Обычно в компаниях есть один или несколько маркетинг-директоров. Но в Biosphere Corporation их аж шесть! И это неудивительно, ведь частью корпоративного ДНК компании, лидера по производству и дистрибуции товаров для дома и личной гигиены в Украине, Восточной Европе и Центральной Азии, является именно маркетинг.
В «Биосфера» — три направления бизнеса, и в каждом есть один глобальный маркетинг-директор и тот, который отвечает за Украину. Мы пообщались с некоторыми из них и расспросили об особенностях профессии маркетолога: как строить карьеру, какие навыки развивать, что читать.
Какой может быть карьера в маркетинге
Виктория Назарчук,
Маркетинг-директор Biosphere Professional
В маркетинге — 9 лет.
Начинала с позиции менеджера по развитию бизнеса.
Я часто шучу, что мой опыт работы в различных компаниях можно рассматривать как классический кейс построения карьеры. Все складывалось, как пишет книга по менеджменту.
Уже в первой компании, которая пригласила меня на работу, я стала менеджером по развитию бизнеса и отвечала за поиск новых клиентов, а впоследствии и за развитие направления Private Label.
Именно в этой компании я получила опыт работы с производством и разработкой продукта для наших клиентов, впервые тесно сотрудничала с маркетинг-департаментом и поняла, что хочу не только возглавлять запуск кем-то разработанных продуктов и идей, но и реализовывать свои.
Там я поняла для себя главную ценность в работе маркетолога — быть ответственным за весь жизненный цикл продукта: от его создания до подведения итогов.
Уже перейдя на позицию маркетинг-менеджера, я готовила к выпуску на рынок новое детское мыло и отвечала даже за его рецептуру. А со временем нарисовала на листочке его обертку, и вскоре ее уже можно было увидеть на полках магазинов.
Впоследствии я присоединилась к команде «Биосферы» — в качестве групп менеджера одной из товарных категорий. Наверное, больше всего в новой позиции меня привлекли свобода мышления и возможность самостоятельно принимать решения.
А следующий этап оказался одним из самых сложных в моей карьере. Я получила предложение возглавить крупнейшую товарную категорию всего лишь через четыре месяца после рождения ребенка. Это была бумажная группа (производство салфеток, туалетной бумаги и т. п.), которая требовала работы 24/7, множества командировок и принятия важных решений.
Этот период был очень насыщенный сложными вызовами и задачами: мы подключали нового международного стратегического партнера, и я лично возглавляла переговоры с этой компанией, разрабатывали одновременно более десяти новых продуктов. Реализацию этих задач в сложное для меня время я считаю главным своим достижением на сегодня.
Далее было предложение занять пост заместителя директора по маркетингу. Обсуждая его, мы очень четко определили мою цель на позиции и условия возможного дальнейшего повышения. На полтора года у меня был прописан так называемый ИПР (индивидуальный план развития), в рамках которого я должна была реализовать несколько общих проектов, выполнить ротации в команде и пройти обучение по менеджменту, управлению командой и лидерству.
Это тоже был непростой этап, и главным испытанием было возглавить команду из десяти самостоятельных маркетологов, с которыми раньше я работала на равных. Но я со всем справилась и получила повышение — должность директора по маркетингу.
Сейчас в компании я занимаюсь разработкой стратегий для продвижения товаров и построения надежных связей с партнерами, изучаю спрос наших клиентов и ищу лучшие продукты, которые можем им предложить.
Главное в работе с командой для меня — фокусироваться не на себе, а собственно на команде, пытаться понять потребности и цели каждого, думать об их развитии и развитие бизнеса прежде всего.
Какие навыки нужно развивать маркетологу
Оксана Ткачук,
Глобальный маркетинг-директор направления Household
В маркетинге — более 20 лет.
Начинала с позиции стажера.
В мир маркетинга FMCG я попала благодаря университетской ярмарке вакансий, проходившей в Киево-Могилянской академии, где я училась на тот момент на экономическом факультете. На ярмарке я заполнила анкету и прошла в компанию Gillette на позицию стажера, а впоследствии стала координатором маркетинга торговых марок и торговли. Здесь я получила первые практические знания по маркетингу, научилась работать в команде и вместе идти к единой цели.
Мне очень повезло с моей первой руководительницей, которая была для меня хорошим ментором. Очень советую постоянно искать людей, которые могли бы направлять вас, давать советы, особенно на первом этапе становления вас как специалиста.
А еще очень советую всем начинающим маркетологам прокачивать следующие навыки и умения.
1. Навык постоянного обучения
Я очень благодарна Киево-Могилянской академии за их систему образования и за то, что привили навык непрерывного самообучения. Даже сейчас, во время работы в различных компаниях, я постоянно ищу сферы, которые мне хотелось бы освоить на 100% или хотя бы улучшить свои знания в определенной области.
Для маркетолога очень важно быть любознательным, любящим жизнь, жаждущим новых знаний и знакомств. Он должен интересоваться всем, что происходит в нашем VUCA-мире, потому что в своей деятельности пересекается со многими сферами. И любое наблюдение или инсайт могут принести новое прорывное решение или проект.
2. Предпринимательское мышление
Также современному маркетологу очень важно развивать в себе предпринимательское мышление. Оно сочетает в себе очень много различных качеств, в частности, умение и желание отвечать за свои действия, дальновидность, целеустремленность, решительность, любовь к экспериментам. Когда в моей карьере случались трудности, именно предпринимательский подход помогал найти эффективные решения.
3. Желание выходить за пределы своей ответственности
И еще одно важное правило, которым пренебрегают многие молодые специалисты. Начинайте думать и действовать шире, чем это предполагает ваша должностная инструкция. Я часто участвую в различных кросс-функциональных группах, которые вообще не входят в зону моей ответственности. Мне интересно, к тому же меня привлекает возможность расширить свою экспертизу, еще глубже понять бизнес и людей, с которыми я ежедневно работаю.
Маркетинг — это never ending challenge, будьте готовы к постоянному драйву, конкуренции, вызовам. И если вам по душе такой стиль жизни, тогда добро пожаловать в интересное путешествие по яркому, увлекательному и разнообразному миру маркетинга.
О полезных практиках и инструментах
Александр Конев,
Глобальный маркетинг-директор Biosphere Professional
В маркетинге — 14 лет.
Начинал с позиции маркетолога.
Еще во время учебы в вузе на направлении «Маркетинг, реклама и PR» я прошел собеседование на позицию маркетолога в одной из компаний-лидеров рынка автомобильных шин. На первом месте работы познакомился с базовыми инструментами маркетинга (реклама, PR, сбыт, обслуживание покупателя, ценовая политика и т. д.) и научился применять их на практике.
Там я также взял себе на вооружение полезную привычку — периодически работать в «поле», независимо от позиции, которую я занимаю. Ведь первые две недели в компании я провел в обычном автомагазине в качестве консультанта и продавца автомобильных шин и аксессуаров. Там я смог лично изучить целевую аудиторию, понять, что им интересно, на какие моменты они обращают внимание. Это бесценный опыт работы в «поле» и это метод, который я использую и сейчас.
Например, несколько лет назад мы запускали на рынок новую продукцию — средства по уходу за кофейными машинами. И по моему поручению менеджер, который готовил этот проект, работал бариста в ресторане и изучал целевую аудиторию на своем опыте.
Мы также создаем продукцию, которая помогает гостиницам и ресторанам поддерживать чистоту и гигиену в заведениях. И чтобы лучше понять потребности этих клиентов, наша команда во время корпоративного путешествия за границу получала опыт хаускипинга в сетевом отеле. Мы разделились на команды и убирали гостиничные номера после посетителей. Это был очень важный и полезный для нас опыт.
Искренне считаю, что в маркетинге нет каких-то тайных знаний или навыков. В нашей профессии главное — изучать рынок, целевую аудиторию, ориентироваться на результат и идти к цели, тратя на это столько времени, сколько нужно.
О преимуществах и трудностях профессии
Ольга Жевлакова,
Маркетинг-директор направления Household в Украине
В маркетинге — 17 лет.
Начинала с позиции групп менеджера бренда Фрекен БОК.
✅ Маркетинг — пожалуй, самая нестатичная наука, которая ежегодно меняет принципы, подходы и правила игры. Я работаю в этой сфере 17 лет, но, признаюсь, порой чувствую себя начинающим специалистом и охотно обновляюсь под влиянием новых трендов и подходов. Такая динамика — залог постоянного роста. И это одно из самых весомых преимуществ профессии. Потому что в ней ты никогда не останавливаешься в своем развитии.
✅ Хочу также отметить преимущества работы маркетологом в такой большой компании, как «Биосфера». Наша корпорация широко представлена на международном рынке, а Украина стала авангардной площадкой для экспериментов, лабораторией, что дает нам возможность мыслить широко и нестандартно. Мне как маркетинг-директору это дает широкие возможности для реализации инициатив. Конечно, при поддержке и синергии внутренних подразделений компании.
⛔ А самое сложное в профессии — это проходить через кризисы, которые время от времени случаются в Украине. Реалии рынка постоянно меняются, и бизнес все время находится в зоне турбулентности. Мне и моей команде удалось успешно «пережить» уже три мощных экономических кризиса в стране, последний из которых была вызван пандемией COVID-19. Но любые сложности развивают, объединяют команду и держат в тонусе, что очень важно для сферы маркетинга.
Азарт к новым вызовам на рынке, когда знаешь, что твои усилия приведут к успеху, и возможность реализовать творческий потенциал — вот то, за что я ценю свою работу и свою компанию.
Как маркетологам углубить свои знания
Оксана Ткачук: Я постоянно слушаю разные подкасты, аудиокниги, и они не всегда только о маркетинге. Обычно они раскрывают секреты смежных профессий и сфер, которые мне интересно понять.
Например, после прохождения обучения по Agile SCRUM — это методика ведения проектов в IT — я изменила личные подходы к управлению командой, даже пересмотрела стиль написания брифов. А слушая подкасты специалистов по финтех, гейм-девелопменту и т. д., узнаю о бизнес-моделях в других сферах и думаю, какие из этих решений могут быть полезными для моей отрасли.
Виктория Назарчук: За последние два года я закончила три курса по маркетингу на платформе Laba. Считаю их программы и преподавателей одними из лучших в сфере.
Ольга Жевлакова: Я часто перечитываю книги по маркетингу из университетской программы — таких гуру в сфере брендинга, рекламы, управления как Филипп Котлер, Питер Друкер, Уолтер Томпсон. Поверьте, это просто сокровищница в теории менеджмента. Не зря же говорят, что все гениальное уже давно изобрели.
А если нужно подзарядиться маркетинг-идеями, использую открытые отчеты, профильные сайты, страницы в соцсетях успешных бизнесменов и маркетологов из разных сфер. И конечно, изучаю исследования таких компаний и организаций как Nielsen, GFK, Deloitte, WBCSD и тому подобное. Это главный источник инсайтов, хотя многие считают эти отчеты очень скучными.
Читайте также
7 навыков, которые помогут строить карьеру в международных компаниях
Что читать маркетологам: 7 книг для профессионального развития
Что вы знаете о работе в диджитале? Тест
Добавить комментарий