Все статьи Новости Поиск работы Истории Карьера Развитие Happy HR

7 инструментов для эффективного обучения: конспект книги «Засело в голове»

16.08.19 Карьера 4 min reading

Даже у лучших специалистов постоянно возникает необходимость учить новое. Поэтому умение быстро и эффективно учиться — самый ценный навык в карьере. Законспектировали для вас главные инсайты из новинки издательства «Наш формат» – «Засело в голове. Наука успешной учебы».

Авторы книги — когнитивисты, исследующие обучение и память, убеждены, что большинство людей учится неправильно. Они развенчивают мифы об обучении и советуют практические инструменты, которые помогут лучше учиться, дольше помнить изученное, а главное хорошо усвоить тему, а не получить иллюзию знания.


Почему перечитывание – враг обучения?


Как это обычно делается, почитали днем, перечитали перед сном и пробежали глазами перед уроком. Кажется, все изучено — вы потратили на чтение несколько часов. Но проходит меньше недели, и вы уже ничего не можете припомнить.

Авторы книги утверждают, что перечитывание делает текст знакомым, что создает иллюзию знания. Но эта иллюзия не дает понять, насколько вы действительно владеете материалом, а вместо этого дает обманчивую надежду, что материал вспомнится, когда нужно.

Часы, отведенные на вдумчивое перечитывание, создают впечатление больших стараний, хотя на самом деле количество времени, затраченного на обучение, не является мерилом мастерства.

Несмотря на существенные недостатки перечитывания, это все еще главная стратегия обучения у школьников и студентов — видимо, потому, что дает быстрый, пусть и краткосрочный результат. Но, чтобы переместить знания из кратковременной памяти в долгосрочную, нужно изменить подход.


7 инструментов эффективного обучения


Авторы книги «Засело в голове» отмечают, что самое главное — научиться извлекать знания из памяти, и предлагают семь методов развития этого навыка.


1. Самоопрос

Это самый простой инструмент для того, чтобы извлечь информацию из головы — просто приучите задавать себе во время овладения новым или после каждого прочитанного текста / просмотренного видео вопроса типа:

  • Какая главная мысль этого материала?
  • Какие понятия или концепции для меня новые?
  • Как эти новые знания касаются того, что я знаю?

Самоопрос помогает получить знания из памяти, активировать их, укрепить и соединить с тем, что вы уже знаете. Авторы советуют еженедельно выделять время на самоопрос по материалу, изученному как на этой неделе, так и раньше. Такой метод кажется менее продуктивным, чем постоянное перечитывание, но он гарантирует, что изученное надолго запечатлено в вашей памяти.


2. Интервальное обучение

Любую информацию нужно периодически извлекать из памяти, чтобы она действительно запомнилась. Практика приносит результат, когда повторяется с определенным интервалом. Для этого перенесите стратегию самоопроса в длительную плоскость — задавайте себе вопрос не только сразу после прочтения, но и через две недели и через месяц.

Например, если вы используете карты для изучения новых слов, не откладывайте те, которые якобы выучили за несколько повторений. Прилагайте их к другим и дальше, пока не овладеете в совершенстве, а затем возвращайтесь к ним раз в месяц. Или если в прошлом месяце вы изучили фотошоп, а в этом — овладеваете иллюстратором, не забывайте раз в неделю уделять час работе в фотошопе.

Извлекая знания из долговременной памяти, вы, как бы неуютно чувствуете себя, укрепляете их и одновременно улучшаете память.


3. Чередование разных типов задач

Учебная информация часто представляется блоками: схема решения определенной проблемы и много примеров к ней, затем переход к следующей главе. Но такая блочная система менее эффективна, чем чередование разных типов задач.

Чтобы запомнить информацию эффективно и надолго, устраивайте себе проверки по разным типам задач и извлекайте из памяти метод решения каждой из них. К примеру, разбираясь с математическими формулами, не учите один тип за раз. Поочередно решайте задачи, требующие разных решений. Так вы лучше научитесь различать характерные признаки разных проблем и быстрее находить метод их решения.


4. Поиск аналогий с собственными знаниями

Этот инструмент поможет построить ассоциативные связи и связать новую информацию с уже имеющимися знаниями, ведь так гораздо легче извлекать ее из памяти. Для этого можно своими словами объяснять материал другим или попытаться понять, как он касается вашей жизни вне учебы.

Кроме того, действенной разновидностью обработки является поиск метафоры или визуального сопровождения к новому материалу — например, изучая строение атома, физик может воспользоваться аналогией с Солнечной системой, где Солнце — это ядро, а вокруг него вращающиеся электроны — планеты.

Чем больше вы понимаете, как новые знания соотносятся с тем, что уже знаете, тем лучше овладеете новым материалом и больше связей образуете, чтобы вспомнить его позже.


5. Генерирование 

Вероятно, вы хоть раз в жизни догадывались, чем закончится фильм, который вы смотрите или книга, которую вы читаете. Теперь перенесите эту суперспособность на обучение – попробуйте сгенерировать решение задачи или определение терминологии до того, как начнете знакомство с новым материалом.

Например, делайте упражнения на вписывание в текст пропущенных слов при изучении иностранного языка. Это позволяет выучить новые слова лучше, чем когда вы читаете текст без пробелов. Или попробуйте заранее объяснить себе основные понятия, которые ожидаете увидеть в новом материале, а затем проверьте, не ошиблись ли.

Погружаясь в неизвестное и разгадывая загадки, у вас есть гораздо больше шансов изучить и запомнить решение, чем если бы кто-то сначала объяснил вам, что и к чему.


6. Рефлексии

Если коротко, необходимо научиться объективно анализировать свои знания и находить у них пробелы. После каждого занятия, а также раз в месяц рефлексируйте об изученном с помощью следующих вопросов:

  • Что получилось хорошо?
  • Что можно было сделать лучше?
  • Что нужно изучить, чтобы лучше овладеть материалом?
  • Какие стратегии можно использовать в следующий раз для лучших результатов?

Если вы научитесь объективно оценивать то, что знаете и не знаете, вы можете избежать иллюзии знания, о которой шла речь в начале статьи.


7. Мнемотехники

Мнемотехники — это ментальные архивы с файлами, которые помогают доставать изученное из памяти. Мнемотехники могут ассоциироваться с «сверхлюдьми», умеющими запоминать тысячу знаков «числа пи», но на самом деле они не так сложны и использовать их можно и в повседневной учебе.

К примеру, придумайте предложения и высказывания, которые помогут вам запомнить факты.  Например, школьники в США запоминают расслоение американских Больших озер (Онтарио, Эри, Гурон, Мичиган, Верхнее) с помощью предложения: Такую Эмблему Грачи должны Вешать. Интересно, что мнемоника действительно не дает инструментов для того, чтобы изучить материал, но создает структуры, с помощью которых легче доставать изученное из памяти.


Ну что, потренируемся?

Давайте смоделируем ситуацию: вам нужно овладеть основами проектного менеджмента, для чего вы читаете книги, проходите курсы и ищете информацию в интернете. Как вы используете советы из книги «Засело в голове», чтобы учиться максимально эффективно?

  1. После знакомства с каждой новой темой проводите самоопрос: назовите главные тезисы, дайте определение понятиям, задайте себе несколько вопросов на понимание и ответьте на них.
  2. Если вы изучили принципы проджект-менеджмента и перешли к инструментам, вернитесь к принципам и еще раз проведите самоопрос — действительно ли вы хорошо все запомнили?
  3. Старайтесь чередовать информацию из разных подразделов – изучайте методы вместе с инструментами, а теорию подкрепляйте практическими кейсами.
  4. Ищите аналогии с тем, что вы уже знаете. Возможно, вы уже применяли основы проектного менеджмента при подготовке инвента для студентов в университете и уже тогда подсознательно применяли методы управления проектами?
  5. Знакомясь с практическими кейсами, попытайтесь предсказать, как будет проходить каждая ситуация и к какому результату приведет.
  6. Рефлексируйте над изученным — спрашивайте себя, что вы овладели хорошо, а над чем еще нужно  поработать.
  7. Придумайте себе мнемоническую шпаргалку, которая поможет запомнить нужную информацию – например, алгоритм реализации проекта.


Больше об эффективных техниках обучения читайте в книге «Засело в голове. Наука успешной учебы» издательства «Наш формат».


Читайте также

Як навчитися вчитися? 5 порад від Оксани Семенюк

Як навчатися сьогодні, щоб мати роботу завтра? 3 ключові тренди 2019 року у навчанні

Чого і як навчатися, щоб здійснити свою кар’єрну мрію у новому році?

Newsletter that develops your career

Subscribe to Happy Monday's weekly newsletter, prepared by our editor-in-chief, with a selection of the most exciting content, news, and career opportunities.

Больше
More More for companies
Job seekers
For companies
Войти
Have idea!

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: