Впервые список из 10 самых востребованных компетенций будущего прозвучал в отчете о трудоустройстве Всемирного экономического форума в январе 2016.
Прошло уже два года, которые доказали, что список актуальный и уже через пару лет именно эти профессиональные качества кандидатов позволят им преуспеть в карьере. Поэтому самое время обновить план развития и добавить в него новые навыки!
1. Умение решать комплексные проблемы
Этот навык уже 6 лет занимает первое место среди самых востребованных. Составители отчета о будущем трудоустройства дали ему такое определение: «умение решать новые, еще не четко обозначенные проблемы в сложных условиях реального мира». Комплексная проблема — это непредвиденный, ранее не возникавший результат. Ее комплексность имеет эмоциональную (новизна, неопределенность, полемичность) и системную составляющую.
Проблемы — это не сложности. Проблемы — это новые возможности. Поэтому с ними нужно не бороться, а искать методы работы и применения.
Как развивать?
Для решения комплексной проблемы первое, что нужно сделать, — выделить все элементы. Проанализировав эти кирпичики, можно будет понять и назвать ее по имени. Следующий шаг — визуализация того, что вы узнали о проблеме (ее элементах). Уже имея перед глазами заново собранные кирпичики, стоит вспомнить о техниках решения проблем. Затем обязательно результаты отдайте на проверку (аудит, экспертизу) другим.
2. Критическое мышление
Мы все думаем, размышляем, рассуждаем. Но зачастую наши мыслительные процессы строятся на предубеждениях, искажаются неверными вводными данными, подвергаются эмоциональному влиянию. Критическое мышление — умение определять сильные и слабые стороны альтернативных решений, выводов и подходов к вопросу, используя логику и рассуждение.
Одним из важных преимуществ умения критически мыслить является умение предвидеть к чему приведут действия. Это дает возможность быть на шаг впереди, а в нашем быстроменяющемся мире это очень важно.
Как развивать?
Чтобы развить этот навык, нужно посмотреть на тех, кто мыслит критически. Они умеют:
— задавать правильные вопросы, формулировать их четко и ясно;
— находить релевантную информацию;
— делать резонные выводы;
— быть открытым к новым альтернативным идеям.
Процесс критического мышления можно разбить на несколько составляющих.
Интерпретация — это понимание информации (ситуации), с которой вы работаете или которую презентуете. Чтобы попрактиковать интерпретацию, можно записаться в книжный клуб. Это не популярный вид активности в нашей стране, но однозначно полезный. На таких встречах вы сможете поделиться с другими теми смыслами, которые вы обнаружили в тексте, а также узнать о находках других участников.
Анализ — выделение (вычленение) и изучение отдельных блоков информации (ситуации). Чтобы наработать аналитические навыки, можно использовать рабочие задачи, такие как составление плана работ (диаграмма Гантта) и бюджета. Также можно использовать логические задачи.
Умение делать выводы — умение переходить от исходной информации к новым суждениям (заключениям). Средством тренировать логические выводы является просмотр хороших детективных фильмов с попыткой не угадать, а прийти к выводу, кто же преступник.
Оценка — умение оценивать правдоподобность суждений. Это умение хорошо развивается во время игр («Брейн-ринг», «Что? Где? Когда?»). Вы учитесь не только рассуждать, но и оценивать свои мнения.
Объяснение — умение объяснять свои умозаключения. Отличную практику нам подсказал сам Альберт Эйнштейн. Он утверждал, что если ты что-то не можешь объяснить шестилетнему ребенку, ты сам этого не понимаешь. Попробуйте объяснить ребенку, что такое солнце или луна, небо или земля.
3. Креативность
Это умение придумывать необычные и удачные идеи на заданную тему или в контексте сложившейся ситуации, разрабатывать изобретательные пути решения проблемы.
Как развивать?
Интересный метод генерации новых идей, отталкиваясь от уже существующих, предлагает Рамеш Раскар, доцент Массачусетского технологического института и руководитель междисциплинарной исследовательской лаборатории.
Метод «Идея Гексагон»
X^d: Расширить пространство своей идеи.
Например, есть идея приложения, с помощью которого можно делиться фотографиями (Flickr). Расширив пространство этой идеи, ты можешь перейти на видео (YouTube).
X+Y Объединение противоположных идей.
Чем более различные и несвязанные идеи, тем более интересным может выйти результат.
Компьютерные игры + изучение языка = Duolingo.
Психология + Экономика = Поведенческое финансирование.
X̄ Сделать наоборот.
Например, когда все думали о все более крупных компьютерах, кто-то задумался о легких ноутбуках.
X↑ Найти все возможные проблемы, которые решает ваша идея.
Листерин – антибактериальное средство ополаскивание рта — был изначально разработан и выпущен в качестве антисептика с мощным бактерицидным действием для стерилизации хирургических инструментов.
X↓ Найти все возможные решения проблемы, которую вы пытаетесь решить.
Когда у вас появилось решение проблемы, не останавливайтесь, продолжайте искать другие варианты.
X++ Добавить прилагательное к своей идее.
Например, идея – такси-сервис. Быстрый – Uber. Дешевый – BlaBlaCar.
! Иногда стоит отложить размышления, дать себе отдохнуть, заняться фрирайтингом или медитацией.
В тему:
«Долгие прогулки» Джулия Кэмерон
5 креативных уроков от создателя кнопки «Like»
«Spark: How Creativity Works» by Julie Burstein
Кен Робинсон: Как школы подавляют творчество
4. Управление людьми
Авторы отчета «Будущее трудоустройства» дают этому навыку такое определение: «мотивировать, развивать и направлять людей во время работы, выявляя самых подходящих сотрудников для выполнения определенной работы».
Управление людьми (people management) не стоит отождествлять с управлением человеческими ресурсами (human resources management). Последнее — как раз сфера деятельности HR.
Различие между двумя понятиями можно проиллюстрировать цитатой Питера Друкера: «Нанимая руки, вы в дополнение получаете голову и сердце». Так вот, нанять «правильные руки» — важнейшая задача HR-отдела. Но обеспечить, чтобы «голова и сердце» также результативно работали — задача идейного лидера команды, основателя проекта, руководителя отдела.
Как развивать?
Вам может пригодиться модель, описанная Джеком Уэлчем, который на протяжении 20 лет занимал пост генерального директора General Electric. Уэлч предлагает соотносить сотрудников с тремя группами: A players, B players и С players.
A players — это сотрудники, которые полны страстью к своей работе. Они всегда энергичны и умеют заряжать других. Они открыты новым идеям, не боятся сложностей, полностью разделяют ценности компании. Эти люди живут работой. Такие сотрудники приносят максимальный результат.
B players — это основная часть команды. Они не визионеры и не ведут за собой. Но они отличные исполнители, которые изо дня в день выполняют рутинную, но важную работу. У них хорошо получается соблюдать work-life balance. Это актеры второго плана, которые также номинируются и получают Оскар.
С players — это те, кто тормозит процесс. Они плохо справляются со своими обязанностями, часто пропускают сроки, жалуются на работу.
Процентное соотношение таких «игроков» в команде (отделе, компании) по Уэлчу — «20-70-10». Но желательно стремиться к «20 – 80».
От С players нужно избавляться. Этой рекомендации придерживается и Андрей Пивоваров, СЕО и сооснователь образовательной компании GoIT.
B players стоит всячески поддерживать. Они нуждаются в заботе и признании. Таких сотрудников нужно развивать, отправлять на различные обучающие программы. Как минимум, они будут вам бесконечно благодарны, как максимум, вы можете вырастить A players.
A players — талантливые и амбициозные, требуют особого похода. Они должны быть захвачены работой, иначе они найдут другое занятие.
В тему:
10 книг по управлению талантами
«Психология мотивации» Хайди Грант Хэлворсон и Тори Хиггинс
«Как управляют лучшие» Брайан Трейси
Фильм «Человек, который изменил все»
5. Взаимодействие с людьми
Пятый навык из топ-10, который по прогнозам организаторов Экономического форума будет одним самых востребованных к 2020 году, относится к социальным навыкам и трактуется как «регулирование действий по отношению к действиям других».
Как развивать?
Стоит выделить такие характеристики общения:
— коммуникация должна быть своевременной. Ее нельзя откладывать «на потом», все недопонимания и вопросы нужно выяснять сразу;
— коммуникация должна быть простой и однозначной. Не загрязняйте общение ненужной информацией, излишней терминологией или намеками и полутонами.
Возьмите себе за правило всю письменную коммуникацию проверять согласно этим критериям. Находите время проверить и исправить все перед отправкой. Со временем этот подход перенесется на устную коммуникацию.
Что касается поведения, существуют разные стратегии: избегание; приспособление; соперничество; сотрудничество; компромисс. В одной ситуации стоит приспособиться, а в другой — соперничать.
Начните анализировать все, что попадает в поле вашего ума: от действий начальника до действия героя книги. Какая стратегия поведения была выбрана? Почему? К чему она привела?
