Наоборот — это большой плюс не только для компании, но и для самого человека.
Сейчас недостаточно быть просто маркетологом. Нужны знания из других областей — аналитики, графического дизайна и так далее. Даже юридические знания неожиданно могут вам пригодиться. Например, при запуске контекстной рекламы и уж тем более — при заключении контракта с подрядчиком.
Первые шаги к новой должности
Примерно на второй месяц работы мы в очередной раз обсуждали какую-то нелегкую задачу, и руководитель сказал мне: «Я не знаю как, но ты должен сделать рывок». Эти слова сильно меня мотивировали. Выкладываться приходилось по полной.
Маркетинг — это постоянная коммуникация, поэтому если у обычных людей есть понятие «рабочий день», то у меня было «рабочие сутки».
Нужно было всегда находиться на связи. Ситуации бывают разные, а многие задачи решаются глубокой ночью, поэтому придерживаться work-life balance было сложно, но перспективы того стоят.
Как преодолевать кризисы?
Когда работаешь в таком темпе и в таком потоке информации, могут возникать кризисы: когда ты перегораешь и хочешь замкнуться. В такие моменты нужно напоминать себе, ради чего ты все это делаешь. Только через усилия можно достичь результата.
Маркетинг — это постоянная коммуникация, поэтому если у обычных людей есть понятие «рабочий день», то у меня было «рабочие сутки».
Важно научиться их различать и понимать, что кризисы — это всего лишь временные явления. С кризисами нужно бороться. Советов здесь давать не буду, все слишком индивидуально. Главное — научиться слышать себя и внутренне перешагивать кризис, тогда он станет ступенькой к развитию.
Как просить о повышении (и просить ли)
Постепенно мне начали доверять все более серьезные задачи. Я работал в разных направлениях и стал выполнять представительскую функцию — проводил встречи с партнерами и клиентами.
Если уж говорить о повышении, то это дело сугубо индивидуальное, никаких шаблонов и заранее продуманных сценариев тут быть не может. Не стоит их искать. Шаблоны нужны там, где есть рутина. Они помогают автоматизировать процессы, но сделать большой рывок они не дадут. Если хочешь чего-то добиться, действуй нешаблонно.
Маркетинг — это постоянная коммуникация, поэтому если у обычных людей есть понятие «рабочий день», то у меня было «рабочие сутки».
Мне с этим повезло, потому что мой начальник — человек, с которым я работаю каждый день.
На должности ассистента я уже занимался маркетингом и продажами: начиная с продвижения канала на YouTube и работой над customer experience, заканчивая общением с партнерами и разработкой коммерческих предложений. Я развивал компетенции в маркетинге и продажах, фактически уже выполнял функционал Marketing & Sales менеджера, но формально позиция называлась Personal Assistant. Поэтому на встрече с руководителем я затронул вопрос официального «переименования» должности.
Во-первых, это психологически подчеркивает профессиональный рост и подстегивает развиваться дальше. Во-вторых, партнеры на переговорах воспринимают Marketing & Sales менеджера совсем иначе, чем личного помощника. Андрей согласился, ведь это было решение в духе «win-win» и для компании, и для меня.
С прицелом на будущее: как планировать карьеру
Сейчас мне нравится то, чем я занимаюсь в компании и какую роль выполняю. Вместе мы строим travel-СМИ. Мне нравится находиться в этом процессе, я получаю опыт работы в крутой команде, которая все время развивается. Думаю, одна из причин личного успеха — ваше окружение.
Я настроен дальше расти и развиваться как профессионал. Если говорить о планах в краткосрочной перспективе, то они такие:
• через год хотелось бы быть менеджером в популярном украинском travel–СМИ;
• через 3 года — вести команду на высококонкурентных рынках и работать над глобальными задачами;
• через 5 лет — работать в партнерстве со SpaceX. И помогать находить людям дешевые перелеты на Марс (шучу).
Конечно, все это — гадание на хрустальном шаре. Я считаю, что будущее зависит от сегодняшних действий, поэтому нужно держать фокус на каждодневной эффективности. Моя единственная долгосрочная цель сейчас — учиться и расти.
Период до 25–28 лет я воспринимаю исключительно как seed stage. От него зависит размер возврата инвестиций в себя.
Поэтому работа ассистентом — лучшая инвестиция своих ресурсов и времени, лучший университет и школа жизни.
Так что совет у меня один. Хотите быстро расти и построить успешную карьеру? Идите ассистентом к тому, на кого хотите быть похожим.
Еще в рубрике «Истории»: «Як ставитися до змін та сприймати новий досвід? Інтерв’ю з Юрієм Бугаєм»
Спасибо!
Теперь редакторы в курсе.