Когда вы ищете работу, слова «Вы нам подходите!» кажутся самым ожидаемым моментом, после которого, наконец, можно вздохнуть с облегчением. Но карьерная консультантка и автор Telegram-канала Enjoy In Career Елена Иванчикова не советует расслабляться. По крайней мере, сразу.
Получение оффера очень важный этап на пути к новой работе, но еще не его конец. Для успешного трудоустройства вам нужно взвесить все «за» и «против» и еще «на берегу» договориться о всех деталях и тонкостях будущего сотрудничества с компанией.
Я предлагаю рассмотреть, что стоит узнать у работодателя, прежде чем принимать оффер.
1. Уровень заработной платы
Важно сразу обсудить все денежные вопросы, чтобы потом они не застали вас врасплох. Проясните для себя систему материальной мотивации в компании: это может быть ставка, а может быть ставка + обязательный процент (зависящий, например, от продаж или от KPI). Вы должны понимать, какой минимальный и максимальный уровень зарплаты вам могут предложить, когда можно обсуждать и изменять, а также какая система премирования действует в компании.
Обязательно выясните, какой будет оплата труда на период испытательного срока. Обычно она немного меньше, чем обещанная зарплата. Работодатель объясняет это необходимостью обучать и адаптировать работника. А вот когда сотрудник полностью овладел необходимым функционалом, оплата должна соответствовать договоренностям на 100%.
2. График работы
Сегодня множество должностей предусматривают ненормированный график, в том числе и работу по выходным. Есть также позиции, для которых возможен гибкий график. Прежде чем принимать оффер, я рекомендую обсудить с работодателем будущие часы работы. А если у вас маленькие дети / вы живете достаточно далеко от места работы / посещаете университет или курсы и вам нужно в определенные дни идти раньше или работать удаленно — обязательно заранее обсудите все возможные изменения в графике, не ждите, когда этот вопрос решится сам собой.
3. Место работы и возможные командировки
Где вы будете работать – это важно. Будет ли у вас постоянное рабочее место со столом и ноутбуком, или вы должны будете за неделю посетить несколько филиалов или встретиться с множеством клиентов? Доезжать ли вам до работы 30 минут или проводить в транспорте несколько часов? А еще, возможно, в будущем возникнут командировки, которые с вами забыли обсудить на собеседовании. Согласитесь, это не мелочи. Обсуждайте, найдите компромиссы и детализируйте все возможные варианты.
4. Обучение и карьерный рост внутри компании
Если для вас постоянное развитие – это принципиальный момент, и к тому же вы планируете карьерно расти в этой компании, обязательно проясните эту возможность.
О чем можно спросить у работодателя:
- как происходит развитие сотрудников внутри компании;
- есть ли у компании внутренние обучающие проекты;
- привлекается ли внутренний кадровый резерв, когда появляется потребность в новом специалисте;
- какие у компании есть примеры карьерного роста от рядового сотрудника до высшего руководителя;
- возможно ли развиваться дополнительно и брать на себя проекты из смежных подразделений.
Получив ответы на эти вопросы, вы поймете, насколько сможете вырасти профессионально внутри этой компании.
5. Оформление и социальный пакет
Мы еще обсудим дополнительные необязательные привилегии, а сейчас о том, что должно быть однозначно. Оформление – это обязательное условие сотрудничества, такое же, как и ежегодные отпуска и оплачиваемые больничные. Мой совет – выбирать компанию, которая выполняет эти обязательства, потому что так у вас будет уверенность в завтрашнем дне и в заслуженном отдыхе, когда для него придет время.
6. Дополнительные «плюшки»
Следует понимать, что дополнительные бонусы предлагает не каждая компания. Но если для вас важен корпоративный английский/кофе с круасанами/абонемент в спортзал/пятничные кинопросмотры с коллегами — спрашивайте и об этом. А если вам придется выбирать между двумя компаниями, возможно ответ именно на этот вопрос поможет вам определиться.
7. Корпоративная культура и ценности
Скажу честно: многие кандидаты не спрашивают об этом никогда. И, как показывает практика, очень зря. Во-первых, из корпоративной культуры можно сделать множество выводов, например:
- какой стиль управления принят в компании: авторитарный, когда есть мнение боссом и неправильно, или демократический — когда к вашим идеям будут прислушиваться;
- какие ценности объединяют коллектив — командный дух, развитие, доверие и прозрачность коммуникаций — или, наоборот, его ничего не объединяет, потому что ценностей в компании как таковых нет.
Все эти крошечные детали являются фундаментом для комфортной рабочей атмосферы в коллективе.
Именно эти семь вопросов я бы советовала задавать на собеседовании или – в обязательном порядке – при обсуждении оффера, чтобы будущая работа пошла «как по маслу» и была в радость.
Больше карьерных советов от Елены ищите в ее Telegram-канале Enjoy In Career.
Читайте также
Собеседование от А до Я: 10 рекомендаций, которые помогут пройти интервью
Скільки ви коштуєте? Як визначитись із бажаною зарплатою перед співбесідою
Что говорить на собеседовании: 12 типичных вопросов и ответы на них