Все статьи Новости Поиск работы Истории Карьера Развитие Happy HR

Почему так мало женщин достигают профессиональных вершин в дизайне?

04.06.21 Карьера 4 min reading

Прочитали новую книгу издательства ArtHuss «Женщины в дизайне» Либби Селлерс и узнали, почему индустрия дизайна была и, к сожалению, до сих пор остается патриархальной. А еще открыли для себя самых влиятельных дизайнерок ХХ века, которые долгое время оставались в тени мужчин.

Почему так мало женщин достигают профессиональных вершин в дизайне? 1
«Женщины в дизайне»
— Либби Селлерс


Женщины в дизайне: печальная статистика


Несмотря на то, что на сегодняшний день большинство студентов, которые получают дизайнерское образование, составляют женщины, среди тех, кто работает в дизайне после окончания обучения, женщин значительно меньше.

Например, в Великобритании по состоянию на 2015 год 78% всех дизайнеров составляли мужчины, и только 22% — женщины. Чем «маскулиннее» сфера дизайна, тем меньше специалисток в ней представлено: так, в архитектуре и урбанизации городов 17% женщин, а в секторе производственного и промышленного дизайна — всего 5%.

Кроме низкой репрезентации женщин, в индустрии есть и другие проблемы: огромная разница в заработной плате между женщинами и мужчинами (в пользу последних), негативное отношение и стереотипы, малое количество женщин на руководящих должностях и тому подобное.

Внутренние проблемы индустрии влияют и на то, как она представлена ​​в публичном пространстве. Например, согласно исследованиям Габриэль Энн Мейхер касательно гендерного равенства в современных медиа о дизайне, 80% фотографий в медиа изображают мужчин.

Да и что далеко ходить: если попытаться вспомнить выдающихся мировых дизайнеров, большинство назовет преимущественно мужские имена.


В чем причина?


Причины такой до сих пор несправедливо слабой репрезентации женщин в дизайне (собственно, как и во многих других сферах), берут свое начало от самого появления индустрии. В XVIII веке женщины не могли вступать в художественные и дизайнерские учебные заведения и соответствующие профессиональные объединения. Прогресс в равноправии в этой сфере появился (и то медленный) лишь в конце XIX века, а ускорился лишь в ХХ веке после двух мировых войн и благодаря движению за права женщин.

Но даже после получения своего места в индустрии женщины продолжали сталкиваться с обвинениями в аматорстве, сексизмом, несерьезным и предвзятым отношением. А также с разделением дизайна на «женский» (типа декоративного искусства) и «мужской» (типа архитектуры и работы с металлом). Например, как-то французская дизайнерка Шарлотта Перьен хотела получить устроиться на работу к архитектору Ле Корбюзье, а в ответ услышала: «В моем ателье диванные подушки не вышивают».

Подобное пренебрежение и несправедливость длительное время испытывали многие женщины в сфере, отчего вклад большинства из них остался недооцененным.

Размышляя о том, почему так мало женщин достигают профессиональных вершин в дизайне сегодня, критикесса и исследовательница дизайна Элис Роусторн отмечает: «Если коротко, причин множество — от нехватки веры в себя до прав, регулирующих ситуацию в каждой профессии. Женщины находятся в противостоянии с теми, кто начинает большинство дизайнерских проектов, а в основном это — мужчины». И даже опыт женщин, которые достигли успехов в своей области (например известной архитекторки Захи Хадид, чья история также описана в книге «Женщины в дизайне») свидетельствует о том, что и лучшие не всегда получают должное уважение и не застрахованы от сексизма и обесценивания.

В то же время Элис Роусторн видит положительные перспективы для женщин в дизайне, отметив: «Исторически женщины выросли на новой территории. которую не контролировали мужчины, поэтому они могли создавать собственные подходы к работ». А распространение дизайна на новые сферы в ответ на достижения науки, технологические, социальные и экономические изменения не только положительно повлияет на женщин, но и будет проходить под их руководством.

А чтобы творческое наследие выдающихся, но, к сожалению, не всегда признанных женщин получило должное внимание и уважение, исследовательница дизайна Либби Селлерс написала книгу «Женщины в дизайне», где осветила деятельность новаторок в архитектуре, промышленном, графическом и цифровом дизайне от начала ХХ века и до наших дней. Невероятно красивая книга с иллюстрациями вышла на украинском языке в издательстве ArtHuss и мы рекомендуем ее всем заинтересованным в теме.

Скидка для читателей Happy Monday!

Покупайте книгу «Женщины в дизайне» со скидкой 15% по промокоду hpmnd в интернет-магазине ArtHuss 👉

Купить

Читайте также

Что читать дизайнерам: 8 книг для профессионального развития

Как создать идею: от чистого листа до гениального замысла

Не занижайте цену и надевайте штаны: дизайнеры — о работе на карантине

Newsletter that develops your career

Subscribe to Happy Monday's weekly newsletter, prepared by our editor-in-chief, with a selection of the most exciting content, news, and career opportunities.

Больше
More More for companies
Job seekers
For companies
Войти
Have idea!

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: