Все статьи Новости Поиск работы Истории Карьера Развитие Happy HR

Как развиваться маркетологу: о карьере, навыках, плюсах и минусах профессии

26.05.21 Карьера Промоматериал Партнерский материал 7 min reading

Обычно в компаниях есть один или несколько маркетинг-директоров. Но в Biosphere Corporation их аж шесть! И это неудивительно, ведь частью корпоративного ДНК компании, лидера по производству и дистрибуции товаров для дома и личной гигиены в Украине, Восточной Европе и Центральной Азии, является именно маркетинг.

В «Биосфера» — три направления бизнеса, и в каждом есть один глобальный маркетинг-директор и тот, который отвечает за Украину. Мы пообщались с некоторыми из них и расспросили об особенностях профессии маркетолога: как строить карьеру, какие навыки развивать, что читать.


Какой может быть карьера в маркетинге

Вікторія Назарчук, Biosphere

Виктория Назарчук,
Маркетинг-директор Biosphere Professional

В маркетинге — 9 лет.
Начинала с позиции менеджера по развитию бизнеса.

Я часто шучу, что мой опыт работы в различных компаниях можно рассматривать как классический кейс построения карьеры. Все складывалось, как пишет книга по менеджменту.

Уже в первой компании, которая пригласила меня на работу, я стала менеджером по развитию бизнеса и отвечала за поиск новых клиентов, а впоследствии и за развитие направления Private Label.

Именно в этой компании я получила опыт работы с производством и разработкой продукта для наших клиентов, впервые тесно сотрудничала с маркетинг-департаментом и поняла, что хочу не только возглавлять запуск кем-то разработанных продуктов и идей, но и реализовывать свои.

Там я поняла для себя главную ценность в работе маркетолога — быть ответственным за весь жизненный цикл продукта: от его создания до подведения итогов.

Уже перейдя на позицию маркетинг-менеджера, я готовила к выпуску на рынок новое детское мыло и отвечала даже за его рецептуру. А со временем нарисовала на листочке его обертку, и вскоре ее уже можно было увидеть на полках магазинов.

Впоследствии я присоединилась к команде «Биосферы» — в качестве групп менеджера одной из товарных категорий. Наверное, больше всего в новой позиции меня привлекли свобода мышления и возможность самостоятельно принимать решения.

А следующий этап оказался одним из самых сложных в моей карьере. Я получила предложение возглавить крупнейшую товарную категорию всего лишь через четыре месяца после рождения ребенка. Это была бумажная группа (производство салфеток, туалетной бумаги и т. п.), которая требовала работы 24/7, множества командировок и принятия важных решений.

Этот период был очень насыщенный сложными вызовами и задачами: мы подключали нового международного стратегического партнера, и я лично возглавляла переговоры с этой компанией, разрабатывали одновременно более десяти новых продуктов. Реализацию этих задач в сложное для меня время я ​​считаю главным своим достижением на сегодня.

Далее было предложение занять пост заместителя директора по маркетингу. Обсуждая его, мы очень четко определили мою цель на позиции и условия возможного дальнейшего повышения. На полтора года у меня был прописан так называемый ИПР (индивидуальный план развития), в рамках которого я должна была реализовать несколько общих проектов, выполнить ротации в команде и пройти обучение по менеджменту, управлению командой и лидерству.

Это тоже был непростой этап, и главным испытанием было возглавить команду из десяти самостоятельных маркетологов, с которыми раньше я работала на равных. Но я со всем справилась и получила повышение — должность директора по маркетингу

Сейчас в компании я занимаюсь разработкой стратегий для продвижения товаров и построения надежных связей с партнерами, изучаю спрос наших клиентов и ищу лучшие продукты, которые можем им предложить.

Главное в работе с командой для меня — фокусироваться не на себе, а собственно на команде, пытаться понять потребности и цели каждого, думать об их развитии и развитие бизнеса прежде всего.


Какие навыки нужно развивать маркетологу

Оксана Ткачук, Biosphere

Оксана Ткачук,
Глобальный маркетинг-директор направления Household

В маркетинге — более 20 лет.
Начинала с позиции стажера.

В мир маркетинга FMCG я попала благодаря университетской ярмарке вакансий, проходившей в Киево-Могилянской академии, где я училась на тот момент на экономическом факультете. На ярмарке я заполнила анкету и прошла в компанию Gillette на позицию стажера, а впоследствии стала координатором маркетинга торговых марок и торговли. Здесь я получила первые практические знания по маркетингу, научилась работать в команде и вместе идти к единой цели.

Мне очень повезло с моей первой руководительницей, которая была для меня хорошим ментором. Очень советую постоянно искать людей, которые могли бы направлять вас, давать советы, особенно на первом этапе становления вас как специалиста.

А еще очень советую всем начинающим маркетологам прокачивать следующие навыки и умения.

1. Навык постоянного обучения 

Я очень благодарна Киево-Могилянской академии за их систему образования и за то, что привили навык непрерывного самообучения. Даже сейчас, во время работы в различных компаниях, я постоянно ищу сферы, которые мне хотелось бы освоить на 100% или хотя бы улучшить свои знания в определенной области.

Для маркетолога очень важно быть любознательным, любящим жизнь, жаждущим новых знаний и знакомств. Он должен интересоваться всем, что происходит в нашем VUCA-мире, потому что в своей деятельности пересекается со многими сферами. И любое наблюдение или инсайт могут принести новое прорывное решение или проект.

2. Предпринимательское мышление 

Также современному маркетологу очень важно развивать в себе предпринимательское мышление. Оно сочетает в себе очень много различных качеств, в частности, умение и желание отвечать за свои действия, дальновидность, целеустремленность, решительность, любовь к экспериментам. Когда в моей карьере случались трудности, именно предпринимательский подход помогал найти эффективные решения.

3. Желание выходить за пределы своей ответственности 

И еще одно важное правило, которым пренебрегают многие молодые специалисты. Начинайте думать и действовать шире, чем это предполагает ваша должностная инструкция. Я часто участвую в различных кросс-функциональных группах, которые вообще не входят в зону моей ответственности. Мне интересно, к тому же меня привлекает возможность расширить свою экспертизу, еще глубже понять бизнес и людей, с которыми я ежедневно работаю.

Маркетинг — это never ending challenge, будьте готовы к постоянному драйву, конкуренции, вызовам. И если вам по душе такой стиль жизни, тогда добро пожаловать в интересное путешествие по яркому, увлекательному и разнообразному миру маркетинга.


О полезных практиках и инструментах

Олександр Конев,
Глобальний маркетинг-директор Biosphere Professional

Александр Конев,
Глобальный маркетинг-директор Biosphere Professional

В маркетинге — 14 лет.
Начинал с позиции маркетолога.

Еще во время учебы в вузе на направлении «Маркетинг, реклама и PR» я прошел собеседование на позицию маркетолога в одной из компаний-лидеров рынка автомобильных шин. На первом месте работы познакомился с базовыми инструментами маркетинга (реклама, PR, сбыт, обслуживание покупателя, ценовая политика и т. д.) и научился применять их на практике.

Там я также взял себе на вооружение полезную привычку — периодически работать в «поле», независимо от позиции, которую я занимаю. Ведь первые две недели в компании я провел в обычном автомагазине в качестве консультанта и продавца автомобильных шин и аксессуаров. Там я смог лично изучить целевую аудиторию, понять, что им интересно, на какие моменты они обращают внимание. Это бесценный опыт работы в «поле» и это метод, который я использую и сейчас.

Например, несколько лет назад мы запускали на рынок новую продукцию — средства по уходу за кофейными машинами. И по моему поручению менеджер, который готовил этот проект, работал бариста в ресторане и изучал целевую аудиторию на своем опыте.

Мы также создаем продукцию, которая помогает гостиницам и ресторанам поддерживать чистоту и гигиену в заведениях. И чтобы лучше понять потребности этих клиентов, наша команда во время корпоративного путешествия за границу получала опыт хаускипинга в сетевом отеле. Мы разделились на команды и убирали гостиничные номера после посетителей. Это был очень важный и полезный для нас опыт.

Искренне считаю, что в маркетинге нет каких-то тайных знаний или навыков. В нашей профессии главное — изучать рынок, целевую аудиторию, ориентироваться на результат и идти к цели, тратя на это столько времени, сколько нужно.


О преимуществах и трудностях профессии

Ольга Жевлакова, Biosphere

Ольга Жевлакова,
Маркетинг-директор направления Household в Украине

В маркетинге — 17 лет.
Начинала с позиции групп менеджера бренда Фрекен БОК. 

✅ Маркетинг — пожалуй, самая нестатичная наука, которая ежегодно меняет принципы, подходы и правила игры. Я работаю в этой сфере 17 лет, но, признаюсь, порой чувствую себя начинающим специалистом и охотно обновляюсь под влиянием новых трендов и подходов. Такая динамика — залог постоянного роста. И это одно из самых весомых преимуществ профессии. Потому что в ней ты никогда не останавливаешься в своем развитии.

Хочу также отметить преимущества работы маркетологом в такой большой компании, как «Биосфера». Наша корпорация широко представлена ​​на международном рынке, а Украина стала авангардной площадкой для экспериментов, лабораторией, что дает нам возможность мыслить широко и нестандартно. Мне как маркетинг-директору это дает широкие возможности для реализации инициатив. Конечно, при поддержке и синергии внутренних подразделений компании.

А самое сложное в профессии — это проходить через кризисы, которые время от времени случаются в Украине. Реалии рынка постоянно меняются, и бизнес все время находится в зоне турбулентности. Мне и моей команде удалось успешно «пережить» уже три мощных экономических кризиса в стране, последний из которых была вызван пандемией COVID-19. Но любые сложности развивают, объединяют команду и держат в тонусе, что очень важно для сферы маркетинга.

Азарт к новым вызовам на рынке, когда знаешь, что твои усилия приведут к успеху, и возможность реализовать творческий потенциал — вот то, за что я ценю свою работу и свою компанию.


Как маркетологам углубить свои знания


Оксана Ткачук: Я постоянно слушаю разные подкасты, аудиокниги, и они не всегда только о маркетинге. Обычно они раскрывают секреты смежных профессий и сфер, которые мне интересно понять.

Например, после прохождения обучения по Agile SCRUM — это методика ведения проектов в IT — я изменила личные подходы к управлению командой, даже пересмотрела стиль написания брифов. А слушая подкасты специалистов по финтех, гейм-девелопменту и т. д., узнаю о бизнес-моделях в других сферах и думаю, какие из этих решений могут быть полезными для моей отрасли.

Виктория Назарчук: За последние два года я закончила три курса по маркетингу на платформе Laba. Считаю их программы и преподавателей одними из лучших в сфере.

Ольга Жевлакова: Я часто перечитываю книги по маркетингу из университетской программы — таких гуру в сфере брендинга, рекламы, управления как Филипп Котлер, Питер Друкер, Уолтер Томпсон. Поверьте, это просто сокровищница в теории менеджмента. Не зря же говорят, что все гениальное уже давно изобрели.

А если нужно подзарядиться маркетинг-идеями, использую открытые отчеты, профильные сайты, страницы в соцсетях успешных бизнесменов и маркетологов из разных сфер. И конечно, изучаю исследования таких компаний и организаций как Nielsen, GFK, Deloitte, WBCSD и тому подобное. Это главный источник инсайтов, хотя многие считают эти отчеты очень скучными.

Читайте также

7 навыков, которые помогут строить карьеру в международных компаниях

Что читать маркетологам: 7 книг для профессионального развития

Что вы знаете о работе в диджитале? Тест

Newsletter that develops your career

Subscribe to Happy Monday's weekly newsletter, prepared by our editor-in-chief, with a selection of the most exciting content, news, and career opportunities.

Больше
More More for companies
Job seekers
For companies
Войти
Have idea!

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: