Все статьи Новости Поиск работы Истории Карьера Развитие Happy HR

Профессиональное выгорание: как превратить кризис в возможность?

04.06.18 Карьера 3 min reading

Если вы чувствуете потерю энергии и мотивации в работе, вас не отпускает постоянная усталость, а общение с коллегами утомляет, —  скорее всего, это профессиональное выгорание. Но любой кризис можно использовать как возможность!

Анна Хитрик о профессиональном выгорании

Как преодолеть профессиональный кризис и вновь почувствовать удовольствие от работы, рассказывает HR-консультант и бизнес-тренер Анна Хитрик.

В индивидуальных консультациях по оценке и развитию компетенций я часто сталкиваюсь с проблемой профессионального и эмоционального выгорания. Давайте разбираться вместе!


Что же такое выгорание?

Если вы предполагаете, что столкнулись с профессиональным выгоранием, очень важно в первую очередь разобрать свои ощущения и понять, действительно ли это именно разочарование в работе. Потому что в любой сфере, как профессиональной, так и личной, мы порой (причем с завидной регулярностью) сталкиваемся со взлетами и падениями. Скачет настроение, эмоции, уровень энергии. Так устроен внутренний мир человека, и это норма.

Опасный сигнал – если период спада у вас затянулся и при этом вы четко убеждены, что выхода нет. В личной жизни это называют депрессией, в профессиональной – выгоранием.

Профессиональное выгорание – это затянувшееся (более месяца) отсутствие интереса к работе. Сопровождается нежеланием или невозможностью использовать методы борьбы с ним.

Основные причины:

• тупик в карьере;
• работа на износ;
• страх неизвестности (нестабильное положение компании, как вариант);
• недовольство окружением;
• отсутствие внутренней мотивации = внутриличностный конфликт.

Как же можно исправить каждый из пунктов?

1. Тупик в карьере

Вы уже проговорили ситуацию со своим руководителем и карьерный рост действительно невозможен? Начните делать свою работу иначе. Внедряйте инновации, добавьте в рутину креатива. Хорошо срабатывают новые проекты и рабочие группы, которые можно собрать и запустить. А для лучшей эффективности полезно выявить свои внутренние мотивы, которые помогут двигаться вперед и развиваться с радостью.

Упражнение для выявления внутренней мотивации.

Оно основано на методе свободных ассоциаций Карла Юнга и позволяет установить истинную мотивацию человека. Эта техника помогает обойти ментальные ловушки и проникнуть на глубинный уровень истинных потребностей.

Вам потребуется всего 10 минут!

• Запишите 16 слов, которые пришли в голову. Пришли спонтанно, как только вы начали выполнять упражнение. Например: улица, море, проект, доход… и так до 16-ти.

• Соедините их в пары по очереди и запишите к каждой паре слов третье слово, которое их объединяет: улица+море=дорога, проект+доход=результат. Так из 16-ти слов образуются 8, из 8-ми — 4, из 4-х — 2.

• Эти 2 слова и определяют ваши внутренние мотивы состоянием на сейчас. Например, у вас получились 2 слова — дорога и результат. В данном случае это может означать дорогу к результату, возможность сделать что-то по другому, выбрать новый путь и т.д. Подсознание точно выдает верные решения!

На одном из тренингов у управляющего крупной компании, прекрасного специалиста, который зашел в реальный карьерный тупик, в результате получились слова «команда» и «креатив». После запуска проекта по инновационному подходу к продажам его команда вышла на первые места в Украине!

2. Работа на износ

Еще никто не вспомнил с радостью в конце пути, что всю жизнь работал на износ. Наш организм имеет свои физические и эмоциональные ресурсы. Работать на износ можно в драйве и то — непродолжительный период времени и с перерывами на качественный отдых. Иначе не за горами профессиональное и эмоциональное выгорание.

Какие шаги можно реально применить на практике?

Перераспределяйте ресурсы — выявите приоритеты и забудьте о том, что не является важным. Подумайте, какие ресурсы вам необходимы, и где их можно взять для реализации того, что важно. Структурируйте процесс.

Делегируйте при возможности все, что можно делегировать. Если делегировать невозможно, просите о помощи. Это прекрасный способ дать коллегам возможность проявить себя и, кстати, хорошо работает для установления контакта. Безусловно, не злоупотребляйте помощью.

Поговорите с руководителем о проблеме перегрузки. Объясните объективные причины, обязательно опишите негативные последствия. Главное — предложите минимум 2 варианта выхода из ситуации.

Ничего не сработало? Меняйте работу.

3. Страх неизвестности

Это естественный страх человека, который уходит корнями в боязнь смерти. Снизить его остроту можно только рациональными доводами.

Добавьте ясности. Разделите лист бумаги на 2 части. Слева запишите все плюсы данного места работы. Например: отличный коллектив, адекватный руководитель, достойная зарплата. Справа — все минусы: нет плюшек и кофе, на работу добираться 1,5 часа, в офисе нет пуфов. Сравните 2 колонки и определите, чего больше и что реально важно.

Поговорите с руководителем. Возможно, существует какая-то стратегия развития предприятия, вашего отдела или вас как профессионала, о которой вы просто не знаете. В этом вопросе необходима прозрачность и ясность.

Определите для себя период времени, который вы готовы пребывать в таком состоянии. Прорисуйте самые «страшные» картины развития событий и разработайте план Б.

4. Недовольство окружением

Решить эту проблему очень важно! Группа итальянских ученых в 90-х годах доказала теорию зеркальных нейронов. Она объясняет, почему мы часто невольно имитируем поведение других людей. Улыбаемся при виде радостного лица, морщимся, когда кто-то рядом испытывает боль. Мы способны чувствовать то, что чувствует другой, если находимся рядом и подвержены эмоциональному заражению. То есть окружение имеет на нас большое влияние. В некотором смысле (по поведению, эмоциям, доходам) вы — среднее арифметическое 5 людей, которые вас окружают. Проще всего это подсчитать в деньгах. Ваш доход — это среднее арифметическое дохода 5 окружающих вас людей. Тот же принцип с эмоциональными состояниями.

Если вы недовольны своим окружением, примените все возможные способы, чтобы наладить отношения и изменить ситуацию к лучшему. Если нет изменений – ищите план Б и меняйте круг общения.

5. Внутриличностный конфликт

Есть 2 причины такого конфликта.

• Конфликт внутренних и корпоративных ценностей. Глубинные ценности и ориентиры сотрудника не совпадают с профилем компании (корпоративной культурой и миссией). Ценности и ориентиры зрелого человека практически не меняются, так как сформированы на основании приобретенного опыта. А корпоративная культура — это ценности и ориентиры собственника компании. Незначительная притирка возможна, но рассчитывать на глобальные изменения не приходится.

• Отсутствие мотивации к работе (хотела быть художником, а стала бухгалтером). Это больше о внутренних мотивах. Есть простое упражнение. Задайте себе 5 раз вопрос: «Почему я этим занимаюсь?» В пятом ответе обычно истина. Здесь важно разобраться в себе и сделать выбор в правильную сторону.

Хотите понять, пора ли вам менять работу? Читайте советы рекрутера и карьерного консультанта Марины Галак!

Newsletter that develops your career

Subscribe to Happy Monday's weekly newsletter, prepared by our editor-in-chief, with a selection of the most exciting content, news, and career opportunities.

Больше
More More for companies
Job seekers
For companies
Войти
Have idea!

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: