Все статьи Новости Поиск работы Истории Карьера Развитие Happy HR

Что говорить на собеседовании о причинах увольнения?

12.02.19 Карьера 3 min reading

На любом собеседовании вас обязательно спросят, почему вы ушли с предыдущего места работы. Как объяснить увольнение, чтобы это не повлияло на возможность трудоустройства?

Ваш ответ на вопрос о причинах увольнения может многое о вас рассказать. Как минимум — покажет, насколько вы воспитаны и корректны. Даже если вы профессионал с огромным опытом, излишняя эмоциональность и откровенность могут выставить вас в неприглядном свете и лишить шанса на новую должность. Вместе с Анной Мазур, CEO Happy Monday, советуем, как лучше рассказать об уходе с последнего места работы. 


Не поднимайте тему увольнения первым


Первый совет — не поднимайте первым тему о причинах вашего ухода в разговоре с потенциальным работодателем. Но будьте готовы ответить на этот вопрос как по телефону, так и при личной встрече. 

Если вопрос задан в переписке, не пускайтесь в длительные объяснения — укажите те же причины, что и в вашей трудовой (чаще всего это формулировка «по собственному желанию» или «по соглашению сторон»). Но позже вас, скорее всего, попросят конкретизировать, так что обязательно подготовьтесь. 


Чего делать ни в коем случае нельзя?

  • Обманывать. Никогда не искажайте факты, даже если это, на ваш взгляд, формальность. Любая ложь опасна и может быть обнаружена. Если вы ищете честного работодателя, будьте честны и сами на всех этапах трудоустройства.
  • Подробно и в красках расписывать конфликт (если он был). Быть эмоциональным можно с близкими людьми. А вот на собеседовании выбирайте максимально нейтральные слова и выражения. 
  • Не говорить о позитивных моментах. Ведь они точно были, даже если компания не оправдала ваших надежд, а руководитель вел себя не лучшим образом. Как минимум вы стали сильнее, лучше поняли, чего хотите (а чего не хотите) от работы, и сделали следующий шаг в карьере.


Какие причины увольнения называть?


Это один из самых распространенных вопросов на собеседованиях. Ответить на него можно удачно, а можно и ошибиться с формулировкой.

Плохие аргументы

  • Маленькая зарплата. Деньги вообще очень ненадежная мотивация. Лучше вспомните о других факторах, которые вдохновляют вас в работе.
  • Отсутствие повышения. Компания все-таки не резиновая, и должностей топ-менеджеров обычно не хватает на всех желающих. 
  • Перегрузки. Просто потому, что мотивированный сотрудник часто готов работать больше над проектом, если тот ему по душе. 


Хорошие аргументы

  • Невозможность профессионально развиваться. Часто в ответ спрашивают, кем вы видите себя через 3-5 лет. Продумайте ответ и на этот вопрос тоже.
  • Новая команда, новый владелец, новый начальник. То, что новый руководитель иногда приводит за собой свою команду, — не новость. И в этом случае, даже если удается ужиться, карьерное развитие обычно затрудняется. 
  • Несовпадение ценностей. Изменения в топ-менеджменте могут привести к изменению ценностей компании и корпоративной культуры. Их несовпадение с ценностями сотрудника — серьезный аргумент. Но ждите следом вопрос в эту точку и заранее подумайте, что вас мотивирует и демотивирует в работе.
  • Реорганизация и сокращения. Не забудьте объяснить, почему именно вы ушли, а не остались. Может быть, ваши обязанности сузились, а возможностей и интереса к работе стало меньше? Или у вас просто не было выбора, так как должность / отдел / направление были аннулированы?


Если вы переходите в новую сферу

Если вы свитчер, покажите, что серьезно относитесь к смене направления, что это решение обосновано и вы не склонны превращать поиск призвания в новое хобби. Уважительные причины для смены деятельности: профессиональное выгорание, более зрелый подход к своему развитию и карьере, перспективы рынка труда.

Говорите о самоанализе, о своих навыках и сильных сторонах, которые помогут вам в смене деятельности. Хорошо, если вы параллельно получаете дополнительное образование или опыт в этой области. 


Если на предыдущем месте вы проработали несколько недель или месяцев

Работодатели боятся «прыгунов», которые нигде не задерживаются надолго, находясь в перманентном поиске себя. Если вы недолго проработали на предыдущем месте, постарайтесь объяснить, почему вы так быстро ушли. При этом дайте понять, что вы человек надежный и ответственный. Говорите о ценностях, о желании развиваться и вкладывать силы в то, что вам близко по духу. 


Если в трудовой неприглядная запись  

Найдите максимально корректное объяснение и будьте готовы изложить его кратко и без упреков по отношению к прежнему работодателю. Иногда это сделать непросто, так как такая запись сама по себе говорит о конфликте. Обычно даже в случае профессиональной некомпетентности компании не стремятся испортить жизнь сотруднику. Вам придется объяснять, почему у вас не было возможности договориться мирно.

Что можно сделать в таком случае?

  1. Говорите не о конфликте, а о недопонимании.
  2. Признайте излишнюю эмоциональность с вашей стороны и скажите, что это стало для вас уроком.
  3. Упомяните о просчетах со стороны руководства, но не вдавайтесь в детали. Скажите, что считаете это некорректным — о бывших начальниках либо хорошо, либо ничего.
  4. Не скрывайте свои ошибки, признайте их честно и расскажите о том, чему научились и как изменились благодаря этому опыту.

Ваша честность, спокойное изложение фактов, умение отрефлексировать ситуацию и превратить конфликт в полезную обратную связь — несомненный плюс для будущего работодателя.


Ваша версия событий


Как мы уже говорили, врать на собеседовании — табу. Но вполне допустимо подать ситуацию в выгодном для себя свете (в рамках существующих фактов). Ваша интерпретация событий может несколько отличаться от версии вашего прошлого работодателя, но все равно иметь право на существование. Ведь практически все в этом мире субъективно, тем более отношения между людьми.


Читайте также

7 питань, які варто з’ясувати з компанією, перш ніж погоджуватись на роботу

Что говорить на собеседовании: 12 типичных вопросов и ответы на них

Как подготовиться к самопрезентации на собеседовании?

Newsletter that develops your career

Subscribe to Happy Monday's weekly newsletter, prepared by our editor-in-chief, with a selection of the most exciting content, news, and career opportunities.

Больше
More More for companies
Job seekers
For companies
Войти
Have idea!

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: