Готовы делиться своим опытом с другими? Так может, пора запустить свой онлайн-курс? Если думаете, что вам это не под силу, есть четыре истории людей, которые создали онлайн-курсы самостоятельно и зарабатывают на них без огромных команд и продюсеров. Эксперты рассказывают о выбранных бизнес-моделях, особенностях и сложностях работы над курсом, чтобы вы поняли, как все происходит, и оценили, готовы ли к собственному проекту.
Кирилл Мазур, CEO и основатель Center42 Innovation Agency. Запустил курс о стартап-инвестициях Fundraising from Home
Как появилась идея курса
Идея запустить свой офлайн-курс о стартап-инвестициях крутилась у меня в голове уже несколько лет. Я работаю в стартап-индустрии почти 10 лет, из них примерно 5 лет — со стартап-инвестициями. Ежемесячно в личных сообщениях я нахожу десятки вопросов на эту тему и еще столько же предложений от стартапов. Коммуникация занимает много времени, а ее содержание и ошибки стартапов практически одинаковы. Хотелось как-то автоматизировать процесс, но без ухудшения качества информации и обратной связи.
С карантином в марте пришло осознание, что это самое время для работы над курсом, но не в офлайн-формате, а онлайн. Это более удобный и практичный способ для поиска своей аудитории и распространения контента. Сразу скажу, что онлайн-формат позволил привлечь аудиторию со всего мира и пригласить гостей из других стран — топ-менеджеров корпораций и занятых предпринимателей, которые вряд ли приняли бы участие в офлайн-занятиях.
О работе над курсом и бизнес-модели
До этого я был студентом многих платных и бесплатных курсов — смотрел, как у них все устроено, вдохновлялся. Также в этом году мы в Center42 Innovation Agency запустили новое бизнес-направление по организации онлайн-проектов (хакатонов, конкурсов стартапов, образовательных событий). Это дало понимание, что в онлайне работает хорошо, а что — не очень. Кроме этого, я много исследовал учебные программы по стартап-инвестициям и венчурной грамотности в США и Европе. В совокупности с моим собственным 5-летним опытом это помогло мне собрать первую программу будущего продукта.
Когда был готов черновик содержания курса, я попросил об обратной связи знакомых инвесторов и предпринимателей — тех, кто уже привлекал миллионы долларов инвестиций, и тех, кто только начинает искать венчурное финансирование. В целом программа попала в 80% их ожиданий, но примерно 20% я все-таки переписал и добавил новую информацию.
Считаю, что очень важно слышать мнение со стороны, чтобы из хорошего продукта сделать идеальный.
Затем делали сайт, личный кабинет, подключали сервисы для приема и обработки оплат, запускали промо, консультировали заинтересованных.
Что касается самого контента курса, он создается непосредственно в процессе прохождения студентами модулей. И на это есть две причины:
- это возможность корректировать контент в соответствии с релевантными запросами студентов, чтобы дать им максимальную пользу;
- это предвидение рисков, ведь бывает всякое, и если никто не захотел бы прийти на курс, мы бы не потеряли деньги на дорогих съемках и записи 50+ часов контента.
В процессе подготовки я много думал над бизнес-моделью и остановился на варианте с тремя типами билетов:
- пакет Ecosystem ($450) — для людей, которые просто хотят послушать, потому что им это нужно для работы или общего развития;
- пакет Startup ($650) — для тех, кто активно ищет инвестиции и хочет подготовиться к общению с инвесторами (в него дополнительно включены шаблоны инвестиционных документов, обратная связь по подготовке документов для инвестора и домашние задания);
- пакет Startup Team ($900 за двоих) — пакет Startup со скидкой для двух участников команды.
О трудностях в подготовке
Мне нравится процесс работы над курсом, но есть три сложных момента.
- Необходимость вовремя остановиться в создании контента. С одной стороны, хочется записать лаконичную лекцию, а с другой — понимаешь, как много надо сказать на эту тему. Поэтому приходится постоянно искать баланс, чтобы и мне удалось донести все важные мысли, и участник мог комфортно воспринимать весь объем информации.
- Перфекционизм и синдром самозванца. Постоянно хочется, чтобы контент был идеальным. Из-за этого часто обращаешь внимание на детали, из-за которых, может, и не стоило бы беспокоиться. А это заставляет готовиться к записи уроков дольше, чем планировалось. Зато потом прослушиваешь уже записанную лекцию и думаешь: «Ого, какие вещи я знаю. Было бы круто пройти такой курс 10 лет назад». Это позволяет успокоиться, но только на несколько дней — до записи нового модуля.
- Продумывание и организация промо курса. Конкуренция за внимание и деньги участников очень велика. Особенно если вы продаете совсем недешевые знания. Например, у меня реклама не сработала совсем, из-за чего я потерял примерно $500. Но у знакомых, которые запускали курсы, случались такие же ситуации. Меня в какой-то степени спасло наличие аудитории, которая уже доверяла мне как эксперту — это мои подписчики в фейсбуке и рассылка по базе Center42 Innovation Agency.
К чему готовиться, если хотите запустить онлайн-курс
Во-первых, к тому, что запуск курса — это достаточно сложный процесс, где многих задач сразу не видно. Правильный выбор платформы, типа и стоимости билетов, формата — это все важные аспекты, которые могут повлиять на успех продукта и сложность работы над ним. А еще это чаще всего недешевая игрушка.
Минимальные затраты на запуск могут составить от $2000 (если вы делаете почти все сами) до $6000-$8000 (если нужно привлекать подрядчиков). И это без учета стоимости вашего экспертного времени.
Во-вторых, нужно быть готовым избавляться от «синдрома самозванца». Это психологическая ловушка, которая мешает экспертам понять, что их знания действительно ценные и ими стоит делиться. Как по мне, плохо запускать курс, если вас не рекомендуют в качестве эксперта отрасли или вы сами не уверены в тех знаниях, которые доносите. Думаю, это бы сильно осложнило продвижение и набор участников.
Что такое синдром самозванца и как его преодолеть?
ЧитатьНо если вы к этому готовы, начать можно со следующих шагов:
- пропишите черновое название курса;
- сформулируйте tagline — идею продукта в одном предложении;
- опишите целевую аудиторию, чтобы понимать, для кого вы делаете курс;
- сформируйте черновик программы, где будет много тем и вопросов, с которыми к вам постоянно обращаются;
- подумайте о ценности курса для участников (например, одна из целей моего курса — чтобы участники могли легко находить инвесторов и привлекать от $200 000 инвестиций за 3-4 месяца);
- соберите группу поддержки, которая даст обратную связь о качестве вашего продукта. Это важно, чтобы курс был понятным и интересным широкой аудитории, а не только вам.
Елена и Борис Стрелецкие, дизайнеры-фрилансеры. Запустили курс о старте работы на Upwork «Молодой Апворкер»
Как появилась идея курса
Более года мы активно развиваем рабочие страницы в инстаграм. У Бориса это блог о силе воли, предпринимательстве, спорте, фрилансе. У меня, Елены, это экспертный блог о фрилансе на международной платформе Upwork. В нем я делюсь своим опытом работы, отвечаю на вопросы подписчиков, рассказываю о плюсах и минусах различных обновлений платформы, а в сторис часто разбираю ошибки начинающих фрилансеров.
Со временем аудитория наших блогов росла, ведь мы не дублировали информацию об Апворке из интернета, а писали все из собственного опыта, приводили конкретные примеры. Вместе с тем росло и количество типичных вопросов — теперь это были десятки сообщений в день об одном и том же. Так возникла идея ответить на все запросы тех, кто был серьезно настроен перейти на международный фриланс, и помочь им избежать ошибок. В результате мы создали полноценный курс с практическими заданиями и обратной связью от кураторов.
