Все статьи Новости Поиск работы Истории Карьера Развитие Happy HR

Как написать и издать собственную книгу? Советы редактора Богданы Романцовой

05.09.19 Карьера 7 min reading

Мечтаете о писательской карьере, но не знаете, с чего начать? Законспектировали для вас вебинар редактора и критика Богданы Романцовой от Центра литературного образования Litosvita — о работе над собственной рукописью и коммуникации с издателями.

Как написать и издать собственную книгу? Советы редактора Богданы Романцовой 1



Богдана Романцова — литературный критик и редактор издательства «Темпора», которая регулярно имеет дело с рукописями авторов. Богдана уверена — у современного читателя есть запрос на украинские книги, поэтому достучаться до издателя проще, чем вам кажется. Лишь бы рукопись была качественной и интересной.



Как написать книгу: практические шаги


1. Поймите, о чем и для кого ваша книга

Во-первых, запомните, что книга не может быть размышлениями обо всем на свете. В основе почти каждой книги лежит продуманная автором стратегия — даже если он и утверждает, что книга пришла к нему во сне.

Представляйте себе книгу как ремонт в квартире. Основной сюжетный каркас — это ваши стены. И понятно, что сначала вы штукатурите стены и наклеиваете на них обои, потом кладете паркет и только тогда завозите мебель и выбираете подушки для дивана.

Помимо основной идеи и сюжета, постоянно держите в фокусе своих читателей — представляйте, для кого пишете. Если хотите достучаться именно до украинского читателя, лучше пишите сюжетную жанровую книгу — мелодраму, детектив, хоррор и тому подобное.


2. Определите время и место для работы, а также обязательное количество слов в сутки

Чтобы не просто писать книгу, а действительно ее завершить, пишите постоянно и регулярно. Для этого запланируйте себе отдельное время для работы над рукописью и пишите там, где само место мотивирует вас на творчество и где никто не мешает.

Отталкивайтесь от минимума, который может написать каждый — страница в день. А лучше установите себе еженедельный дедлайн по количеству страниц (ежедневный будет вас утомлять, а ежемесячный — способствовать прокрастинации).

Сколько вообще должно быть страниц в книге? Если вы начинающий писатель, лучше уложиться в 75–80 тысяч слов, не более, чтобы не отпугнуть издателя, поскольку сейчас охотнее выдают короткие книги. И имейте в виду, что нон-фикшн должен быть короче художественной литературы — примерно 60–80 тысяч слов.


3. Обеспечьте себе фидбэк на каждом этапе создания книги

Во время написания книги обратный фидбэк могут обеспечить так называемые альфа-ридеры, которые читают и комментируют отдельные разделы или, например, только начало произведения.

Когда книга дописана, ее следует показать бета-ридеру — человеку, который прочтет готовый текст еще до того, как вы отправите его в издательство. Это вполне может быть ваш знакомый, но здесь важно, чтобы у бета-ридера не было с вами слишком интимных отношений и он мог критически вас оценить (то есть не был бы мамой или любимой / любимым). Также для бета-ридера важно быть начитанным в жанре, в котором написана книга, и внимательным к деталям.

Чтобы получить от бета-ридера максимально полезный фидбэк, создайте для него анкету, где попросите высказать мнение и обратить внимание на:

  • сюжет (его оригинальность, динамику, возможные «дыры»);
  • героев (правдоподобность их характера и мотивации, языка, развития в течение книги);
  • лишние элементы (героев или события, которые не двигают сюжет).

Если не нашли бета-ридера среди знакомых, обратитесь к писательским группам на фейсбуке (например, к «ЛІТОТА»). Для начала попробуйте найти бета-ридера бесплатно (но тогда будьте готовы и сами стать таким бета-ридером для кого-то).

Как понять, сможете ли вы стать писателем?

Самый простой способ — пройти онлайн-тест по профориентации.

Тестирование


4. Отпустите книгу

Во-первых, не редактируйте книгу в процессе ее написания. Во-вторых, не редактируйте книгу сразу после того, как ее напишете. Сделайте длительный перерыв (5–6 недель), дайте себе отдохнуть, а только потом принимайтесь за исправление. И не доводите редактирования до абсурда — не будьте Кафкой, который переписывал тексты по 2–3 раза и оттягивал издание своих произведений.

Что будет сложно продать на украинском рынке?

  • Книги объемом более 100–120 тысяч слов.
  • Поэзию и эссеистику (к сожалению).
  • Научно-популярную литературу, если вы не credible expert в теме.
  • Ваши мемуары.
  • Экспериментальную литературу.
  • Потенциально дорогие иллюстрированные издания.


Книга написана. Что дальше?


Итак, у вас есть готовая рукопись, отредактированная и откомментированная бета-ридером. На этом этапе неплохо было бы иметь своего литературного агента, но в Украине пока эта профессия не слишком популярна (совсем непопулярна), поэтому эту роль приходится брать на себя самим авторам.

Прежде чем писать в издательства, обязательно подготовьте рукопись, чтобы внутреннему рецензенту было проще с ним ознакомиться:

  • пронумеруйте страницы;
  • убедитесь, что везде один шрифт (лучше — Times New Roman, 12 кегль, двойной интервал), стандартные поля и одинаковый формат названий разделов;
  • добавьте содержание в начале рукописи;
  • сделайте титульную страницу, где есть название произведения, ваши имя и фамилия;
  • не используйте маркированные списки;
  • позаботьтесь о примечаниях, если они нужны, — это ваша работа, а не редактора.

А в идеале — найдите требования к рукописям на сайте издательства, куда отправляете книгу. Также обязательно изучите рынок и убедитесь, что оно издает книги вашего профиля.


Как коммуницировать с издателями?


Автор, который предлагает издательству свою книгу, должен направить издателю:

письмо;
свое резюме;
отрывок, если это нон-фикшн, или синопсис, если это художественная литература (не путать с аннотацией!).

Аннотация — это краткое (1 абзац) определение сюжета книги с намеками и крючками, которые должны заинтересовать читателя. Но вам нужно заинтересовать не его, а редактора! Для этого вы отправляете ему синопсис — 1–2 страницы следующей информации о вашей книге: жанр, объем, тема, время и место действия, кто ваши герои, хронологический пересказ событий и финал текста.

Ваше первое письмо издателю должно выглядеть примерно так:

первое письмо издателю

Типичные ошибки в общении с издателями

  • Пытаться договориться по телефону.
  • Приходить в издательство без приглашения.
  • Пытаться «продать» рукопись редактору или директору издательства после печати в другом издательстве.
  • Настаивать на праве выбирать сразу все (обложку, формат, тираж), особенно если это ваша первая книга.
  • Начинать переговоры еще до того, как книга готова.


Вашу книгу взяли?


Вот что теперь вам может предложить издательство:

  • первый стандартный тираж (500–1000 штук)
  • аванс;
  • процент от продаж (12–15%), но бороться стоит за гонорар (так как процент трудно отследить);
  • редактора и корректора;
  • верстку книги;
  • промо и презентацию книги;
  • представлять вас за границей и подавать вашу книгу на премии.

Важно: при подписании договора обязательно проверьте наличие пункта, согласно которому издатель обязуется издать книгу, а также убедитесь, что в договоре четко указан порядок выплаты гонорара. И передавайте права на публикацию произведения на 2–5 лет, а не навсегда.


Вашу книгу не взяли?


Во-первых, не расстраивайтесь. Как бы это не прозвучало, но у вас будет немало отказов, воспринимайте это стоически.

Если ни одно издательство не хочет вас печатать, подумайте о литературных конкурсах, частичном (или полном) покрытии расходов на тираж, публикации электронной книги или публикации онлайн — на собственном сайте, в соцсетях, виртуальных издательствах. Так вы точно получите книгу и фидбэк от читателей. С другой стороны, в таком случае книга вряд ли попадет на полки магазинов, поэтому сначала лучше попробовать более традиционные варианты.

Читайте также

«Я работаю писательницей!» Интервью с Тамрико Шоли

Не только про запятые: чем на самом деле занимается редактор и как попасть на работу в издательство

Чем зарабатывает на жизнь литературный критик

Ищете работу?

У нас много вакансий в крутых украинских и международных компаниях.

Вакансии
Newsletter that develops your career

Subscribe to Happy Monday's weekly newsletter, prepared by our editor-in-chief, with a selection of the most exciting content, news, and career opportunities.

Больше
More More for companies
Job seekers
For companies
Войти
Have idea!

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: