Решить конфликт, помочь договориться, найти выход из тупиковой ситуации… Есть люди, для которых это работа! О своей профессии рассказывает медиатор.
Чем занимается медиатор и как развивается медиация в Украине? Личным опытом делится Галина Еременко, руководитель Украинского Центра Медиации при Киево-Могилянской бизнес-школе.
Галина, подскажите, кто чаще всего обращается за помощью к медиатору?
К счастью, сейчас уже никому не нужно объяснять, что на тренинги по медиации не нужно приносить коврики для медитаций 🙂 Наличие медиационных компетенций у менеджера становится must have. И это не просто мода, а целесообразность.
Медиатор – это человек, который «сидит» между другими людьми и помогает им достичь консенсуса в сложных вопросах. Это касается как конфликтов, так и их профилактики.
Ценность человека с компетенциями медиатора для компании – неоценима. Конфликт стоит денег, а его разрешение помогает избежать лишних трат.
К помощи медиаторов прибегают люди, которым «мириться нельзя, ссориться» с запятой после слова нельзя. Если эти люди остаются работать вместе, нужно решать конфликт. Иначе он из межличностного может перерасти в групповой, привести к снижению лояльности персонала, саботажу и другим потерям.
А еще медиация – первый помощник, если роли смешаны, а отношения испорчены, но значимы. Например, в семейном бизнесе. Часто нас спрашивают, как разделить бизнес и семью, прекратить на кухне говорить о работе, «осчастливливать» детей преемственностью в бизнесе, даже если они этого не хотят.
Я называю медиацию искусством невозможного. Мы всегда ищем истинные потребности сторон. Например, в какой-то момент отцу придется столкнуться с дилеммой: счастье сына или предприятия? И начать искать ответ на вопрос, почему именно сын должен быть менеджером. Медиатор поможет эту дилемму решить. Если важно, чтобы у предприятия был пользующийся доверием квалифицированный менеджер, возможно, наемный сотрудник будет лучше сына-художника по призванию. И при этом сын все равно будет оставаться преемником, как этого хотелось бы отцу.
Как вы пришли в медиацию? Почему вам это интересно?
Я пришла в медиацию потому, что мне сказали, что это не приживется в Украине, а я была не согласна. Хотела приложить руку к изменению переговорной культуры в Украине, простите за пафос. Еще мне приятно, когда люди на день рождения пишут мне благодарности, истории, как изменилась их жизнь, они сами и их окружение. Что «медиаторство» изменило их ДНК, сохранило семьи и так далее. И еще это выгодно: я вижу возможности там, где другие уходят.
Навыки медиатора помогают мне лучше понять себя и других, превратить это понимание во взаимовыгодное устойчивое и приятное сотрудничество.
Как юрист, я знаю, что при желании можно просаботировать юридически доступными способами любые формальные договоренности. С другой стороны, сотрудничество может быть устойчивым и выгодным даже при отсутствие формальных договоренностей, если стороны понимают, в чем их интерес.
Какие навыки развивает эта профессия? Что требует взамен?
Самое важное – появляется способность подняться над ситуацией и посмотреть на нее «с балкона», как говорил Уильям Ури (автор книги «Достичь согласия»).
Второе очень важное качество – умение брать на себя ответственность за то, что происходит у тебя в жизни.
Третье качество – умение не застревать в прошлом, где есть вина, и не бояться будущего.
Из навыков: наиболее значимые – это умение следовать специальному процессу (я применяю это в переговорах), умение задавать вопросы и работать с интересами. А еще – умение слышать.
Это просто феноменально – как будто глухой снова стал слышать, а слепой прозрел!
Кто может заниматься этой работой?
Работа медиатора «противопоказаний не имеет». Нет никаких ограничений кроме тех, которые мы выставляем себе сами. Хотя важно знать себя: если вы «игрок» по натуре, то, скорее всего, вас влечет к состязательным переговорам по модели «выиграл-проиграл». Но если это будет касаться личных отношений, важно помнить, что состязательность приводит к желанию реванша, а это не лучшая модель для счастливых отношений.
Кем еще может работать медиатор, если захочет уйти в смежную сферу?
Медиатор – прекрасный коммуникатор. Говоря о компетенциях менеджеров, которые начинают цениться больше всего, это эмоциональная компетентность и умение выходить за когнитивные барьеры. За это готовы платить дорого, обычно таких специалистов стараются удерживать любой ценой, они делают «золото из воздуха».
Где учиться медиации? Что вы можете посоветовать тем, кто хочет развиваться в этой теме?
На сайте Национальной ассоциации медиаторов Украины можно найти список организаций или программ, которым доверяет профессиональное сообщество. Важно выбрать тех, кто действительно знает, что такое медиация. Появляются люди и организации, которые путают медиацию и простое посредничество. Экономьте время и деньги: выбирайте организацию-провайдера тщательно.
Начните с нашего бесплатного онлайн-курса «Вступ до медіації», сделанного в рамках Відкритого Університету майдану. Для многих это было первым шагом, за который они остались благодарны.
Длинные офлайн-программы тоже есть, их можно найти в интернете. Единственное – нужно понимать, что вы ищете. На некоторых проектах по обучению медиаторов участники учатся по 600 часов, пишут дипломы, а медиации делать не умеют.
Помните, что медиация – это навыки, навыки и еще раз навыки. Выбирайте курсы с большой практической составляющей.
Расскажите, пожалуйста, об этической стороне в вашей работе. Что есть табу, на что вы никогда не пойдете?
Я не пойду на подтасовку фактов и работу в интересах одной из сторон. Как сказали наши коллеги из Великобритании: «Единственное, что есть у медиатора как актив – это его репутационный капитал». Есть Кодекс этики медиатора, утвержденный НАМУ, мы обязаны его соблюдать. И еще – совесть подскажет, как вам поступить. Один компромисс с совестью рождает другой, и потом уже не остановиться.
Один из клиентов как-то на вопрос «Почему вы здесь?» сказал: «Все же братья. И с родителями хочется помириться, чтобы потом не жалеть ни о чем». Для меня это тоже об этичности и совести.
Читайте также в рубрике «Практикум»: «Мы не можем контролировать мир, зато можем управлять своими эмоциями! 2 ключевых правила решения конфликтов».