Вы наверняка слышали про Scrum — популярную методику управления проектами в IT. При этом использовать ее можно, даже если вы не разрабатываете софт. Рассказываем про несколько хороших Scrum-фишек, которые будут полезны в работе каждому.
Сами айтишники относятся к Scrum по-разному: кто-то становится фанатом, кто-то — считает, что его слишком идеализируют. Вам не обязательно пытаться внедрять методику в работу полностью, но многие вещи однозначно будут полезны.
Что такое SCRUM и почему его применяют в IT
Заказчики устали от бесконечных переносов результатов и релиза продукта, поэтому в IT выигрывает тот, кто может качественно и в срок сделать софт. При этом менеджерам нужно думать о разработчиках и не забывать об их мотивации и эффективности.
Для этого нужен такой фреймворк, такая концепция работы, которая поможет создать комфортные условия для всех. Это и есть Scrum. Его внимание сосредоточено на эффективной коммуникации и взаимодействии, он гибкий к изменениям в планах разработки и позволяет не угробить огромный кусок работы, если желания клиента изменились.
Краткая суть Scrum-подхода в IT:
- разработка ведется спринтами (1-4 недели каждый);
- в конце каждого спринта заказчик получает приложение (или его часть), готовое к использованию;
- заказчик выполняет не формальную функцию указаний и требований, а является частью команды;
- изменения по проекту быстро внедряются в работу.
Кому подойдет Scrum
Главная характеристика команды, которую получится «подсадить» на Scrum — все ее члены объединены вокруг одной цели. Они создают вместе продукт, организовывают фестиваль или внедряют важную реформу. Учтите, что в Scrum нет начальников и подчиненных — все задачи продумываются вместе и ответственны за результат тоже все.
Оптимальное количество людей в команде — плюс-минус 7 человек, каждый из которых готов самоорганизовываться и быть многофункциональным.
6 фишек Scrum, которые повысят вашу продуктивность
1. Спринты
Разбивайте подготовку проекта на несколько спринтов — этапов, каждый из которых имеет свою цель и длится 1-2 недели. Таким образом команда в течение этого срока сосредоточена на одной измеримой цели и работает для ее достижения.
К примеру, если вы делаете образовательный проект, то к концу первого спринта вам необходимо отточить концепцию, к концу второго — подготовить к запуску всю рекламную кампанию. Таким образом к концу каждого спринта вы будете иметь завершенный кусок работы.
Если вы ведете бизнес или управляете командой маркетологов, экономистов или даже юристов, планировать спринты тоже будет полезно. Работа над одной измеримой целью в течение короткого времени хорошо мотивирует сотрудников и позволяет не погрязнуть в ежедневной рутине.
2. Бэклоги
Разбивайте каждый спринт на бэклоги — «пакеты заданий», выполняя которые команда двигается к достижению цели этапа.
Например, бэклог подготовки рекламной кампании для проекта будет состоять из таких задач:
- подготовить афиши и баннера;
- составить тексты;
- написать партнерскую статью;
- договориться с Telegram-каналами;
Все задания подчиняются цели спринта. У каждого члена команды может быть свой бэклог на спринт либо бэклог может быть общим, а специалисты самостоятельно будут выбирать себе задание.
Для долгосрочного проекта бэклог — незаменимая вещь. Вы видите, какие задачи у команды на этот спринт и можете оценить эффективность. Четкие задачи на короткий период времени дисциплинируют и мотивируют сотрудников, будь это работа ивент-менеджера, копирайтера или нотариуса.
3. Scrum-мастер
Scrum-мастер — это лидер и фасилитатор команды. Мотивация, эффективность, помощь команде, расстановка приоритетов — все это входит в его обязанности.
Scrum-мастер знает, какой продукт должен получиться в финале и как привести команду к такому результату. Вместе с командой он формирует задачи на спринт, помогает их распределить и отслеживает приоритетность выполнения. Для этого важно проводить встречи tet-a-tet с каждым членом команды, узнавать об их проблемах, мотивации и поддерживать.
4. Стендап-встречи
Проводите ежедневные митинги или Skype-созвоны, ограничивая их во времени до 15-20 минут. На встречах или созвонах каждый член команды рассказывает о текущем состоянии своих задач. Опорные вопросы вы можете придумать сами или воспользоваться шпаргалкой.
- Что я делал вчера, чтобы команда добилась цели?
- Что я буду делать сегодня, чтобы команда добилась цели?
- Что мешало мне выполнять работу?
Таким образом вы поддерживаете общий дух команды: каждый знает, что дело движется вперед и нет причин прокрастинировать.
5. Ретроспектива
В конце каждого спринта встречайтесь на ретроспективу и рефлексируйте, что удалось сделать, что нет и почему. Слушайте друг друга и говорите откровенно. Важно искать не виноватого, а причину и думать, как можно оптимизировать и улучшить процесс. Самое главное в ретроспективе — разойтись с набором решений.
6. Покер-планирование
Отличный геймификационный инструмент, который используется в Scrum. Помогает объективно оценить задачу, расставить приоритеты и погрузиться в самую суть.
Перед вами стоит задача. Каждый член команды выбрасывает по карте с цифрой, которая обозначает приоритетность задачи или количество часов на ее выполнение. Те, кто выбросил самую большую и самую маленькую цифру, аргументируют свой выбор.
Таким образом вы можете всей командой определить, что важнее для этого спринта и на что стоит бросить все силы — на подготовку крупной презентации книги или же на коммуникацию с десятью книжными магазинами, например.
Опытом внедрения Scrum делится Вероника Кобзистая, Founder & CEO в 9.Department:
«Мое агентство 9.Department занимается медицинским консалтингом. Мы разрабатываем компоненты медицинской реформы и ведем проекты, связанные с инновациями в здравоохранении.
Когда в 2015 году мы взялись за проект семейной медицины — на тот момент крайне неэффективную и депрессивную часть системы здравоохранения, — мы работали по стандартной методике waterfall.
За 4 месяца нам удалось продвинуться всего на пару шагов. Поэтому мы остановились, пересмотрели приоритеты и вспомнили, что давно интересуемся agile-подходами. Набрали новую команду и стали внедрять Scrum. После 4 месяцев проекта мы подсчитали скорость разработки и capacity. Оказалось, что за те же 4 месяца работы мы сделали в 8 раз больше. В итоге стали первой Scrum-командой в Украине, реализовавшей государственный реформаторский проект.
На мой взгляд, Scrum — лучший фреймворк для разработки интеллектуальных продуктов. Всем, кто хочет внедрить его в свою работу, я советую, во-первых, не бояться пробовать. Не бывает канонического Scrum. Бывает набор техник и методик, которые повышают эффективность конкретно вашей команды. Чтобы их найти — нужно решиться на эксперимент.
А во-вторых — не сдаваться на половине пути. Первое время кажется, что ничего не выйдет. А потом ты начинаешь общаться с коллегами по цеху, ходить на нетворкинги Scrum-мастеров, и оказывается, что твои проблемы не уникальны, а способов их решения — десятки».
Scrum — это не просто набор инструментов, это ценности и традиции, которые культивируются в команде. Если вы хотите выстроить качественную коммуникацию, доверительные отношения и культ дедлайна, вам определенно стоит попробовать эту методику.
Читайте также
Как и зачем использовать канбан-доску для работы