О работе бортпроводников говорят разное: что берут только моделей, что невозможно пройти сложнейший отбор, что стресса хоть отбавляй (последнее, пожалуй, правда). Мы решили разобраться и порасспрашивали о профессии опытную стюардессу Анастасию Сытник.
1. Почему и как вы выбрали эту профессию?
До работы бортпроводницей я была помощником флориста в мастерской. Еще за год до того, как я пришла в авиацию, моя бабушка рассказала мне о внучке своей знакомой — та работала стюардессой и с восторгом описывала свою прекрасную профессию.
Тогда и я об этом задумалась и пришла к выводу, что это был бы полезный опыт для любого человека. Позже мои друзья стали присылать мне вакансии, которые были открыты в Киеве, хотя о моем желании тогда еще не знали. Затем я прошла собеседование, медосмотры, учебу, экзамены, стажерские полеты — и вуаля 🙂
2. Как проходит отбор на должность бортпроводника?
На собеседовании присутствует комиссия из 3-4 человек. Отбор состоит из четырех этапов.
- Индивидуальное собеседование, на котором нужно рассказать о себе и отвечать на вопросы. Могут попросить резко перейти на другой язык общения, задать неожиданные вопросы для проверки знаний географии и общей эрудиции.
- Групповое собеседование. Тех, кто прошел первый этап (остается примерно 20 из 40 людей), распределяют на группы и дают по 2 задания для каждой на разных языках.
- Проверка знаний английского в устной форме.
- Психологический тест.
Нужен английский?
В EnglishDom знают, как учить его эффективно — онлайн и индивидуально с преподавателем. Новичкам до 3-х уроков в подарок.
Детали
3. Что касается роста, внешности, лишнего веса, возраста — все действительно строго?
Бортпроводникам приходится работать в ограниченном пространстве самолета — этим и обусловлены все требования. В разных авиакомпаниях требования варьируются, но в среднем рост должен быть 164-170 см для женщин и 170-175 см для мужчин. Это нужно для того, чтобы справляться с багажными полками.
Вес рассчитывается по формуле: рост в сантиметрах минус 100. Нужно понимать, что может потребоваться быстро передвигаться по салону самолета, что возможны столкновения с пассажирами и нужно с легкостью разминуться, поэтому предпочтение и отдают стройным людям.
Также недопустимы шрамы на видных местах и татуировки. Даже родинки могут попросить удалить. Если готов распрощаться с татуировками, улучшить зрение или выровнять зубы, то дают шанс прийти еще раз. Возраст — до 27 лет, хотя работать можно до 45 лет и дольше.
4. Какие требования к бортпроводникам? К чему стоит быть готовым?
В первую очередь нужно понимать, что это нелегкая работа — физически и морально. Нужно работать с большим количеством самых разных людей. Без любви к ним тут не обойтись 🙂
Нужно уметь не принимать близко к сердцу то, что происходит на борту. Иногда человек приходит на борт раздраженный. Причин может быть уйма: что-то пошло не так дома, на стойке регистрации, не нашел с кем-то общий язык и т.д. И крайним звеном в этой цепочке очень часто становится бортпроводник. И приходится просто выслушивать негодование по поводу чего угодно и сохранять спокойствие.
Также нет четкого графика работы, к этому тоже нужно быть готовым. Можно улететь рано, встав в 5 утра. А можно и в полночь — тут спасет умение спать днем. Еще нужно быть пунктуальным, стрессоустойчивым, вежливым и внимательным к мелочам.
Но самое главное — здоровье. На медосмотре нас проверяют с головы до ног. Если есть какие-то проблемы, особенно с ухо-горло-носом, то вероятность не пройти осмотр очень высока. Например, если носовая перегородка неровная или есть гайморит, то в полете будет сильно закладывать уши, а могут и вовсе лопнуть барабанные перепонки.
5. Кому точно не подойдет эта профессия?
Очень эмоциональным людям, медлительным и тем, кто не любит следовать правилам.
6. Прежде чем попасть на рейс, нужно серьезно подготовиться. Что было сложнее всего?
Само обучение было нелегким — мы находились в учебном центре с раннего утра и до позднего вечера, затем ехали домой и снова все повторяли и учили. И так примерно полтора месяца. Ни на что другое у нас просто физически не было времени.
Лично для меня самыми стрессовыми оказались первые стажерские полеты — нужно было делать все четко и быстро в условиях полета, к которым ты еще не привык.
7. Как вас готовили к кризисным ситуациям на борту? Пригодились ли эти умения?
Каждый бортпроводник знает, что нужно предпринять в той или иной ситуации согласно четким правилам — во время обучения мы обсуждали всевозможные аварийные ситуации. Но таких у меня, слава Богу, не было.
А вот плохо пассажирам становится часто. На каждом борту есть аптечки общего пользования, а также — только для медицинских сотрудников. Например, если пассажир потерял сознание, у него болит голова / живот или идет кровь из носа, с этим может справиться любой бортпроводник. А вот если ситуация очень серьезная, то в салоне самолета звучит объявление: если на борту есть медицинские работники, просьба обратиться к бортпроводникам. Обычно врач находится.
Не забывайте, что у нас есть еще телеграм-канал, где мы каждый день обновляем вакансии, делимя новостями и статьями!
Подписаться
8. Правда ли, что вас учат принимать роды?
Да, на обучении у нас был курс медицинской подготовки и одним из пунктов было принятие родов. Но мы сильно не углублялись 🙂
9. Есть у вас какой-то лайфхак для решения конфликтных ситуаций с пассажирами?
Нужно выслушать пассажира, сохраняя суперспокойствие. Дать человеку понять, что вы его полностью понимаете и поддерживаете. Ну и, в общем, спокойно решить вопрос 🙂 Всегда же есть выход из любой ситуации.
10. Какой у бортпроводников режим работы?
Я бы не употребляла слово «режим», так как его особо нет 🙂
Отдых после каждого рейса составляет количество рабочих часов, умноженное на 2. Например, если отработал 8 часов, то отдыхать должен минимум 16. Раз в две недели обязательно есть 2 выходных подряд. А вот праздничных дней нет.
11. Как справляетесь со сменой часовых поясов при перелетах?
Я летаю только на среднемагистральные рейсы, самый длинный полет по времени у меня может быть около 6 часов — в Казахстан или ОАЭ. На данных рейсах смена поясов не такая и большая, поэтому особо не ощущается. Но из-за сбитого режима дня иногда позволяю себе очень долго спать. Вообще сон для бортпроводников — это святое 🙂
12. А есть возможность самому выбирать рейсы?
Бортпроводников обучают на конкретные типы самолетов, которые есть в парке авиакомпании. А у разных типов варьируется и дальность полетов.
Расписанием занимается большой отдел планирования. В конце каждого месяца мы получаем расписание на следующий. Распределяет это компьютер в рандомном порядке. Далее возможны изменения, которыми занимается непосредственно команда планирования.
13. Какие перспективы карьерного роста у бортпроводников?
Изначально ты становишься рядовым бортпроводником, позже — старшим бортпроводником (это главный человек в бригаде), затем можно стать наставником или инструктором и обучать новоприбывших или других сотрудников.
14. Что вам нравится в работе бортпроводницей?
Возможность бывать в разных странах и встречать необычных людей, в том числе коллег, потому как ребята, которые работают в данной сфере, по образованию самые разные — от дизайнеров до юристов. Всегда очень интересно узнать их истории 🙂
Очень нравится, когда пассажиры уходят из самолета довольными и искренне благодарят — тогда заряжаешься этими эмоциями и радуешься, что рейс прошел не зря 🙂
Читайте также
Как выглядит рабочее место людей разных профессий?
Ищете работу?
У нас есть много вакансий в украинских и международных компаниях.
Вакансии