Во взаимодействии с людьми также важна маневренность — умение быстро и деликатно меняться (менять), интегрироваться (интегрировать), при этом сохраняя спокойствие (ясный разум и душевное равновесие). В сегодняшнем изменчивом мире на плаву те, кто умеет быстро реагировать, менять скорость и направление движения.
Как научится это делать?
• Взяться за проект с горящим дедлайном.
• Имея постоянную работу, взять что-то на фриланс (и наоборот).
• Отправиться в путешествие с рюкзаком и ограниченной суммой денег.
6. Эмоциональный интеллект
В работе нам очень помогает то, что мы умеем управлять своими эмоциями и быть искренними. Авторы «Отчета о трудоустройстве» относят этот навык к социальным и дают эмоциональному интеллекту такое определение: «осознание чужих реакций и понимание, почему другие так реагируют».
Согласно исследованиям TalentSmatrts, эмоциональный интеллект обеспечивает 58% выполнения работы, 90% превосходных исполнителей имеют высокий показатель EQ. Эмоциональный интеллект заложен в основу самых важных навыков. Он влияет на все, что вы говорите и делаете.
Американские психологи Сэловей П. и Мейер Дж. в своих работах подчеркивают, что эмоциональный интеллект включает в себя способность отслеживать собственные и чужие чувства и эмоции, различать их и использовать эту информацию для направления мышления и действий.
Без осознания собственных эмоций и понимания их источников разобраться с чужими эмоциями невозможно.
Как развивать?
Чтобы осознавать наличие эмоций в любой момент, нужно научиться их отслеживать. Начните с фиксации эмоционального состояния в течение дня: поставьте напоминание на телефоне и несколько раз в день задавайте себе вопрос «Какую эмоцию я сейчас испытываю»?
Следующий шаг — понимание причины их возникновения. Например, вы можете испытывать раздражение на бариста, у которого покупаете кофе, из-за того, что он все делает медленно. Но если задуматься, окажется, что 20 минут назад начальник сделал вам замечание. Зная в чем проблема, можно энергию, которую вы тратите на раздражение, перенаправить на исправление ситуации.
Знать причины эмоций других мы не можем. Но мы можем выбирать линию поведения или общения, видя, какую эмоцию сейчас испытывает собеседник. Возможно, разговор вообще стоит отменить.
! Лучше понять себя поможет этот список эмоций. Он неполный, но достаточно объемный.
В тему:
Аллан Пиз. «Язык телодвижений»
Сериал «Обмани меня»
Пол Экман «Психология лжи»
Далай-лама и Пол Экман «Мудрость Востока и Запада. Психология равновесия»
Тимоти Т. Map «Чтение лица или китайское искусство физиогномики»
Читайте также: «7 упражнений для развития эмоционального интеллекта»
7. Объективная оценка и принятие решений
В отчете можно найти следующее разъяснение этого навыка: «принятие во внимание возможных выгод и потерь при совершении действий для того, чтобы выбрать подходящий вариант».
Прежде чем давать оценку или принимать решение, нужно понимать все составляющие ситуации (системы). Видеть то, что не очевидно на первый взгляд, знать то, что другие могут считать незначительным, чувствовать то, что скрыто между строк или между слов.
! Системное мышление кардинально отличается от традиционных форм анализа. Традиционный анализ фокусируется на отдельных составляющих, системное мышление фокусируется на том, как все составляющие взаимодействуют друг с другом.
Как развивать?
Интуиция – это единственное, чему со временем не научат роботов. Ей стоит доверять, не смотря на скептицизм и магическую окраску. Попробуйте практиковать ее в повседневной жизни:
— уделяйте внимание внезапным переживаниям. Не трактуйте их, пытайтесь прочувствовать их сполна;
— отслеживайте реакцию своего тела. Тело – идеальный мессенджер, который шлет важные сообщения. Не пытайтесь сразу же их дешифровать, начните с коллекционирования;
— не путайте интуицию с сильным желанием чего-то либо страхом перед чем-то.
В тему:
Станиславский К. С. «Работа актера над собой»
Гай Клакстон «Развитие интуиции»
8. Ориентация на высокий уровень сервиса
В опубликованном отчете «Будущее трудоустройства» у этого навыка такое определение – «активный поиск способов помочь другим». Он входит в группу социальных навыков, наличие которых – наше конкурентное преимущество перед машинами. Это не только про сферу услуг. Этот про отношение к работе в целом. Вы на своем рабочем месте предоставляете услуги в своем направлении, помогаете компании достигать своих целей.
Мало просто выполнять свои обязанности (дешевле и качественней это делают машины), нужно уметь чувствовать, понимать запрос к своей должности или личности и искать (предлагать) варианты, которые его удовлетворят.
Как развивать?
Предоставление сервиса на высоком уровне должно быть подчинено стратегии компании. Важной характеристикой любого социального навыка является направленность на достижение цели. Но такая направленность должна быть «живой», гибкой. Хорошей практикой для развития стратегичности будет следование своей личной цели. Цель может быть глобальная или небольшая. Попробуйте сопоставлять и подчинять свои действия этой цели.
Нельзя предоставлять первоклассный сервис, используя одинаковые алгоритмы во всех однотипных ситуациях. Суть активного поиска способов помочь другим состоит в том, чтобы найти то самое решение, которое удовлетворит всех. Даже если вы отказываете, предлагайте варианты; должен быть выбор, но не безысходность.
!В любой ситуации, где вы предлагаете варианты (друзьям, коллегам), пробуйте находить еще один запасной вариант.
9. Навык ведения переговоров
Роботы не умеют проявлять эмпатию, убеждать, находить новые решения, выходя за рамки заданной схемы, а люди умеют. Поэтому переговоры ведут намного эффективнее! Чтобы переговоры не зашли в тупик, в критический момент важно найти вариант, который удовлетворит обе стороны. Речь не о компромиссе, когда обеим сторонам нужно сделать уступки, чтобы достичь соглашения. Речь о совершенно новом решении, о взгляде на предмет переговоров под другим углом.
Зачастую мы смотрим на ситуацию локально, в изначально заданных рамках. Выходите за рамки — там вы найдете нужный вариант! Не бойтесь предлагать неслыханные идеи, они могут стать прорывными.
Как развивать?
Внимательное (глубокое) слушание. Оно поможет понимать подтекст, замечать эмоции и состояния собеседника, понимать его истинные мотивы. Наверняка вы слышали такое выражение, как «активное слушание». Не стоит ставить знак равенства между активным и внимательным (глубоким) слушанием. Здесь идет речь о той внимательности, о которой говорит профессор медицинских наук Джон Кабат-Зинн, — о включении внимания с определенной целью, присутствии в настоящем моменте и не осуждая собеседника.
Практикуйте внимательное слушание каждый день. Начните с одного собеседника. Пусть это будут родственники или друзья, мы чувствуем и понимаем их лучше, чем других.
!Используйте мозговой штурм. Техника хороша тем, что вырабатывает навык думать и находить новые возможные варианты, а не зацикливаться на одном.
В тему:
Статья Why Empathy Is Your Most Important Skill (and How to Practice It)
Аудио-подборка Greatest speeches of the 20th century
Брайан Трейси «Переговоры»
Курс на Coursera Successful Negotiation: Essential Strategies and Skills
10. Когнитивная гибкость
Раньше это понятие можно было встретить в исследованиях, связанных с психологией, но уже сегодня у вас могут спросить на собеседовании, насколько у вас развито это качество.
Когнитивная гибкость — это умение переключаться с одной мысли (объекта, концепции) на другую, а также размышлять над несколькими идеями одновременно. Чем быстрее вы можете осуществлять такой переход и чем больше мыслей можете удерживать одновременно, тем выше уровень когнитивной гибкости.
В сегодняшнем мире, переполненном информацией, критически важно уметь: воспринимать и обрабатывать разноплановую информацию; удерживать большое количество информации в голове; находить точки пересечения между уже известными понятиями.
Как развивать?
Будьте наблюдательны и любопытны. Замечайте то, что другие упускают. Задавайте вопросы и находите новые смыслы.
Находите общее. Не ищите различий. Если они очевидны, просто принимайте их. Всегда смотрите, что может объединять разные понятия.
Учите иностранные языки. Это тренирует память, развивает абстрактное мышление, учит обрабатывать большое количество информации.
Путешествуйте. Разные звуки, запахи, вкусы, виды включают разные участки мозга. Умение устанавливать связь между разными понятиями усилит когнитивную гибкость.
Занимайтесь спортом. Постоянные занятия спортом поддерживают развитие нейронов, что способствует увеличению уровня когнитивной гибкости.
Высыпайтесь. Исследования 2002 года продемонстрировали, что недосыпание (а именно – пропуск фаз быстрого сна) резко ухудшает когнитивную гибкость.
Спасибо!
Теперь редакторы в курсе.