Дэвид Аллен — американский эксперт по вопросам личной продуктивности, создатель метода управления временем Getting Things Done, автор бестселлера «Как привести дела в порядок. Искусство продуктивности без стресса». В эксклюзивном интервью для Happy Monday он рассказал о том, как научиться все успевать и что делает его понедельники счастливыми. Законспектировали для вас самые интересные моменты.
О поиске себя
До 35 лет я успел сменить 35 работ, так как не представлял, чем хотел бы заниматься в жизни, и больше интересовался духовным и личным развитием. Работал я тогда только из-за необходимости платить за жилье, а не по зову сердца. Мой совет тем, кто еще ищет себя — расслабиться и сосредоточиться на том, чем вы любите заниматься.
Достаточно просто осознавать, какие вещи зажигают вас. Это не обязательно должно выглядеть, как полноценная работа или профессия, но с этого я рекомендую начинать — создавать идеальные декорации своей жизни.
Важно понимать, что осознание, а что же именно вас зажигает, не приходит внезапно одним прекрасным утром.
В детстве я был актером в местном театре, в средней школе ходил на дебаты и учился импровизировать. Мне всегда нравилось писать, я интересовался историей и философией. Тогда казалось, что единственное, чем можно заниматься, имея такой круг интересов — преподавать историю.
После университета я хватался за все подряд: работал официантом, продавал мотороллеры и витамины, руководил СТО и АЗС. Считаю ли я это время потраченным впустую? Нет, наоборот — именно тогда я приобрел огромный опыт.
Не ждите идеальной работы: оглянитесь, найдите лучшее из того, что вам доступно в данный момент, и начните двигаться в этом направлении.
Об обнаружении
Я был «хорошим парнем № 2» в окружении друзей, которые открывали собственный бизнес и, казалось, уже нашли свое призвание. Сам я тогда занимался консалтингом: помогал владельцам бизнеса совершенствовать процессы.
Я — самый ленивый парень, которого только можно встретить. Я всегда говорил: «Что бы ты ни делал, должен быть способ попроще сделать это».
Потом оказалось, что помощь, которую я предоставляю своим друзьям-бизнесменам, тоже может стать оплачиваемой профессией. Так я стал консультантом и в 1981 году повесил свою первую маленькую табличку «Allen Associate». Именно тогда я понял, что у меня хорошо получается создавать методики, которые помогают людям.
О создании собственного метода
Чем больше информации человек держит в голове, тем сложнее ему сохранять ясность мышления. Мне помогали в этом медитативные практики и занятия боевыми искусствами. У меня даже есть черный пояс по каратэ.
Медитативное состояние, в котором твоя голова ясная — это лучшее состояние для работы.
Я начал искать приемы по очистке ума, которые работали именно для меня. Так я изобрел для начала три-четыре вещи, которые давали мне больше четкости, стабильности, контроля и способности к фокусировке. Затем поделился этими приемами со своими клиентами — это помогло им тоже. И стало началом создания собственной методологии, на которую ушло около пяти лет.
На одном крупном корпоративном тренинге мне предложили разработать учебную программу для всей компании. Так я оказался в мире корпоративного обучения. Тогда, в 1984 году, мне было почти 40. А первое издание моей книги увидит свет только в 2001 году.
«Не используйте голову как офис»
Система, которую я разработал, помогает прекратить использовать голову как безумный офис.
Большинство людей берут на себя гораздо больше обязательств, чем осознают.
В моей системе много внимания уделяется тому, от каких вещей лучше освободить свою голову и перенести их на внешние носители. Дневник или календарь только частично способны с этим справиться. Свободное пространство в голове дает возможность принимать лучшие решения и прислушиваться к собственному сердцу.
Хотите освободить голову?
Ваши цели и идеи зафиксирует наш стильный планер счастливых карьеристов. И вы точно ничего не забудете.
Купить планерЧтобы методология работала, ее следует придерживаться, а не каждый раз пробовать все новые и новые способы. Упорядоченность — это не ограничение, на самом деле она дает гораздо больше свободы для действий. Нужно попробовать, и через некоторое время решить, какая именно четкость и ясность нужны вам и в дальнейшем.
Большинство людей ожидает, что система будет работать за них. На самом деле нужно осознать процесс мышления и методологию, и тогда они заставят систему работать.
Моя система улучшает все, что вы делаете, и при этом совершенно не способна навредить. Подробнее о методике можно прочитать в моей книге. Впрочем, простое прочтение никак не поможет упорядочить мысли: систему нужно испытать на практике.
О планировании
Наиболее распространенная ошибка при планировании — человеческая привычка все держать в голове вместо того, чтобы элементарно записать то, что они только что кому-то пообещали. Когда в голове появляется следующая мысль, люди уже забывают о предыдущей. Я все записываю в маленький карманный блокнот.
Я ненавижу держать что-то в голове. Для большинства людей самым важным шагом будет осознать, что можно иметь действительно ясную голову, даже когда ты очень занят.
Чтобы освободить свою голову от лишней информации, я составляю сотни списков, включая справочные и контрольные. У меня есть списки фильмов, которые я хотел бы посмотреть, блюд, которую хотел бы приготовить, вещей, необходимых для путешествия. Также есть около семи очень активных списков — напоминаний о делах, которые необходимо выполнить, и проектах, которые я должен завершить.
Планировать и записывать можно по-разному, и не обязательно использовать высокотехнологичные приложения. Мой любимый планировщик — это бумага и ручка.
Если вы просто будете держать бумагу и ручку возле кровати, то будете лучше спать.
Как я фиксирую планы и мысли:
- Идея или задачи записываются на бумаге.
- Затем переносятся в записную книжку.
- К концу дня или на следующий день я просматриваю все эти заметки и решаю, полезен это материал, или что-то можно уже отбросить.
- Если план или идея долгосрочные, и их выполнение нужно будет в дальнейшем отследить, я вношу это в компьютер. Это может быть список онлайн-эфиров, которые я провести, перечень вопросов, которые следует обсудить с женой, список проектов. Такие вещи я переношу на iPhone, iPad и компьютер, чтобы просматривать снова и снова.
Спросите мою жену: от природы я неорганизованный человек. Мне нравится быть спонтанным и креативным и просто следовать своим интуитивным порывам. И именно моя методология позволяет мне быть таким почти все время.
О популярности
Почему именно мои книги продаются пятимиллионными экземплярами? У меня на это может быть только один ответ: мой метод работает. Это не было просто: на то, чтобы испытать его, довести до ума и выложить в форме книги и тренингов, понадобилось много лет и тысячи рабочих часов.
Это хорошая книга. У меня нет другого ответа.
О мотивации
Мне понадобилось 25 лет, чтобы создать что-то уникальное в планировании и производительности, но я до сих пор не очень разбираюсь в мотивации. Остаток жизни я хочу посвятить тому, чтобы разобраться, как убедить людей следовать моей методике.
Я просто просыпаюсь и говорю: «Так, что бы мне хотелось сделать сегодня?». И начинаю работать.
О счастливых понедельниках
Что делает мои понедельники счастливее? Успех людей, которым помогла моя система. Я получаю тысячи писем со словами благодарности: одно из них было от парня, который написал, что эта система помогла ему вылечиться от рака. В больничной койке он читал мою книгу и, руководствуясь советами из нее, начал воспринимать процесс своего лечения как старт проекта «Стань здоровым». Сейчас с ним все в порядке.
Мой совет читателям Happy Monday: не зависеть от дней недели, а быть «здесь и сейчас» и ежедневно узнавать что-то новое.
Каждый день — это день. Это прямо сейчас. Когда вы это осознаете, вы будете постоянно находиться в своей зоне.
Полную версию интервью с Дэвидом Алленом можно посмотреть здесь.
Читайте также
5 порад для продуктивної роботи з дому
Як працюють відомі трудоголіки?
Як будувати кар’єру з пристрастю?
Чтобы ваши понедельники тоже были счастливыми, нужно найти «свою» работу. Ищите тут →
Вакансии
Спасибо!
Теперь редакторы в курсе.