Какой опыт и навыки действительно важны для бизнеса, а на что никто так и не обратит внимание? Своим подходом к анализу резюме кандидатов делится Катерина Вольская, CEO HR-компании UniSkill.
Каждый день мы просматриваем и анализируем сотни резюме, проводим огромное количество Skype- и личных собеседований, закрываем вакансии в своей команде UniSkill и компаниях наших клиентов.
Мы ведем вакансии разного уровня — от линейных сотрудников до руководителей подразделений. Критерии поиска разнятся и от компании к компании, и от вакансии к вакансии. Но есть важные моменты в резюме, на которые обращают внимание многие рекрутеры и руководители.
На что я обращаю внимание в резюме
1. Структура
Постарайтесь сделать резюме максимально простым и понятным. Начните именно со структуры — плана основных информационных блоков, которые вы хотите отобразить в резюме. Задайте себе вопрос: «Отражает ли структура важность и хронологию моего опыта?» Если ответ «да» — наполняйте блоки соответствующей информацией. Если ответ «нет» — уделите дополнительное время данному этапу.
Информация без отступов и оглавлений воспринимается как «много текста — страшно даже начинать читать». Благодаря понятной структуре резюме вы можете выделить важные аспекты своего опыта и достижения. Выделите названия компаний, годы работы в них и пропишите свои основные функции, используя буллиты (маркеры списка). Выделите раздел с образованием, ключевыми навыками, дополнительной информацией.
Кроме того, что так вы повышаете свои шансы быть замеченным, вы еще и демонстрируете ряд определенных навыков и качеств еще до встречи с работодателем.
Внимательность к деталям. Если для позиции это важно, то ваше резюме должно быть вычитано на все «очепятки», лишние пробелы, стиль.
Умение выделять главное. Написать обо всем, что происходило на прошлом месте работы, и обо всех своих функциях — не всегда плюс, а вот выделить основную суть и передать ее понятным языком будет более ценным.
Умение презентовать свой опыт. Особенно в случае, когда вы рассматриваете позиции с данной функцией. Прочтите свое резюме и ответьте на вопрос: «Взяли бы вы себя на данную позицию, если бы формировали свою команду?»
Креативность. Умение мыслить нестандартно и выходить за рамки также может быть одним из желаемых требований. Посмотрите на свое резюме и подумайте, что вы можете добавить/изменить, проявив при этом свою креативность. Однако важно не перекреативить и сделать резюме все-таки структурным и читаемым.
Умение ставить цели. Обратите внимание, есть ли цель у вашего резюме. Если вы понимаете, какая позиция вам интересна, и знаете, как хотите развиваться, — поделитесь этим с потенциальным работодателем, если это уместно. Таким образом вы покажете серьёзность своих намерений. Главное, чтобы это было искренне.
Заинтересованность в позиции/компании. Убедитесь, что вы уделили время написанию причины, по которой вам интересна позиция или компания. Если вы не просто отправили одинаковый файл во все компании, а выбрали действительно интересные для себя организации — это всегда приятно и ценится работодателем. Данную информацию также уместно написать в сопроводительном письме.
2. Карьерные «прыжки»
Какой временной промежуток считается «нормой» и не сочтет ли работодатель частую смену мест работы «неподходящим» для себя фактором? Этот момент всегда остается щекотливым. Да, действительно, частая смена работы — раз в 1-2-3 или даже 6 месяцев — немного настораживает, и, конечно, у работодателя появляются вопросы о причине таких «прыжков».
У соискателей даже возникает вопрос: стоит ли отображать подобный опыт в резюме, поскольку это может испортить общую картину. Отображать важно, но также важно объяснить, с чем связан достаточно быстрый уход, если это не раскрывает конфиденциальную информацию. Не стоит вдаваться в детали — более подробно вы сможете рассказать на собеседовании. Но сразу указывая причину такой быстрой смены работы, вы уходите от лишних вопросов к вашим личным качествам. Особенно важно указать причину, если это опыт проектной работы или стажировка/практика.
3. Достижения
Когда соискатели указывают свои достижения — в работе, спорте и других сферах, это говорит о том, что они ориентированы на результат и умеют достигать целей. Как правило, на многих позициях это важно — предполагается, что вы можете видеть промежуточные цели и конечный результат. И, скорее всего, сможете привести к конечной цели всю команду.
В нашей работе в UniSkill это важно на каждой позиции — мы ставим цели из-за сферы своей деятельности. Как мне кажется, это важно для любой компании, которая знает, в каком направлении двигается и к какому результату хочет прийти.
Особенно ценен этот навык на позициях, связанных с развитием бизнеса, маркетингом и продажами. Так как здесь достижение показателей является ключевой функцией и часто привязано к формированию заработной платы сотрудника. Обязательно обратите на это внимание, если видите себя в этих сферах.
На что я НЕ обращаю внимание в резюме
1. Данные из документов
Точный адрес проживания, прописки, паспортные данные, номер водительского удостоверения — на этапе рассмотрения резюме эти данные не имеют ценности для работодателя. И, как мне кажется, эта информация является конфиденциальной, поэтому не стоит отображать ее в открытых источниках.
2. Семейное положение / наличие детей
Это важная часть жизни каждого человека, однако на этапе рассмотрения резюме она не так важна. В процессе собеседования и работы, конечно, данная тема будет обсуждаться. Если речь идет о командировках или ненормированном графике работы, это особенно важно.
3. Навыки работы с компьютером
Если кандидат знает какие-то языки программирования или специальные программы, тогда это будет уместно. Но формулировка этого навыка в стиле «уверенный пользователь ПК» в наше время выглядит удивительно. Соглашусь, что для некоторых позиций это может быть уместно, но в большинстве случаев это стандартная фраза, которая ничего не говорит о соискателе. Гораздо выгоднее для кандидата и информативнее для работодателя будет упомянуть о навыках использования конкретных программ и уровне владения ими.
***
Я рекомендую уделить должное внимание составлению своего резюме. Помните — это единственное, что видит представитель компании еще до вашей встречи.
Перечитайте резюме несколько раз перед отправкой в компанию или публикацией на сайтах поиска работы — возможно, вы увидите лишние/недостающие отступы, буквы, знаки пунктуации. Возможно, вы захотите что-то добавить или удалить.
Резюме должно быть содержательным, структурированным, простым и понятным — такое резюме всегда будет привлекательным для работодателя.