Оксана Чивурина, Head of Talent Marketing, PR & CSR в ИТ-компании Intellias, рассказывает, как понять, что корпоративная культура в вашей компании идет в крутое пике.
Что такое корпоративная культура компании
Мне нравится сравнивать культуру компании с нервной системой в организме.
Ее невозможно коснуться или хотя бы увидеть — можно только почувствовать. При этом она жизненно важна для организма и влияет на то, как между собой «общаются» отдельные органы, насколько продуктивным и адаптивным является организм и вообще как он себя чувствует.
Так и корпоративная культура компании — это невидимый ключевой операционный принцип, который определяет, как вы работаете, как общаетесь в команде и взаимодействуете с внешней средой. Этот принцип опирается на ценности и убеждения компании — не те, что можно придумать на очередном брейншторме, а те, что двигают бизнес вперед и, возможно, когда-то стали причиной его создания.
Поэтому культура компании — это не список правил, не спортивные соревнования, не дресс-код и не корпоративные вечеринки. Все это может быть только отражением культуры, но не сможет заменить ее там, где образовался недостаток ценностей.
Культура компании — тоже самое, что и корпоративная этика?
Культура компании — это не корпоративная этика. Точнее — не только этика. Если этика задает стандарты того, что приветствуется в компании, а что является неприемлемым, то корпоративная культура отвечает на вопрос «Кто мы и какие мы?». Как и на уровне общества, этические нормы поведения в компании определяют, что можно, а что нет, а культура рассказывает более объемную историю: кто мы, откуда пришли, что ценим и какими смыслами живем.
Что больше всего влияет на культуру компании
Прежде всего культуру определяет поведение лидеров. Особенно хорошо это заметно на ранних этапах становления бизнеса, когда вокруг лидера формируется команда единомышленников, которые разделяют его ценности. Но дело не только в том, что руководитель своим поведением показывает пример и задает определенный тон. Важную роль играет то, как руководство общается с командой и, в первую очередь, умеет слушать. Согласно отчету QultureIQ, 86% сотрудников компаний с сильной культурой чувствуют, что лидеры компании прислушиваются к ним. Похоже, что именно наличие или отсутствие открытого диалога между руководителем и работниками имеет определяющее влияние на культуру компании.
Как понять, что с корпоративной культурой не все в порядке?
Если с корпоративная культура компании в упадке, признаки будут сыпаться со всех сторон. Сначала будет снижаться количество сотрудников, которые чувствуют себя счастливыми на работе и чувствуют, что их ценят. Затем из компании начнут идти лучшие специалисты, а позже и клиенты, ведь культура всегда влияет на бизнес компании.
Однако задолго до того, как кризис начнет отображаться на бизнес-показателях, его признаки можно увидеть в ежедневной «бытовой» жизни компании.
Все меньше коллег участвуют в нерабочих событиях и встречах. Когда атмосфера в компании такая, мало кто захочет идти обедать вместе с коллегами или задержаться в офисе, чтобы поиграть в настольные игры.
Корпоративными бонусами и офисными «плюшками» почти никто не пользуется. Об этом вам скажет пыльный настольный футбол или корпоративный преподаватель английского, на занятие которого никто не пришел.
На встречах нет оживленного обсуждения, редко кто задает вопросы или предлагает новые идеи. Это может свидетельствовать о низкой вовлеченности и отсутствии доверительных отношений в команде. Следствие: много встреч, но мало результатов.
Снижается производительность команды. Счастливые люди проявляют инициативу, часто прибегают к инновациям и ставят перед собой большие цели. А если ваши коллеги не делают больше необходимого минимума — скорее всего, их мысли уже заняты поиском новой работы.
Компанией распространяются сплетни и слухи. А еще — ведутся разговоры за закрытыми дверями, создаются различные группировки и подпольные течения, как в девятом классе. Разговоры на кухне стихают, только заходит кто-то из руководителей? Так бывает, если команде не хватает открытой коммуникации.
Что со всем этим делать?
Если вы сотрудник
Хотя упадок культуры — довольно неприятный факт, но он еще не значит, что компании конец. И даже если вы не руководитель, вы можете способствовать началу изменения и обновления. Поэтому будьте честны с собой, коллегами и руководством, говорите о проблемных моментах и присоединяйтесь к их решению. Ведь открытый диалог просто необходим для обновления культуры компании. У вас всегда есть две опции: остаться или уйти. И если вы все-таки остаетесь, попробуйте позаботиться о создании лучших условий эксплуатации для себя. Это может стать не только интересным этапом работы в компании, но и полезным опытом для вашего профессионального роста в целом.
Если вы руководитель
Ослабление корпоративной культуры компании — это хороший шанс ее изменить и внедрить что-то новое.
Шаг №1 — выявить проблемные точки
В первую очередь узнайте, что думают и чувствуют сотрудники о состоянии дел в компании. Проведите исследование eNPS, ESAT или обычный опрос и удивите себя. Но имейте в виду, что любое исследование будет бесполезным и даже ухудшит ситуацию, если не приведет к работе над обнаруженными проблемами.
Шаг №2 — вернитесь к вашим основным ценностям
Вернитесь к вашим ценностям. Ведущие компании отличаются уникальными и одновременно простыми и понятными ценностями, которые «встроены» в бизнес-деятельность, постоянно проговариваются компанией и демонстрируются поведением лидеров.
Смотрите то, как вы работаете, соответствуют ли ваши методы провозглашенным ценностям, соответствуют ли провозглашенные ценности вашим настоящим стремлением и убеждениям. Подумайте над тем, что нужно изменить вместе с командой. Это глубокая работа, которая расширит ваши горизонты и наполнит новой энергией.
Шаг №3 — будьте честными и открытыми
Хотя упадок культуры это неприятный факт — не скрывает его от своей команды. Тем более, что, скорее всего, они его уже заметили. Ведите честную и открытую коммуникацию с командой: знакомьте сотрудников с вызовами, которые стоят перед бизнесом, приобщайте к разработке стратегии, открыто обсуждайте кризисные ситуации и возможные выходы из них. Прислушайтесь к мнению ваших работников — вполне вероятно, что они подскажут вам решение проблемы, просто не пропустите его.
Читайте также
11 вопросов, которые помогут понять корпоративную культуру в компании
Как понять, что компания вам не подходит?
Как выбрать компанию, которая подойдет вам по ценностям?