Как стать социальным предпринимателем в Украине и почему это важно? Коммуникационная менеджерка Украинской Социальной Академии Татьяна Курбатова рассказывает истории выпускниц академии, а героини этих историй дают советы начинающим социальным предпринимателям.
Быть социальным предпринимателем — это актуально!
Согласно исследованию Nielsen, 55% онлайн-потребителей со всего мира склонны платить больше за продукты или сервис компаний, которые положительно влияют на общество и экологию.
А статистика Cone Communications/Echo Global показывает, что 91% покупателей во всем мире готовы переключиться на бренды, которые поддерживают позитивные изменения.
Это свидетельствует о потребности рынка в бизнесе с социальной миссией в основе деятельности.
Магазин в стиле «ноль отходов» OZERO
Киевлянки Анна Поникарчук и Анастасия Мартыненко уже несколько лет живут по принципу Zero Waste. Они нашли альтернативу всем пластиковым вещам повседневного использования и превратили свой образ жизни в бизнес. Они решили сделать все возможное, чтобы минимизировать свои отходы и учить других производить меньше мусора. Теперь они развивают свой социальный бизнес. Анна и Анастасия открыли первый в Украине магазин товаров в стиле «ноль отходов» — OZERO.
Сегодня девушки проводят лекции и мастер-классы на тему экоадаптации и сознательного потребления, сотрудничают с организациями и компаниями.
«Я решаю проблему, которая является моей болью. Быть социальным предпринимателем для меня означает решать важную проблему и получать удовольствие от работы каждый день, даже когда трудно»
«Я хочу жить в чистой стране и повышать уровень осведомленности людей о влиянии их потребительских привычек на окружающую среду. Вести социальный бизнес — значит быть ответственным и честным человеком, заниматься любимым делом, менять представление о предпринимательстве в Украине».
Советы Анны и Анастасии
- Поверьте в свою идею, даже если она кажется невозможной. Верьте, мечтайте, тестируйте, слушайте, берегите себя и свои ценности.
- Ходите на мероприятия, где можно познакомиться с людьми «в теме», рассказывайте им о своей идее. Так вы получите фидбэк и сможете найти команду.
- Учитесь социальному предпринимательству. Получите важные знания, воодушевитесь примером коллег и редактируйте свою идею.
- Не забывайте о бизнес-составляющей. Зарабатывать деньги важно, и это замечательно, если вам при этом удается решать проблемы.
Этичный бренд аксессуаров и бижутерии re-beau
Этичный бренд бижутерии re-beau — это стильные fashion-аксессуары из переработанного пластика. Часть прибыли компания направляет на очищение природы от мусора.
Мария Сорокина, основательница re-beau: «На момент создания re-beau я не знала, что это — социальное предприятие. Моя мотивация — делать то, что считаю важным и что приносит мне удовольствие. Повторное использование ресурсов позволит уменьшить производство нового пластика в мире, а также обогатит общество в перспективе. Кроме того, наши клиенты, покупая украшения, финансируют уборку планеты и поддерживают идею круговой экономики.
Социальный бизнес — это в первую очередь бизнес. Это то, что я до сих пор продолжаю изучать: построение финансовой модели, каналы сбыта, маркетинг, изучение ЦА, спроса на рынке. Бизнес-составляющая должна быть в приоритете. Без финансов не будет возможности сделать этот мир лучше».
Считаю, что у социальной проблемы может быть самоокупаемое решение. В этом и заключается мышление социального предпринимателя».
Мастерская ногтевой эстетики IB-Nails
Мастера салона IB-Nails бесплатно предоставляют услуги женщинам почтенного возраста и людям с инвалидностью, которые не могут самостоятельно оплатить профессиональный салонный уход. Кроме того, в студии проводят обучение для женщин, которые оказались в сложных жизненных обстоятельствах. Им помогают получить новую профессию, которая дает возможность зарабатывать на жизнь. 20% прибыли от платных услуг идет на социальные инициативы.
«Быть социальным предпринимателем — заниматься любимым делом и дополнять свою работу значимым не только для меня смыслом».
Советы Ирины
- Начинайте тогда, когда у вас есть группа поддержки — люди, которые горят идеей так же, как вы. Или хотя бы уважают ваше желание посвятить свою деятельность социальному предпринимательству.
- Благодаря группе поддержки найдите свою команду. Минимум — еще одного человека (а лучше — двух-трех). При этом у каждого должна быть своя сфера ответственности. Вы должны знать этих людей очень хорошо. Понимать их сильные и слабые стороны, быть с ними откровенными, любить их и уважать. Каждый участник должен быть полноценным членом вашего коллектива. Мнение каждого участника команды ценится, однако может обсуждаться и быть изменено.
- Эффективная работа будет в том случае, если все члены команды 100% своего рабочего времени станут посвящать вашему совместному социальному бизнесу. Результаты будут намного быстрее и вам проще будет встать на ноги.
- Делайте сбережения до старта бизнеса, чтобы денег хватило на несколько месяцев жизни. Не ждите высоких прибылей в самом начале. Предприятию, как и маленькому ребенку, нужно время, чтобы вырасти. И за одну ночь случиться это не может.
«Нужно самостоятельно искать ресурсы и мотивацию. Никто не сделает этого за тебя. Быть готовым к тому, что твое предприятие в любой момент может стать убыточным. Понимать, что кроме обычных трудностей ведения бизнеса тебя ждет еще масса неприятных открытий. Забыть, что такое рабочий распорядок. Твой рабочий день может стать неограниченным. Уметь радоваться даже маленьким победам».
Имея предпринимательский талант и желание решать общественные проблемы, любой желающий может получить практические навыки и начать собственный социальный бизнес!
Читайте также
Как в Украине развивают социальное предпринимательство: 5 кейсов
Читать
Спасибо!
Теперь редакторы в курсе.