Новости Поиск работы Истории Карьера Развитие Happy HR

Как найти ментора? Пошаговая инструкция от Анны Мазур

02.07.18 Карьера 6 min reading

Наставничество (или менторство)  —  мощный инструмент для личного развития. Главное — пользоваться им осознанно. Вместе с СЕО Happy Monday Анной Мазур разбираемся, как найти ментора и попросить его работать с вами.

В статье «Зачем нужен ментор и как он может помочь?» я рассказала, кто такой ментор и зачем он нужен. Если вы разобрались с этим вопросом и все-таки решили, что вам нужен наставник, пора приступать к его поискам.

Ментор — источник информации и ответов на возникающие у вас вопросы. Он — проводник в мир экспертизы, которой у вас может не быть. Ментор дает ответы и советы, помогает разобраться в сфере. Хорошее сравнение: когда вы путешествуете в город, где никогда не были, то никто лучше местного жителя не расскажет вам, куда пойти и как провести время. Так же и с ментором. Он помогает вам сориентироваться в новой профессиональной области, делает ваше развитие более эффективным и сфокусированным.


Каким должен быть ментор


Прежде всего, это человек, с которым вы должны хотеть работать — учиться у него, перенимать опыт и выполнять данные вам советы. Поэтому первым делом пропишите для себя критерии к своему ментору.


Как понять, что тот или другой человек может быть вашим ментором?

• Он вас восхищает. Его/ее работа для вас является примером.
• Экспертиза. Советы этого человека вам уже были полезны. Вы читали статьи или смотрели видео, применяли его/ее советы на практике.
• Карьерная схожесть. Вы хотите занять схожую позицию в ближайшей перспективе.
• Достижения. Вы хотите достигнуть того же, что уже получилось у ментора: выступить на такой же конференции, получить профессиональную сертификацию и т.д.

Учитывайте формат работы с ментором

• Онлайн- или офлайн-общение. Если вам важно лично встречаться с наставником, то учитывайте географическое ограничение и ищите наставника только в вашем городе. Если вам интересна экспертиза человека из другого города или страны, значит, ваш формат — онлайн-менторство.

 Уровень +1, +2. Не стремитесь заполучить в менторы человека, который занимает позицию очень далекую от вашей. Если вы ищете первую работу, попросите о совете специалиста, у которого за спиной 2-3 года опыта. Если хотите получить первое повышение, обратитесь к успешному руководителю небольшой команды.

Выбирайте людей, которые еще хорошо помнят, как добились цели, которая важна для вас. Они смогут передать вам детали и актуальные инструменты.

Те же, кто прошел этот этап 5 и более лет назад, развивались в других условиях (учитывайте скорость развития технологий и изменения в мире) и, скорее всего, уже не вспомнят все детали.


Не гонитесь за звездами

Скорее всего, вам первыми в голову придут какие-то известные люди, которых многие знают и они на слуху. Здорово, конечно, иметь знаменитого наставника. Но вернитесь к вашей цели. Если вам важно, чтобы человек проникся вашей ситуацией, уделил вам время, искренне заинтересовался вашим успехом, то со звездным наставником это будет нелегко. У таких людей очень ограничен временной ресурс, а подобных запросов десятки или больше.

Итого сформируйте список из 5-10 критериев, которые помогут вам понять, какой ментор вам нужен и где его можно будет найти.


Примеры моих личных критериев, каким должен быть ментор:

• из моей профессиональной сферы;
• из большой международной компании, если я хочу узнать, как устроена моя сфера в больших структурных компаниях;
• из Киева, чтобы было личное общение;
• на позиции руководителя небольшого отдела (5-10 человек);
• у которого есть сертификация по управлению проектами (IPMA).


Где найти ментора?


После того как вы сформируете критерии, вы, скорее всего, поймете, где «водятся» такие люди. 

Профильные мероприятия и конференции. На таких мероприятиях эксперты сферы делятся своим опытом, кейсами, достижениями. Тут легко найти тех, кто может вдохновить и поделиться экспертизой. Большой плюс таких мероприятий в том, что вы сразу можете познакомиться с человеком и завязать контакт.

Медиаdou, хабр, medium, slideshare. Выберите ресурс, куда пишут профессионалы вашей отрасли, и найдите автора, у которого вам есть чему поучиться.

Школы, курсы, воркшопы. Посмотрите, есть ли в вашем городе образовательные мероприятия на интересующую вас тему. Узнайте, кто их проводит, кто ведет курсы. Это могут быть ваши потенциальные менторы или те, кто подскажет, где их искать.

Linkedin дает возможность находить людей по нужным вам навыкам, опыту, интересным компаниям.

Профессиональные группы и сообщества. Выясните, где собираются люди вашей профессии, где они обсуждают профессиональные вопросы. Например, активные киевские сообщества — Behance (для дизайнеров), Product tank (для product-менеджеров), Employer branding community (для HR-ов и маркетологов, которым интересна тема бренда работодателя).

Networking-вечеринки. Они тоже бывают тематическими, например Changemakers networking собирают активных общественных деятелей, Silicon drinkabout party — людей из сферы технологий и инновационных индустрий.

Рекомендации лидеров мнений. Подпишитесь на тех, кто задает тренды в вашем направлении. Во-первых, они уже могут стать вашими виртуальными наставниками. Во-вторых, такие люди часто делятся интересной информацией, новостями, инструментами, которые могут продвинуть вас и дать полезные инсайты.

Существующее окружение. Не стесняйтесь спрашивать и искать. Ваши друзья, коллеги, родственники могут знать того, кто вам нужен. Или знать кого-то, кто знает того, кто вам нужен. Задавайте вопросы и формируйте список потенциальных кандидатов.

Если вернуться к примеру, который я описала выше, то места поиска менторов могут быть такими:

  • определенный список крупных международных компаний, где можно искать сотрудников определенных компаний и позиций (они часто указывают сертификацию в профилях);
  • сообщества проектных менеджеров и мероприятия, где они собирают (например PM Community от Spider Ukraine);
  • члены украинской ассоциации IPMA.

Исследуйте рынок, посещайте мероприятия, знакомьтесь с профессиональными сообществами. Вполне вероятно, что уже это поможет найти источник нужной экспертизы, правильного окружения и ответов на ваши вопросы.


Выходим на связь с будущим ментором


Ваш следующий список — кандидаты в менторы. Хорошо, если в нем будет не менее 10 человек. Вам могут отказать, вы можете не найти нужный контакт, поэтому лучше, если у вас будет, из кого выбрать.

Теперь самое главное — установить контакт с ментором. Ваша задача — заинтересовать человека. Ведь вы претендуете на его время.

Тут снова напомню, что далеко не все знают, что такое менторство. Такое предложение от незнакомого человека вполне может испугать. Поэтому не стоит сразу просить стать ментором для вас. Ведь на первом свидании в ЗАГС никто не идет. Менторские отношения — это тоже отношения. Их нужно строить постепенно. Попросите сначала о встрече, задайте первые вопросы. Если убедитесь, что хотите продолжать общение, то попросите о возможности время от времени обращаться к человеку за помощью и советами.


Как заинтересовать ментора?


Вам необходимо написать письмо или сообщение так, чтобы на него ответили. Вот что должно быть в запросе на такую консультацию:

1. Попадание в опыт. Важно чтобы сфера и область интересов эксперта и та, которую вы сформулировали в запросе, совпадала.

Например, если вы интересуетесь дизайном логотипов, то не стоит писать веб-дизайнеру или дизайнеру интерьеров. Или выберите другой контекст, в котором вы совпадаете: «Мы с вами были в одной студенческой организации, мне очень интересно узнать, как вы строили карьеру дальше, как вам удалось использовать этот опыт дальше?»

2. Ответ на вопрос «Почему пишут именно мне?». Объясните человеку, как вы вышли на него, почему решили обратиться именно к нему за помощью.

Например: «Прочитал вашу статью на Happy Monday Talks. Меня очень вдохновила ваша работа и то, как просто вы объяснили непонятные для меня вещи. Я бы очень хотела достичь такого же уровня профессионализма, как у вас…. »

3. Конкретный запрос (не абстрактный!) — чего вы хотите?

Например: «Мне важно узнать, какие именно требования существуют к проектным менеджерам в международных компаниях» или «Хотел бы узнать, как выглядит изнутри работа рекрутера в IT-компании»

4. Предыдущий опыт. Что вы уже сделали в этой сфере? Делали ли вы что-то сами (и почему не вышло) или сразу пошли искать помощь? 

Например: «Я посетила несколько мероприятий для интернет-маркетологов, подписана на профессиональные издания, регулярно читаю блоги компаний-лидеров рынка. Но информация очень разная, иногда противоречит друг другу. Мне бы очень хотелось пообщаться с экспертом из сферы, чтобы больше понять, как работает интернет-маркетинг в Украине и с чего лучше начать».

5. Соблюдение делового этикета: грамотное письмо, уважительная просьба, благодарность.

Например: «Я не займу у вас больше 20-30 минут, но эта информация очень поможет мне в моем развитии. Возможно, у вас будет возможность созвониться в Skype, чтобы не занимать много вашего времени. Буду очень благодарна за ваш ответ».


Что точно стоит написать: план письма ментору

• Кто вы?
• Как и откуда узнали о его/ее экспертизе? О какой именно?
• Почему она вам ценна и интересна?
• Какая ваша текущая потребность? Конкретный вопрос?
• Просьба уделить 20-30 минут времени на встрече или по Skype.
• Поблагодарить.
• Если нет, попросить совета и рекомендации, к кому еще обратиться.

Не бойтесь напомнить о себе, если первое письмо или сообщение осталось без ответа. По статистике, напоминание о неотвеченном письме увеличивает шансы на ответ до 75%. Но если и со второго раза вам не отвечают, то не стоит быть слишком настойчивым. Вам могут отказать или не ответить. Просто пробуйте дальше и стучитесь в двери. Ваш ментор вам обязательно откроет, и это точно будет новый и интересный опыт!

Желаю вам классных менторов и продуктивного сотрудничества. В следующей статье разберем методы организации работы с ментором.

Читайте также

Зачем нужен ментор и как он может помочь?


Скорее всего, вам не нужен наставник

Newsletter that develops your career

Subscribe to Happy Monday's weekly newsletter, prepared by our editor-in-chief, with a selection of the most exciting content, news, and career opportunities.

Більше
More More for companies
Job seekers
For companies
Войти
Have idea!

Спасибо!

Теперь редакторы в курсе.