Новости Поиск работы Истории Карьера Развитие Happy HR

Почему так мало женщин достигают профессиональных вершин в дизайне?

04.06.21 Карьера 4 min reading

Прочитали новую книгу издательства ArtHuss «Женщины в дизайне» Либби Селлерс и узнали, почему индустрия дизайна была и, к сожалению, до сих пор остается патриархальной. А еще открыли для себя самых влиятельных дизайнерок ХХ века, которые долгое время оставались в тени мужчин.

zhinky v dyzaini
«Женщины в дизайне»
— Либби Селлерс


Женщины в дизайне: печальная статистика


Несмотря на то, что на сегодняшний день большинство студентов, которые получают дизайнерское образование, составляют женщины, среди тех, кто работает в дизайне после окончания обучения, женщин значительно меньше.

Например, в Великобритании по состоянию на 2015 год 78% всех дизайнеров составляли мужчины, и только 22% — женщины. Чем «маскулиннее» сфера дизайна, тем меньше специалисток в ней представлено: так, в архитектуре и урбанизации городов 17% женщин, а в секторе производственного и промышленного дизайна — всего 5%.

Кроме низкой репрезентации женщин, в индустрии есть и другие проблемы: огромная разница в заработной плате между женщинами и мужчинами (в пользу последних), негативное отношение и стереотипы, малое количество женщин на руководящих должностях и тому подобное.

Внутренние проблемы индустрии влияют и на то, как она представлена ​​в публичном пространстве. Например, согласно исследованиям Габриэль Энн Мейхер касательно гендерного равенства в современных медиа о дизайне, 80% фотографий в медиа изображают мужчин.

Да и что далеко ходить: если попытаться вспомнить выдающихся мировых дизайнеров, большинство назовет преимущественно мужские имена.


В чем причина?


Причины такой до сих пор несправедливо слабой репрезентации женщин в дизайне (собственно, как и во многих других сферах), берут свое начало от самого появления индустрии. В XVIII веке женщины не могли вступать в художественные и дизайнерские учебные заведения и соответствующие профессиональные объединения. Прогресс в равноправии в этой сфере появился (и то медленный) лишь в конце XIX века, а ускорился лишь в ХХ веке после двух мировых войн и благодаря движению за права женщин.

Но даже после получения своего места в индустрии женщины продолжали сталкиваться с обвинениями в аматорстве, сексизмом, несерьезным и предвзятым отношением. А также с разделением дизайна на «женский» (типа декоративного искусства) и «мужской» (типа архитектуры и работы с металлом). Например, как-то французская дизайнерка Шарлотта Перьен хотела получить устроиться на работу к архитектору Ле Корбюзье, а в ответ услышала: «В моем ателье диванные подушки не вышивают».

Подобное пренебрежение и несправедливость длительное время испытывали многие женщины в сфере, отчего вклад большинства из них остался недооцененным.

Размышляя о том, почему так мало женщин достигают профессиональных вершин в дизайне сегодня, критикесса и исследовательница дизайна Элис Роусторн отмечает: «Если коротко, причин множество — от нехватки веры в себя до прав, регулирующих ситуацию в каждой профессии. Женщины находятся в противостоянии с теми, кто начинает большинство дизайнерских проектов, а в основном это — мужчины». И даже опыт женщин, которые достигли успехов в своей области (например известной архитекторки Захи Хадид, чья история также описана в книге «Женщины в дизайне») свидетельствует о том, что и лучшие не всегда получают должное уважение и не застрахованы от сексизма и обесценивания.

В то же время Элис Роусторн видит положительные перспективы для женщин в дизайне, отметив: «Исторически женщины выросли на новой территории. которую не контролировали мужчины, поэтому они могли создавать собственные подходы к работ». А распространение дизайна на новые сферы в ответ на достижения науки, технологические, социальные и экономические изменения не только положительно повлияет на женщин, но и будет проходить под их руководством.

А чтобы творческое наследие выдающихся, но, к сожалению, не всегда признанных женщин получило должное внимание и уважение, исследовательница дизайна Либби Селлерс написала книгу «Женщины в дизайне», где осветила деятельность новаторок в архитектуре, промышленном, графическом и цифровом дизайне от начала ХХ века и до наших дней. Невероятно красивая книга с иллюстрациями вышла на украинском языке в издательстве ArtHuss и мы рекомендуем ее всем заинтересованным в теме.

Скидка для читателей Happy Monday!

Покупайте книгу «Женщины в дизайне» со скидкой 15% по промокоду hpmnd в интернет-магазине ArtHuss 👉

Купить

Читайте также

Что читать дизайнерам: 8 книг для профессионального развития

Как создать идею: от чистого листа до гениального замысла

Не занижайте цену и надевайте штаны: дизайнеры — о работе на карантине

Newsletter that develops your career

Subscribe to Happy Monday's weekly newsletter, prepared by our editor-in-chief, with a selection of the most exciting content, news, and career opportunities.

Більше
More More for companies
Job seekers
For companies
Войти
Have idea!
0
Поделиться своими мыслямиx

Спасибо!

Теперь редакторы в курсе.