5 лет назад Алина Редькина уехала учиться в Лос-Анджелес, а сейчас она работает старшей графической дизайнеркой в одном из лучших креативных агентств Нью-Йорка и ее проект номинируется на премию Cannes Lions.
Расспросили Алину о переезде в США, карьерном пути и попросили дать советы тем, кто тоже хочет работать за границей.
Я никогда не задавалась вопросом «Кем я хочу стать?». Выбирала между двумя конкретными направлениями — юриспруденцией и рекламным бизнесом. В пользу рекламы сработало то, что меня всегда увлекала психология, а именно — что мотивирует человека поступать так или иначе, что влияет на его выбор, как можно манипулировать его подсознанием. Поэтому в итоге я выбрала рекламу, которая объединяет в себе то, что мне интересно — креатив и психологию.
После нескольких лет обучения в Институте международных отношений КНУ имени Тараса Шевченко на специальности «Международная информация и коммуникационные технологии» я начала стажироваться в диджитал-агентстве Escape и ближе познакомилась с миром рекламы и работой креативного отдела.
Но я никак не могла выбрать одну конкретную профессию в этой сфере — меня привлекали все направления. Я пробовала себя как копирайтер и PR assistant, но столкнулась с тем, что когда объясняешь свою идею дизайнерам, результат получаешь не всегда такой, как себе представляешь. А мне хотелось участвовать во всех этапах дизайна, а не только в разработке брифов и стратегий.
О переезде в США, учебе и жизни в Лос-Анджелесе
К концу магистратуры я уже попробовала себя в разных ролях и поставила себе карьерную цель — найти работу арт-директором в рекламной компании. Для этого мне нужно было освоить графический дизайн. Возможно, сейчас в Киеве больше учебных заведений или курсов по рекламе и дизайну, но раньше все учились самостоятельно. Поэтому когда у меня появилась возможность поехать учиться в один из лучших дизайн-колледжей Лос-Анджелеса — SMC Center for Media and Design, я без раздумий ею воспользовалась.
Подход к обучению в США максимально не похож на украинский.
У нас упор делается больше на теорию, а там обучение проходит на практике. Раз в две недели ты сдаешь практические проекты, а в конце семестра работаешь в команде над проектами от реальных компаний. Таким образом еще студентом ты получаешь опыт общения с клиентами, взаимодействия в командах, у тебя проявляются лидерские способности и вырабатывается свой стиль в дизайне.
Предметы можно выбирать самостоятельно — это помогает уже в процессе обучения понять, какую сферу дизайна выбрать. Я попробовала себя во всем — веб-дизайн, UX/UI, motion, иллюстрации, типография и леттеринг, дизайн упаковок, брендинг, сторителлинг. Вдобавок к занятиям по специальности я брала классы бизнес-рекламы, маркетинга, статистики, media and broadcasting.
На учебе тебя окружают новые люди всех возрастов — от 17 до 80 лет. Многие профессионалы, которые десятки лет работают в успешных агентствах, берут классы, чтобы просто подтянуть какие-то навыки и получить вдохновение от молодых дизайнеров. Поэтому знания я получала не только от преподавателей, но и от своих одноклассников.
Учеба стоит от 5 до 7 тысяч долларов за семестр (зависит от количества предметов), месяц жизни в Лос-Анджелесе — 2-3 тысячи долларов. Когда я начала работать, мне удавалось перекрывать затраты на жизнь, но не на учебу.
Лос-Анджелес — это город контрастов.
Здесь уживаются несовместимые вещи. Красивейшие закаты на берегу океана, дорогие рестораны, шикарные машины, а при этом тысячи бездомных со своими палатками посреди города или тех же прекрасных пляжах. Когда впервые приезжаешь в Лос-Анджелес, то влюбляешься в красоту природы, культурное разнообразие, свободный стиль жизни без ограничений и стереотипов. Здесь дышится легко и свободно, но у этого города есть и другая сторона.
В первую очередь Лос-Анджелес у людей ассоциируется с Голливудом, актерами и красными дорожками. Все так и есть, но в этом есть и своя фейковость. Все улыбаются и заводят разговоры, но это только красивый фасад, за которым нет никакой искренности. Здесь каждая официантка — модель, а водитель Uber — актер… Многие приезжают добиться успеха, а застревают на работе в сферах услуг. Их так расслабляет медленный ритм жизни, океан и вечное солнце, что добиваться чего-то уже не хочется. Зона комфорта становится кладбищем амбиций.
В первую очередь чувствуются различия ментальные.
Американцы более чувствительны и обидчивы в сравнении с украинцами. Здесь нужно думать, что ты говоришь, чтобы безобидная шутка не стала поводом для иска в суд. США — страна адвокатов и бюрократии, тут нельзя ничего решить простым телефонным звонком или личной встречей, на все вопросы отвечают в электронной переписке. При подаче резюме на работу ты сначала заполняешь анкеты с десятками вопросов, затем проходишь интервью по телефону, затем следует видеозвонок, встреча с HR, потом с директорами компании. Такие многоуровневые интервью могут длиться месяцами.
О работе на две страны и поиске вакансий в США
Пока я училась в Лос-Анджелесе, то приезжала в Украину дважды в год на несколько месяцев. В один из приездов меня пригласили проконсультировать стартап детских игрушек по вопросам дизайна и просто высказать мнение о проекте. Я побыла в офисе, поделилась своими мыслями, потом пришла на следующий день и… осталась работать в компании на все лето. Перед моим отъездом в США мне предложили должность арт-директора и возможность набрать свою команду. Я приняла предложение и два года совмещала учебу с удаленной работой и перелетами в Украину и обратно.
График был слишком напряженный, для собственного творчества времени совсем не оставалось. Кроме того, мне захотелось разнообразия — работать с разными клиентами и создавать проекты под разные целевые аудитории. Поэтому я решила сделать шаг назад — отказаться от руководящей должности и устроиться графическим дизайнером в рекламном агентстве с большим потоком различных клиентов.
Мой тип визы позволял мне работать во время учебы, поэтому я начала искать работу в Лос-Анджелесе.
Искала через Linkedin и сайты рекламных компаний, которые мне нравились. Оказалось, что с моим портфолио и опытом работы я востребована на рынке — у меня были предложения от разных агентств из Сан-Франциско, Чикаго, Лос-Анджелеса и даже Нью-Йорка.
В пятерке моего топового списка было креативное и продакшн-агентство Kworq, но тогда в нем не было открытых вакансий, а фриланс меня не устраивал. Пройдя несколько уровней интервью и уже почти согласившись на работу в рекламном агентстве в Сан-Франциско, я еще раз зашла на сайт Kworq и решила напрямую связаться с креативным директором компании. Написала, что я — то, что им нужно, и вместе мы сможем создать грандиозные проекты. Через час пришел ответ, что меня ждут в 10 утра в офисе. В Нью-Йорке. А я в Лос-Анджелесе. Мы договорились о видеоинтервью, а уже потом я прилетела в Нью-Йорк пообщаться со всеми директорами компании. В итоге меня взяли и дали две недели на переезд.
О работе в Нью-Йорке и его отличиях от Лос-Анджелеса
Изначально я терпеть не могла Нью-Йорк. Все куда-то бегут, сирен воют, на центральных улицах Манхэттена горы мусорных мешков. До переезда я была здесь раза четыре и первые три дня всегда наслаждалась городом, а на четвертый хотелось сбежать обратно в спокойный Лос-Анджелес.
Когда я искала работу, мне хотелось покинуть зону комфорта и попробовать что-то новое, поэтому главным критерием было уехать из ЛА. Нью-Йорк — это его полная противоположность, то есть именно то, что мне было нужно. Я быстро адаптируюсь, поэтому уже через две недели чувствовала себя комфортно.
Мне очень повезло с жильем и районом. Вильямсбург находится прямо на Гудзоне, оттуда открывается великолепный вид на Манхэттен. Эти закаты не сравнить с ЛА, но зато, наблюдая за огнями ночного Манхэттена, понимаешь, что жизнь кипит.
Мне кажется, главный лайфхак, как наслаждаться жизнью в Нью-Йорке — это не жить на Манхэттене.
На Манхэттене толпы людей, все куда-то бегут, вечный стресс. А уже через мост — спокойные улицы с красивыми кафешками и дизайнерскими галереями. Работать надо на Манхэттене, а жить нужно в Бруклине.
Нью-Йорк нельзя сравнивать с Лос-Анджелесом, это как сравнивать две разные страны, между которыми нет ничего общего. ЛА — мягкий, самобытный, очень медленный: там все живут налегке и никто никуда не спешит. Утром ты на работе, а в обед уже катаешься на серфе. Помню, когда только переехала туда, мне все повторяли: «Куда ты спешишь? Расслабься, ты никуда не опоздаешь. Один день — одно дело». И это правда: Лос-Анджелес огромный, и если поехать на встречу, то можно простоять несколько часов в пробке, поэтому никто не назначает несколько встреч в день, если только они не в одном районе. А Нью-Йорк — это каменные джунгли, где нельзя останавливаться, а то тебя просто собьют с ног. Для людей в Нью-Йорке время — это деньги, поэтому никто не будет тратить его впустую. Этот город заряжает на успех и не дает возможности лениться.
С первых же дней в офисе я попала в круговорот событий, так что времени на адаптацию просто не было. Это как на гонках — если выехала на трассу, сбавлять скорость нельзя, а то выкинет на обочину.
Kworq — агентство полного цикла, поэтому здесь не соскучишься. Среди наших клиентов автомобильные бренды (например, Jaguar и Land Rover), косметическая фирма NARS, фэшн-бренд Christian Louboutin, бренд очков Ray Ban. Сегодня ты работаешь с фондом помощи детям, а завтра — с крупнейшей автомобильной корпорацией.
Свою зарплату разглашать не могу, в США это конфиденциальная информация (средняя зарплата графического дизайнера в Нью-Йорке составляет 64840$ в год — примечание Happy Monday). У меня полный соцпакет со страховкой, перед новым годом нам дают премиальные. Есть также бонусы, которые зависят от длительности работы в компании, должности и успешности проектов. От этого зависят и повышения. Я, например, получила повышение спустя 7 месяцев работы.
Офис Kworq находится в Сохо, в центре фэшн-района Манхэттена. Это клондайк вдохновения для работы — в обеденное время я просто прогуливаюсь по улицам, заряжаясь энергией и идеями. В агентстве все знают, что мне нужно прогуляться и тогда я вернусь с планом действий, готовая приступить к работе.
Первое время приходилось привыкать к структурному подходу в работе.
В Украине мы привыкли, что если нужно, то мы и на звонок ответить можем за секретаршу, и проджект-менеджеру расскажем, как ставить задачи. Нам всегда хочется взять на себя больше, чем это нужно. А в США ты занимаешься только своими обязанностями и никто не ждет от тебя, что ты еще и жонглировать умеешь.
В американских компаниях есть модель работы, определенный план, которому все следуют. Это помогает избежать ошибок и хаоса в организационных процессах (что часто бывает в Украине), а с другой стороны — ограничивает свободу действий. Например, большая часть работы с клиентами — это электронные переписки. После каждого митинга должен быть выслан имейл с темами, которые обсуждались на встрече. Таким образом каждая сторона пытается обезопасить себя от возможных судовых исков, если вдруг что-то пойдет не по плану.
Если говорить о работе с проектами, то в США 80% такой работы — это исследования и сторителлинг. Все начинается с полного анализа бренда, конкурентов, целевой аудитории, создается персона, потом на брейншторме набрасываются идеи, после чего прописывается стратегия и дальше приступаем к дизайну, который в итоге занимает 20% от всего проекта. Украинский подход — от обратного: сначала набрасываются идеи, потом появляется сумасшедшая вау-идея, и уже под нее начинает делаться анализ, привязываться ЦА и прописываться история. Эта модель не является плохой, такая хаотичная и более свободная модель иногда приносит гениальные идеи, но вот стабильности в таком подходе нет.
