Последние несколько лет в Украине все чаще говорят про развитие креативной экономики. Пора разобраться, что это такое, почему важно, как и кому креативные индустрии могут быть полезны.
Рассказывает Елена Подопригора, координаторка проекта по креативной экономике Impact Hub Odessa.
Если очень просто, креативная экономика — это сектор экономики, который зарабатывает на творческой составляющей. Индустрии, которые входят в креативную экономику, не новые — они были и раньше. То, что их сегодня объединяют в креативную экономику, говорит о переосмыслении настоящего и планировании будущего.
О каком настоящем идет речь? Прежде всего — об Индустрии 4.0, или Четвертой промышленной революции. Да-да, мы живем во время промышленной революции, такой как в XIX веке, когда появился первый паровой двигатель.
Характеристиками Индустрии 4.0 являются кибер-физические системы и интернет вещей, то есть все про автоматизацию и роботизацию. Так причем здесь творчество и креатив?
Кстати, если вас пугают, что роботы отберут у вас работу, напомните этим людям про луддитов, которые в XIX веке громили станки, отнявшие у них работу.
Как бы много предметов и процессов мы не автоматизировали, в центре всегда остается человек с творческим мышлением. Это подтверждают и исследователи, которые для Всемирного экономического форума раз в 5 лет готовят отчет по топ-навыкам. В отчете 2010 года навык «творческое мышление» был на 10 месте, а в отчете 2015 года — уже на третьем.
Какие индустрии — креативные?
Но вернемся к креативной экономике, а именно — к индустриям. Лидер в развитии креативной экономики для меня и многих – Великобритания. Эта страна работает с такими креативными индустриями: реклама, архитектура, искусство и культура, ремесла, дизайн, мода, игры, музыка, издательское дело, телевидение и фильмы.
Важно понимать — нет одного списка. Каждая страна, развивающая креативную экономику, самостоятельно определяет для себя индустрии. Например, спорно — включать ли в этот список IТ. Видеоигры требуют творчества. Но также в IТ присутствует много далеко не творческих задач-процессов. Или еще пример — гастрономия. Для одной страны это может быть просто общепит, а для другой это определенно часть креативных индустрий.
Из хороших новостей — в Украине определение креативной экономики зафиксировано на государственном уровне.
Как вы можете использовать эту информацию?
Если вы работаете в креативной индустрии и хотите развиваться, предлагаю, во-первых, внимательно следить за новостями сектора.
Сейчас в Украине активны проекты по поддержке креативных игроков. Вы можете получить хорошее обучение или финансирование под свою идею. Рекомендую подписаться на такие проекты:
• Common Space for Creative and Cultural Industries
• Cultural bridges
• Український культурний фонд.
Второе — очень важно понимать, в какой системе координат вы работаете или строите бизнес. Вот список источников, которые я сама периодически просматриваю. Предлагаю и вам с их помощью следить за трендами, знакомиться с кейсами, обсуждать новости, перенимать опыт.
• http://www.britishcouncil.org.ua/
• https://www.nesta.org.uk/blog/
• https://www.ideo.com/blog
• https://dschool.stanford.edu/resources/
Открывать ли креативный бизнес?
Если вы занимаетесь чем-то творческим в свободное время и подумываете о том, чтобы уволиться и открыть креативный бизнес, — остановитесь на время. Это не просто. Творческое хобби — прекрасно, а творческий бизнес — вдвойне сложнее обычного. Почему?
1. В креативном бизнесе сложнее нащупать и сформулировать ценностное предложение. Если никогда об этом не слышали, по ссылке — полезный инструмент для проработки того, что вы делаете.
2. Украинский покупатель пока не готов платить за идеи. У нас еще не сформировалась такая культура. Поэтому очень сложно работать с ценообразованием и коммуникациями.
3. Обычно творческие люди — не самые талантливые менеджеры. Без обид. И без комментариев. Как призыв развивать менеджерские навыки.
Но если этот список не пугает вас — обязательно пробуйте!
3 важных совета
Не важно, в какой именно сфере вы работаете, — без творческого мышления сегодня никуда. Чтобы держать в тонусе свою креативность, делюсь с вами такими советами.
1. Рекомендую к прочтению книгу Тома Келли «Креативная уверенность». Текст написан легко и читается за два вечера. Хороша для новичков и поможет с практиками креативности в офисе и рабочих процессах.
2. Вы не поверите, но «Что? Где? Когда?» очень тренирует творческое мышление. Эта игра не столько про точные знания, сколько про метафоры и обыгрывание контекста.
3. Если вы считаете формат «Что? Где? Когда?» устарелым, вам на хакатон. Ищите такие варианты, где в командах над одним кейсом работают разные по направлениям специалисты. Например — «Хакатон для креативщиков».
Хотите развиваться как специалист или хотите попробовать свое дело, без креативности никуда. И работодатели, и клиенты сегодня хотят нестандартных решений.
Эта публикация была подготовлена при финансовой поддержке Европейского Союза. Содержание этой публикации является исключительной ответственностью Impact Hub Odessa и никоим образом не отражает точку зрения Европейского Союза.
Спасибо!
Теперь редакторы в курсе.