Как выглядит работа и карьера иллюстратора и что нужно, чтобы войти в эту сферу? На эти и другие вопросы о профессии отвечает Женя Полосина — куратор курса Illustration Fundamentals в Projector.
1. Чем занимается иллюстратор?
Если отвечать одним предложением — создает изображения, хотя это и слишком узкое объяснение. На самом деле работа иллюстратора предусматривает очень широкий спектр возможных задач.
Всем в голову сразу приходит работа с текстом, картинки для медиа, книги или реклама. Но этим не ограничивается. Иллюстратор может создавать самостоятельные истории: книги-картинки и комиксы, печатать собственный мерч или серьезные графические работы. Может работать с различными физическими объектами — например, текстилем или игрушками. Или с пространством — делать муралы, оформлять витрины, создавать объемные инсталляции. Как видите, перечень, чем может заниматься иллюстратор, достаточно велик.
2. Куда можно устроиться иллюстратором?
Работать можно in house в издательстве, СМИ или рекламном агентстве, если говорить о работе в офисе. Но, чисто по моему опыту, большинство иллюстраторов работает проектно. На рынке вообще больше предложений удаленной работы / фриланса, что позволяет работать над несколькими проектами одновременно.
3. Сколько примерно зарабатывает иллюстратор?
Поскольку в Украине нет сформировавшегося рынка, это довольно больной вопрос. В иллюстрации заработная плата зависит от множества факторов. Может влиять и количество картинок в проекте, и времени, которое художник или художница тратит на изображение, и дальнейшее использование картинки заказчиком. Также заработок зависит от специфики отдельных сегментов рынка — например, в рекламе гонорары обычно выше, чем в книгоиздании и тому подобное.
Наверное, можно сказать, что у специалиста картинка будет стоить в среднем от 100 долларов, но на старте карьеры гонорары будут меньше.
4. Где учиться на иллюстратора? Можно ли получить высшее образование в этом направлении?
В Украине есть традиционные вузов, где можно учиться. В киевской Академии искусств является кафедра книжной графики, в КПИ — издательско-полиграфический факультет, в других областях — Львовская и Харьковская школы иллюстрации. В фундаментальном образовании есть свои плюсы и минусы, лично я бы сейчас не выбрала такой путь для себя.
Выбирая, где учиться, мне кажется, что в первую очередь надо проанализировать, что вас вдохновляет и почему, а потом уже решать. Например: «Мне нравится, как рисует Андре Каррильо, у него хорошо с анатомией и формообразованием, поэтому, наверное, мне нужен курс академического рисунка, чтобы разобраться с этим». Но, конечно, уметь работать с композицией, цветом, тоном, ритмом и т.п., нужно независимо от того, что конкретно вы выберете для специализации в будущем. Это примерно то, что мы делаем на курсе в Projector: подходим к изображению, опираясь на базовые принципы композиции, которые потом можно применить как к картинке в журнале, так и к тканому ковру 🙂
5. Обязательно иметь опыт и портфолио, чтобы устроиться на работу?
Чтобы найти работу, обязательно иметь портфолио — это единственное, что будет иметь значения. Но определенный опыт работы с клиентами придаст вам шансов, если заказчики знают, что с вами комфортно работать и вы не сорвете сроки. Таким образом у вас постепенно нарабатывается «клиентская база».
6. Какие hard skills нужны любому иллюстратору для работы?
Это очень зависит от сферы, где вы планируете работать. Я не уверена, что существует базовый набор программ, вроде Photoshop, Illustrator, Procreate, что является обязательным, ведь если вы расписывает стены, то вам нужны совсем другие скиллы.
Точно нужно иметь хорошее представление о композиции. А еще — отдавать изображение для носителя в правильном виде. Если вы рисуете акварелью для книг — уметь отсканировать и подготовить иллюстрацию к печати, если делаете персонажа для анимации — грамотно работать со слоями.
7. А какие личные качества нужны хорошем иллюстратору?
Кроме профессиональных умений — организованность. Иллюстрация часто предполагает самостоятельную работу, поэтому правильно контролировать свое время — чуть ли не самый важный скилл из всех возможных.
Также нужно уметь коммуницировать. Обычно создание картинок — это много работы с заказчиком, и грамотно построенная коммуникация только облегчит работу над проектом.
8. Как выглядит карьерное развитие в профессии?
На этот вопрос тоже очень трудно ответить, ведь путей очень много. Для кого-то карьерная вершина — нарисовать рекламу для Coca-Cola, для кого-то — создать обложку для The New Yorker, а кто-то хочет преподавать и собственную школу.
В книжной графике можно делать собственные книги, в медиа — работать с темами и изданиями, которые вас восхищают. На самом деле за счет мультидисциплинарности нет какого-то линейного, одного на всех, пути развития в профессии. Для меня он в том, чтобы иметь возможность выбирать только интересные проекты.
9. Что или кого читать, если интересуешься иллюстрацией?
Во-первых, советую подписаться на инстаграмы любимых художников или ассоциации иллюстраторов, например AOI. А еще на издательства, вроде Nobrow, на медиа об иллюстрации, наприклад It`s nice that, на книжную ярмарку в Болоньи и т.д.
С украино-русскоязычных блогов и ресурсов советую:
- посмотреть лекции по иллюстрации и композиции на Projector Online;
- подписаться на украиноязычное комьюнити иллюстраторов, где много юридических и организационных вопросов о трудоустройстве, и клуб иллюстраторов Pictoric;
- читать Виктора Меламеда, автора курса иллюстрации в британской школе дизайна;
- следитьза ютуб-каналом «Простой Школы», где есть онлайн-лекции по рисунку и анатомии.
10. В конце концов, как понять, что иллюстрация — это твое?
Попробовать регулярно создавать картинки, хотя бы в течение нескольких месяцев. И если кайф от процесса никуда не исчезает, то вы на верном пути 🙂
Читайте также
28 важных советов дизайнерам из книги «Сожги свое портфолио»
Как развить креативность? 7 бесплатных онлайн-курсов
Каллиграфия и леттеринг: кому они нужны и как их самостоятельно изучать?
Спасибо!
Теперь редакторы в курсе.