О карьерных достижениях и успехах
За 9 месяцев работы в Kworq с позиции Graphic Designer я стала Lead Senior Graphic Designer. В агентстве я веду главные проекты наших клиентов — от прописывания стратегии бренда до анимационного дизайна рекламных роликов. В компании нас 15 человек + фрилансеры и съемочная группа. Каждый член команды — мультифункционален в своей сфере. Например, я параллельно веду 4 проекта, и каждый совершенно не похож на предыдущий. Мне нравится постоянная смена шляп — когда сегодня ты прописываешь социальную кампанию для одного бренда, а завтра делаешь дизайн веб-сайта для другого. Это помогает не застаиваться и постоянно обучаться чему-то новому.
Благодаря общим успехам команды наше агентство стало лучшим креативным и продакшн-агентством Нью-Йорка в 2019 году. Среди моих личных успехов — проект Bad Reviews для парфюмерного бренда Etat Libre d’Orange, где я превратила реальные негативные комментарии в провокационную кампанию. Результат побил все наши ожидания и стал самым обсуждаемым в социальных сетях. Сейчас этот проект номинируется на рекламные премии Cannes Lions, Webby Awards и другие.
Чем рекламная индустрия в США отличается от украинской?
Нью-Йорк — столица мирового рекламного рынка. Та же Таймс-сквер — это место преклонения перед рекламой, она здесь сродни искусству. На главном чемпионате американского футбола, Super Bowl, 60% времени занимают рекламные шедевры, которые после чемпионата показывают в кинотеатрах.
К сожалению, в Украине много однотипной рекламы, которую хочется побыстрее переключить. Возможно, это не вина агентств, а вина клиентов. Многие клиенты приходят с брифом «Хочу как у моих конкурентов» и не дают возможности креативщикам отойти от поставленных рамок. В США с этим получше, так как мы сразу ограничиваем влияние клиента на процесс. Если обращаются в наше агентство, значит, должны доверять нашему решению. Также нужно понимать, что бюджеты, с которыми работают американские агентства и украинские, — это небо и земля.
В целом за последние пару лет украинские рекламные агентства очень выросли и лидируют среди европейских. За многими я наблюдаю и с удовольствием сотрудничала бы, чтобы создать интересный проект в Украине.
Как только появляется возможность, я всегда приезжаю в Украину.
Очень люблю Киев и людей здесь, это что-то родное и свое. В последнее время часто думаю о создании проектов в Украине, хочется сделать что-то интересное и у себя дома. Я бы с радостью поработала над какими-то социально полезными проектами, поэтому открыта к предложениям и всегда найду время.
Вопрос, вернуться или нет, передо мной не стоит. Украина по-прежнему мой дом, просто уже 5 лет я живу на два дома 🙂
В рекламной индустрии свободное время — это роскошь.
С другой стороны, без него никак, иначе перегораешь. Одно из моих хобби, которое помогает отвлечься — это тату. Обучившись этому искусству, я стараюсь находить время для практики, чтобы не отвыкала рука. Еще я часто гуляю улицами города и делаю скетчи для тату и моих иллюстраций.
Что я могу посоветовать тем, кто хочет работать за границей?
Первое — избавиться от стереотипного мышления и быть более открытым к переменам. Плохая идея — приезжать со своими законами в чужую страну и создавать свой маленький мир. Строя стены вокруг, адаптироваться не получится.
Не бояться рисковать. Первое время будет тяжело, могут быть проблем с подготовкой документов на разрешения для работы, но как только вы получили разрешение, то переставайте себя недооценивать. Работа есть всегда, просто нужно адекватно оценивать свои возможности и четко формулировать свои запросы.
Язык и навыки коммуникации — это самое главное в другой стране, 60% успеха. Если знание языка среднее, то нужно не стесняться и просто разговаривать, с практикой все придет.
Читайте истории других украинцев, которые работают за границей
📌 в Tesla;
📌 в Booking;
📌 в WhatsApp.
Ищете работу?
У нас есть крутые вакансии в топовых украинских и международных компаниях!
Вакансии