О работе над курсом и бизнес-модели
Начинали мы с Борисом вдвоем, четко разделили обязанности и сферы деятельности. Я занималась маркетингом — работала с аудиторией, искала ее боли и потребности, чтобы понять, что именно нужно новичкам, какой контент включить в наш курс. Зона ответственности Бориса — организационно-административные вопросы.
Над самим контентом работали вместе, поскольку кто-то был сильнее в одних вопросах, кто-то — в других, и вместе мы дополняли друг друга.
Когда была готова структура продукта, провели декомпозицию — разделили ее на отдельные «элементы» и с помощью техники канбан отслеживали процесс подготовки материала. Сразу определились с общим дедлайном — датой, к которой курс должен быть на 100% готов к выходу в свет, и дедлайнами по отдельным процессам, которые позволили не «увязнуть» в куче информации. За годы работы на фрилансе мы привыкли так организовывать свою деятельность, чтобы уберечься от прокрастинации.
После этого начали работу непосредственно над контентом курса. Готовили отдельные уроки или модули, а после анализировали их. А чтобы в материалах не было ничего лишнего, привлекли копирайтера, который все вычитывал. Кстати, это был единственный внешний подрядчик, с которым мы работали. Остальное делали сами: разрабатывали дизайн сайта, верстали его (мы выбрали сайт-конструктор, поэтому было несложно), наполняли, подключали различные сервисы. Что-то уже умели делать, с чем-то быстро разобрались.
Параллельно с подготовкой контента решали, какую бизнес-модель будем использовать. В итоге выбрали комбинацию подписки и услуги обратной связи. Задумали, что по подписке студент получает исчерпывающий материал по теме и изучает его самостоятельно. А если он выбирает тариф «Подписка + услуга», то кроме уроков, получает обратную связь от куратора. Мы отвечаем на вопросы таких подписчиков, помогаем в решении конкретных проблем, ведь с каждым месяцем Upwork все больше усложняет условия работы, особенно для новичков.
Преимущества такой модели — можно привлечь больше людей благодаря различным тарифам и при желании масштабировать бизнес из-за увеличения линейки продуктов. Но после первого же запуска мы обнаружили и недостаток такой модели — мы банально не успевали поддерживать всех, кто приобрел услугу консультирования. В итоге нашли решение — ограничили количество мест с обратной связью. Поскольку у нас нет потоков и обучение становится доступным в любой момент после оплаты, то места с поддержкой кураторов открываются в соответствии с их загруженностью, чтобы каждый ученик получил достаточно внимания.
О трудностях в подготовке онлайн-курса
Трудностей было много, их и сейчас хватает.
- Слишком много информации. Хочется включить в курс как можно больше тем, чтобы ни у кого не осталось вопросов. И казалось, что это легко, ведь посты обычно пишутся довольно быстро. Но сформулировать мысль в 2000 символов — это одно, а разработать большой, глубокий курс, следуя логике и грамотной последовательности изложения — совсем другое. Нам помогло то, что мы составили четкую структуру продукта и план, которого придерживались благодаря фрилансерской дисциплине.
- Незнание некоторых методологических и технических нюансов. Мы долго думали, какой формат выбрать, где разместить учебные материалы, как их лучше структурировать и тому подобное. Переживали, не слишком ли сложно подали материал, понятен ли он новичкам. К сожалению, здесь нет универсальной схемы, все нужно тестировать уже в процессе и дорабатывать.
Лучший помощник — обратная связь тех, кто уже прошел обучение.
- Морально-психологическая составляющая. Хотя мы имеем более 5 лет опыта работы на Апворк, лояльную аудиторию, наработали экспертность, все равно было страшно, как оценят наш продукт, насколько он окажется полезным на практике. И здесь снова помогла обратная связь учащихся, которые убедили, что курс эффективен и очень им помог начать деятельность на Upwork.
- Отсутствие опыта продвижения продукта. Поэтому мы не подумали, как будем презентовать и продавать курс. Действовали на интуитивном уровне, а надо было подойти к этому системно.
Если говорить о карантине, то он хорошо повлиял на развитие курса. Старт первой продажи был в январе 2020 года. Он прошел успешно — мы получили много оплат и студентов. Но бум произошел, когда началась пандемия — количество продаж увеличилось в разы, поскольку многие люди остались без работы и искали варианты подработки.
В декабре 2020 года многие из наших студентов уже вышли на тот уровень дохода, который превысил предыдущие заработки. Они больше не боятся увольнения, новой волны карантина — и это главное!
Вера Кашуба, преподавательница английского. Запустила онлайн-школу английского Talk Studio
Как появилась идея собственной школы
Я работала в языковой школе, а через несколько лет активной работы поняла, что хочу профессионального и карьерного роста как преподаватель. Решила попробовать запустить собственную школу, где я могла бы воплотить то виденье, те идеи, методики и подходы к преподаванию английского, которые были мне близкими.
Моя идея была в желании донести, что изучение английского может быть настолько интересным и увлекательным процессом, что человек будет ждать каждого занятия с нетерпением. То есть я акцентировала внимание на интересном процессе, тогда как другие школы — на результатах. Хотя, конечно, важны оба аспекта. Но я уже вижу по опыту, что там, где интересен процесс, не может быть плохих результатов. Многие мои студенты написали в отзывах, что впервые прошли курс английского до конца, учили язык без насилия над собой, смогли выделять время на занятия несмотря на кучу других дел и усталость после рабочего дня.
О работе над курсами
Когда видение и концепция проекта были сформированы, я начала работать над другими составляющими, которые можно назвать тремя китами успешного образовательного проекта.
- Продукт, он же офер. Стоит понимать, с чем вы планируете выходить на рынок и есть ли у вас необходимые компетенции. Моим продуктом были курсы английского. Постепенно их количество значительно увеличилось, и теперь в школе есть тематические краткосрочные курсы (например, по временам, бизнес-английскому, для понимания речи на слух).
Работа над продуктовой линейкой не заканчивается никогда, потому что постоянно надо обновлять имеющиеся продукты, думать над запуском новых, убирать неактуальные.
- Маркетинг и продажи. Это один из самых болезненных вопросов для большинства экспертов, потому что сам можешь понимать, насколько крутой продукт разработал, но как это донести до аудитории — не всегда ясно. Здесь стоит продумать, как люди о вас узнают, почему они захотят покупать у вас, почему именно этот продукт, почему именно за такую цену, почему именно сейчас. Также советую сразу продумать тональность коммуникации, ваши ценности и определиться с каналами продвижения (например, у нас это сайт и страницы в соцсетях).
- Администрирование. Это о процессах и удобстве пользования продуктом. Здесь нужно решить, куда будет попадать студент после оплаты, каким образом он будет осуществлять оплату, у него сразу откроется доступ ко всем занятиям или это будет происходить постепенно, куда он может обратиться в случае возникновения вопросов или проблем и тому подобное.
Если планируете запускать собственный курс, придется работать над всеми этими аспектами. Распространена ситуация, когда эксперты много работают над продуктом и постоянно его улучшают, а продаж нет или студенты почти не доходят до обучения.
Эксперты начинают искать проблемы в продукте, когда они на самом деле в слабом маркетинге, провальных продажах или отсутствии нормального администрирования.
О трудностях в подготовке
Из проблем, которые могут возникнуть во время работы над собственным образовательным продуктом, стоит упомянуть еще и такие.
- Отсутствие четкого УТП и позиционирования, неумение донести до аудитории, в чем особенность и суть вашего проекта. Я уже говорила об этом раньше, но замечу еще раз, потому что это действительно важно. Я столкнулась с такой проблемой в начале запуска своей школы. Когда потенциальные клиенты спрашивали, мы курсы английского или нет, мы с командой это отрицали, потому что понимали, что наша идея существенно отличается от того, что лежит в основе типовых курсов. Но не могли этого нормально донести, соответственно, потенциальные клиенты нас не понимали и мы их теряли.
- Неумение делегировать. Это проблема не только тех, кто пытается запускать курсы, но и тех, кто уже долго работает в этой сфере. Причина в том, что трудно четко сформировать обязанности, страшно их доверить другим людям, непонятно, как правильно коммуницировать с командой и подрядчиками.
- Сложность преобразования процессов в систему. Такую, где каждый знает, за что отвечает, а основатель проекта четко понимает, где заканчивается его зона ответственности и начинается зона ответственности работников. Чтобы это сделать, нужно очень хорошо знать все процессы, найти, что можно автоматизировать, где — сократить количество операций, а где — изменить ответственных лиц.
Простой способ оценить, качественный ли ваш онлайн-курс
Чтобы оценить, насколько ваш продукт качественный и готов к выходу в свет, есть крутое и простое решение — привлечение тест-групп. Это когда вы бесплатно предоставляете доступ к курсу ограниченному количеству людей в обмен на честную и обстоятельную обратную связь.
Чего категорически нельзя делать, так это ставить закрытые вопросы вроде «Вам понравился курс?», потому что на них всегда хочется коротко ответить «Да/нет».
Прежде чем собирать обратную связь, нужно понять, какие моменты для вас критические (обычно те, в которых вы очень сомневаетесь), и на их основе сформировать вопросы к тест-группе. Поясню на примере. Если бы я планировала запускать курс по временным формам, то сначала определила бы его идею и цель — простыми словами объяснить разницу во временах, чтобы человек больше не путался и легко использовал их на практике. Тогда у тест-группы я бы спросила: «Полностью ли раскрыта тема времен в курсе? Если нет, то чего, по вашему мнению, не хватает?» И кто-то из тест-группы мог бы сказать: «Вот в части о настоящем времени есть такое-то правило. Оно важное, а вы забыли его включить в программу».
Результатом сбора и анализа обратной связи должен стать план доработок курса, а уже после этого — запуск. Уверена, что 95% отзывов уже реальных студентов после такого теста будут только лестными.
Орест Зуб, онлайн-предприниматель, автор блога OpenMind. Запустил образовательную платформу по развитию бизнеса ОМБИЗ Картель
О запуске первых курсов и ОМБИЗ Картель
На образовательном рынке я уже давно не новичок, потому что работаю здесь более 7 лет. Первый онлайн-курс запустил в январе 2012 года. Он был на тему тайм-менеджмента, я хорошо в этом разбирался — очень много читал, проходил кучу курсов, исследовал книги, слушал аудиоподкасты и сформировал собственное видение эффективной работы.
Я уже тогда действовал по схеме запусков, которую сейчас активно популяризируют эксперты из образовательных продуктов: сначала дай что-то бесплатное, а если это понравилось людям — пробуй запускать платное. Поэтому сначала я проводил бесплатные курсы, после которых собирал отзывы студентов, дорабатывал, устранял все недостатки и уже дальше работал на коммерческой основе.
Стоит заметить, что на тот момент у меня уже была аудитория. В нее входили читатели моего блога о саморазвитии, бизнесе и путешествиях OpenMind, который я до сих пор веду.
Кроме курса о тайм-менеджменте, у меня были образовательные продукты о путешествиях (как на них экономить, как организовывать самостоятельно), полезные файлы, разовые вебинары, а сейчас основным направлением моей деятельности является совершенствование платформы по развитию бизнеса ОМБИЗ Картель, где я занимаюсь бизнес-консалтингом.
Это платформа, на которой с помощью онлайн-инструментов комплексно решаются разные потребности, связанные со стартом и развитием любой коммерческого дела. Например, мы оказываем техническую поддержку ведения сайта, консультируем по рекламным кампаниям, а также обучаем эффективным методам продвижения в интернете. Также вокруг Картеля сформировалось устойчивое сообщество профессионалов своего дела. Скажем, если бизнес ищет маркетолога, девелопера или другого специалиста, то 90%, что такой человек уже есть в Картеле.
О работе над курсами и бизнес-модели
Если в 2012 году я действовал несколько хаотично, то сейчас — предметно и структурировано. Это позволило сформировать собственную схему запуска онлайн-инициатив, которую я называю «ОМБИЗ Формула». Она состоит из 5 блоков: анализ, платформа, аудитория, монетизация, масштабирование. И именно такого порядка в работе над онлайн-продуктом следует придерживаться.
- На этапе анализа необходимо определить, в чем заключается потребность вашей аудитории: что ее беспокоит, какие проблемы хочет решить. Важно провести именно глубинный анализ, думая не о том, что вы знаете и можете дать, а что нужно аудитории. Далее это поможет с формированием содержания образовательных проектов без догадок о том, что понравится или не понравится потенциальным потребителям.
- На этапе платформы необходимо создать представительство в интернете — платформу (например, сайт или страницу в соцсетях), где люди смогут ознакомиться с вашей деятельностью. Цель данного этапа — показать свою экспертность, вызвать доверие и доказать, что вы действительно разбираетесь в определенной теме.
- На этапе аудитории реализуют ряд мероприятий для привлечения трафика. Важно собрать как можно больше людей за как можно меньший бюджет и установить с ними связь. Цель — найти возможности контактировать с аудиторией напрямую, поскольку от этого будет зависеть успешность продажи.
- Этап монетизации, на мой взгляд, — самый интересный. Если грамотно реализовать 3 предыдущие шага, то продажи будут скорее формальностью — на них не придется тратить кучу времени и сил.
- Масштабирование следует рассматривать тогда, когда запуск прошел удачно — вы заработали первые деньги, начали получать первые отзывы и вообще поняли, что на ваш продукт есть спрос, а его качество на данном этапе удовлетворяет потребителей.
Типичная ошибка экспертов — пытаться сразу что-то продавать, без понимания потребностей аудитории, собственной платформы, критической массы потенциальных клиентов, а потом удивляться, почему ничего не получается.
Касательно бизнес-модели, то сейчас я использую платную подписку. Считаю ее стабильным, наиболее предсказуемым и удобным вариантом для обеих сторон (предпринимателя и клиента). Суть в том, что я, как основатель и эксперт платформы ОМБИЗ Картель, ежемесячно обеспечиваю клиенту определенный пакет услуг, который содержит учебные материалы, сервисы, поддержку. Касательно оплат, то у нас все автоматизировано: в определенный день месяца у клиента списываются с карточки деньги. Подписку можно остановить в любой момент.
О трудностях в подготовке
Могу выделить несколько основных вызовов, с которыми сталкиваются все, кто готовит образовательные онлайн-продукты.
- Обеспечить обещанный результат своим студентам. Как по мне, это должно быть основным приоритетом для каждого, кто разрабатывает свой онлайн-курс.
- Нормально организовать учебный процесс. Важно продумать, как грамотно и удобно подать контент, чтобы создать условия для максимального достижения студентами успеха. Советую уделить внимание процессу онбординга, который ждет клиента после оплаты. Это важно, ведь на этапе продажи человек находится в пиковой эмоциональной точке, готов быстрее перейти к действиям — обучению. И чтобы не погасить этот пыл, нужно дозировано давать материал в такой форме, чтобы человек имел возможность постепенно его изучать и двигаться вперед. Также рекомендую исследовать основы геймификации и внедрить их, чтобы сделать учебный процесс действительно увлекательным и интересным.
- Выбрать удачные технологические решения. Речь о подборе платформы, где вы сможете размещать материалы, проводить вебинары, настраивать рассылки и тому подобное. Это не всегда легко, ведь сразу приходится думать над тем, как это все максимально оптимизировать и автоматизировать.
- Учесть особенности работы с людьми. Потому что онлайн-курсы — это трансляция частицы себя, эмоциональная отдача, даже когда на это нет сил, коммуникация с участниками, которые не всегда в настроении.
- Разработать грамотную маркетинг-стратегию. Потому что от этого будут зависеть ваши продажи.
Однако наличие трудностей не означает, что следует откладывать работу над своим онлайн-курсом, особенно когда есть внутреннее ощущение, что вам уже пора делиться своим опытом с другими.
Знаю, что большинство экспертов часто сомневаются в своей компетентности. В таком случае советую сделать простое упражнение: проведите небольшой опрос среди своей аудитории. И если вы знаете больше, чем ваши потенциальные слушатели, хотя бы на 1% — вы уже будете им полезны. А если еще и любите людей, готовы постоянно развиваться в своем деле, сначала очень много работать и хотите иметь географически независимый бизнес, то образовательное дело — то, к которому стоит присмотреться.
Кроме того, эта сфера не так уязвимая во время кризиса, как другие, особенно если знать, как использовать кризисный период. Приведу пример из собственного опыта. В апреле 2020 продажи на моей образовательной платформе упали где-то на 20%. Однако я не переживал, потому что этот кризис у меня не первый. Я точно знал, что делать — оптимизировал процессы, учился новому. Например, наконец зарегистрировал фирму в Европейском Союзе, что позволило подключить различные платежные системы, значительно упростило проведение онлайн-платежей и синхронизировало работу кучи других сервисов. Также практически на 100% автоматизировал процессы в своих учебных программах, что дает замечательный фундамент для дальнейшего масштабирования. Как результат — по состоянию на декабрь 2020 мы вышли на те же финансовые показатели, которые были до кризиса, и будем развиваться дальше.
А вы уже готовы запустить онлайн-курс?
Составили чек-лист готовности, исходя из опыта и рекомендаций наших героев. Проверьте, какие из этих пунктов точно о вас.
- Вас считают экспертом в определенной теме просят совета или помощи, рекомендуют другим, обращаются за экспертными комментариями.
- Вам регулярно пишут десятки похожих вопросов или запросов на тему, в которой вы разбираетесь. И вы понимаете, что могли бы ответить на большинство из них за раз в формате курса.
- Вы уверены в своем опыте и знаниях. И готовы делиться ими с другими.
- Вы готовы разбираться в десятках различных процессов, изучать новые сферы за пределами своей экспертности и часто ошибаться в начале. Ведь разработка курса — это не только о работе над самим продуктом, но и о маркетинге, продажах, клиент-сервисе, технических нюансах, администрировании.
- Вы любите людей. Вы получаете удовольствие от общения с ними, не выгораете от длительных разговоров, умеете решать конфликтные ситуации.
- Вы четко понимаете, какой продукт хотите создать. Для начала достаточно идеи и видения концепции, понимания, зачем рынку ваш продукт, чем он уникален и полезен другим.
Запуск собственного онлайн-курса требует много ресурсов и знаний, особенно, если создавать его самостоятельно. Нужно иметь уникальную идею, четко понимать концепцию, разбираться в маркетинге и продажах, быть готовым к изучению технических нюансов и тому подобное. Но если вы уверены в себе, своей экспертности, хотите делиться опытом и помогать другим достигать результатов, то почему бы и нет?
Читайте также
Бесплатные онлайн-курсы для карьеры, которые можно пройти прямо сейчас
Помоги себе и другим: как стать коучем и что для этого нужно
Почему некомпетентные люди настолько самоуверенны: эффект Даннинга-Крюгера
Не забывайте, что у нас можно найти работу!
Потому крутые украинские и международные компании размещают у нас свои вакансии
Вакансии
Спасибо!
Теперь редакторы в курсе.