Как правильно написать резюме? Этот вопрос волнует многих. По этой теме в интернете столько материала, что прочитать все просто невозможно.
Наставница проекта MakeMeBetter Полина Обертышева собрала основные знания и мысли на эту тему и структурировала их.
Нулевой этап, подготовительный
Первое и самое важное, что надо сделать, это ответить на следующие вопросы.
1. Кем я хочу работать?
Отвечайте как можно четче. Пусть будет 4-5 должностей. Но они должны быть четко определены. Цель этого вопроса — узнать, какие именно навыки вам нужно преподнести в лучшем свете, чтобы попасть на собеседование.
2. Где я хочу работать? В каком городе?
Или в каких городах (3-4 больших города от силы, иначе вы замучаетесь искать везде). Цель этого вопроса — ограничить ваши поиски, чтобы не тратить лишнее время и лишние деньги на поездки по собеседованиям.
3. Кто будет читать мое резюме? Как вариант: в компании какого размера я буду работать?
Цель этого вопроса — понять, что именно интересно человеку, который будет читать резюме. Возможно, этот человек захочет посмотреть, насколько вы «креативны» (если вы подаетесь, например, в маленькую компанию на должность арт-директора/веб-дизайнера/верстальщика и еще кучу всего вместе). Либо же ему будет важно быстро просмотреть опыт вашей работы для того, чтоб понять, интересны ли вы им вообще (согласитесь, если ваш опыт работы меньше года, то вас никто не возьмет на должность управляющего отделом разработки в компанию из 1000 человек).
4. На основе чего меня будут принимать на работу?
Хоть этот вопрос и стоит последним в списке, он один из наиболее важных. Все просто: когда вы ищите свою первую работу, то вас будут принимать на основе одного из двух факторов:
1) вашего образования, если это престижный университет;
2) ваших навыков.
Внимание: навыков, а не характеристик! Как отличить? Очень просто: за навык вам платят деньги, за характеристики — нет. «Умею верстать сайты на HTML и СSS» — это навык. «Коммуникабельный и мотивированный» — характеристика. Но об этом отдельно. В случае же, если вы ищете уже вторую или третюю работу, стоит больше опираться на навыки, опыт, а только потом на образование.
После того, как подготовительный этап пройден, нужно четко записать ответы на все вопросы. Так проще думается. Еще важно четко понимать вилку зарплаты, на которую вы претендуете. Но это никуда не пишется, это просто для себя.
Создание основного содержания
Блок 1. Личная информация
В этом блоке должно быть обязательно:
1. ФИО, дата рождения и возраст в скобках;
2. номер телефона, электронный адрес (в формате имя.фамилия@нормальныйдомен.com. Это значит, что [email protected] подходит, а[email protected] — нет);
3. домашний адрес;
4. название желаемой должности;
5. национальность (для иностранцев или для тех, кто ищет работу за границей).
Желательно:
1. для тех, кто подает резюме за границу: уровень владения английским (или тем языком, на котором будет вестись работа);
2. мобильность, куда вы готовы поехать: Киев, Харьков, или даже Гонконг вас не пугает. Права на вождение, если есть. Это особенно важно, если будущая работа связана с перемещением.
Допустимо:
1. фотография, если на ней вы прилично одеты (в костюме, например) и вы на ней УЛЫБАЕТЕСЬ. Не надо делать паспортные фото, никому не приятно смотреть на такие скучные лица;
2. контакты LinkedIn и другие профессиональные сети, например, Behance или fl.ru. C остальными сетями стоит быть осторожнее: если вы их указываете, есть большая вероятность, что на них зайдут. И если вдруг у вас там что-то неприличное на стене, то вряд ли вы создадите хорошее впечатление.
Лучше избегать:
– семейное положение, количество детей, Skyoe, ISQ. По сути ничего в этом нет плохого, но если вдруг вам позвонят в Skype, а вас там нет, то это как-то несерьезно. А ваше семейное положение никого не касается.
Блок 2. Навыки
Порядок блоков будет зависеть от того, на что вы больше всего делаете акцент при найме на работу. Чаще всего это навыки. Как я уже говорила, навыки — это то, за что вам платят деньги. Да, вот так банально и грубо. В зависимости от того, на какую работу вы подаетесь, навыки тоже будут разные. Для программиста это будет список технологий, языков программирования и фреймворков, которыми он умеет пользоваться. Для дизайнера — создание логотипов, создание сайтов, создание полиграфии, например, а также программы, в которых он умеет работать. Для маркетолога это будет умение провести анализ рынка и составить отчеты и тд.
«Да-да, — подумаете вы, — это легко писать» и так далее. А вот что писать, когда мы только закончили университет и еще ничего не умеем? Все опять же просто. Идем на сайты по поиску работы. Я, например, пользовалась chooseyourboss и jobijoba в основном. Заходим на сайт, ищем предложения по работе на той должности, которую вы хотите занимать. Смотрим требования. Выбираем, что из этого мы умеем делать и записываем это в резюме. Если уж ничего не умеем делать, то не делаем блок навыки. Нужно будет делать акцент на образовании. В идеале, блок навыков должен иметь 4-5 пункта.
Для каждого этот блок будет разным, но важно уловить суть. Этот блок — то, почему вы можете быть интересны компании, то за что вам будут платить деньги.
Есть две основные методики составления этого блока…
1. Вы пишете только то, в чем действительно очень хорошо разбираетесь. Эта методика отлично работает, если у вас уже есть неплохой опыт работы или вы очень сильно чем-то увлечены, если вы ищите что-то конкретное, а не просто «лишь бы работать» и, что важно, вы отправляете свое резюме самостоятельно (т.е. из вашего личного почтового ящика на почтовый ящик какой-то компании, а не пользуетесь сайтами поиска работы).
2. В противном случае работает вторая методика: вы пишете все, абсолютно все, о чем только когда-то слышали. Это хорошо работает для сайтов для поиска работы. Так вас может найти HR по какому-то ключевому слову. Для тех, кто выпускается из университета и плохо себе представляет, что он хочет делать, это хороший вариант. Но учтите, что отправляя такое резюме, вы сразу фактически ставите себя в позицию «я ищу хоть какую-то работу», а не «я предлагаю вам свои глубокие знания в таком-то деле». Поэтому я против этой методики, но все опять же зависит от целей.
Блок 3. Образование (или опыт)
Этот блок, наверное, самый простой. В нем должно быть два раздела:
1. университетское образование;
2. самостоятельное образование.
Первый раздел должен содержать год или годы обучения, уровень квалификации (бакалавр, магистр и т.д.), название специальности, факультет и университет, где вы учились. Это все классика.
Теперь о том, что часто забывают делать. Если вы рассчитываете на то, что ваше образование поможет вам найти хорошую работу, расскажите о том, что вы учили, а не только о том, как называется ваша специальность. Напишите хотя бы, какие предметы вы изучали. Отталкиваясь, конечно, от того, какую вы ищете должность. Если вы хотите работать маркетологом, то вероятность того, что работодателя заинтересует изучение вами философии или политологии, очень мала. А вот то, что вы умеете производить анализ рынка для какого-то определенного продукта — да. Поэтому вывод такой: если вы рассчитываете на свое образование — опишите его. Предметы, проекты, и т.д., все это важно, если вы умеете правильно преподнести подобный опыт. Ну и конечно не пишите то, в чем вы совсем не разбираетесь.
Второй раздел по сути, тут все то же самое. Сертификаты, курсы в сети, вечерние курсы, просто курсы — все, что нельзя отнести к категории высшего образования пишется именно тут.
Блок 4. Опыт работы (или образование, зависит от блока 3)
Тут может быть полный бардак в зависимости от того, какая у вас должность. Но все же попробуем разобраться и структурировать все это. Я придерживаюсь вот такой модели: период работы, называние должности, название компании. Дальше вы описываете каждый проект (или самые важные проекты), над которыми вы работали. Опишите, что именно вы делали и, если возможно, к каким результатам это привело.
При этом если вы меняли должность, но остались в той же компании (повышение, смена деятельности), то надо это писать отдельным опытом работы. Почему? Потому что так работодатель может видеть ваш прогресс.
Блок 4. Языки
Тут все очень просто: пишем те языки, на которых мы умеем объясняться. Уровень меньше, чем средний, не пишем. Идеально, если вы можете указать сертификаты, подтверждающие ваш уровень.
Блок 5. Интересы и разное
Я согласна с тем, что в резюме надо писать ваши интересы, если они интересные. Если вы занимаетесь парашютным спортом — это круто и интересно. А если вы пишете, что любите читать, слушать музыку и путешествовать, — то это неинтересно! Напишите о том, чем вы можете отличиться от других. Только в этом случае это сыграет вам на руку.
Оформление вашего резюме
По сути, это самая простая часть. Нужно просто взять содержание, которое мы так старательно писали в прошлом блоке, и собрать это все воедино.
Давайте сразу разберемся с некоторыми правилами, которых придерживаюсь я.
1. Резюме не обязательно должно помещаться на одной странице. Для меня идеальный размер резюме — две страницы, но на первой должно быть размещено то, чем вы можете заинтересовать работодателя (например, навыки).
2. Ваше резюме может быть прочитано как на компьютере, так и быть распечатано. Вывод — нужно рассматривать оба варианта (например, использование теней, которое так здорово смотрится на экране, выглядит как грязь при распечатке).
3. В вашем резюме должно быть достаточно места для того, чтобы человек, который будет проводить с вами собеседование, мог оставлять заметки на полях.
Собрать всю информацию воедино поможет таблица. Ее просто построить в любом редакторе текста и легко изменить в случае необходимости.
В моем резюме блок личной информации содержал три колонки: фотография; контакты; адрес, уровень языка и мобильность. Все остальные блоки содержали по две колонки: период работы или учебы; описание и детали. Я выложу его тут для того, чтоб вы могли видеть структуру. Оно на французском, но, думаю, основное будет и так понятно. Пример резюме
Дякуємо!
Тепер редактори знають.