Что за профессия такая — дизайнер презентаций — и чем он отличается от других дизайнеров, рассказывает Андрей Приходченко, сооснователь компании по дизайну презентаций Reprezent.
Наша компания Reprezent началась в 2014 году c меня и Саши (Александр Томилин, еще один сооснователь Reprezent. — Прим. ред.). Саша был амбассадором компании Prezi (облачный сервис для создания интерактивных презентаций, альтернатива PowerPoint) в Украине. Однажды он посетил конференцию по презентациям в Амстердаме и после возвращения в Украину понял, что у нас этой сферой практически никто не занимается. Поэтому мы решили основать компанию, которая будет заниматься дизайном презентаций.
В 2014 году в Украине профессии дизайнера презентаций, можно сказать, не существовало. Сейчас эта профессия стала более актуальной. Я связываю это с несколькими факторами:
- у людей развилось чувство вкуса — у нас постоянно перед глазами симпатичные сайты, приложения, журналы, и презентациям приходится соответствовать;
- бум обучающих курсов и ивентов, где презентации стали частью продукта,
который продается; - развитие стартап-индустрии, где презентация — основной инструмент получения инвестиций.
Дизайн презентаций — это отдельная специализация
В прошлом году к нам обратилась страховая компания Uniqa, чтобы подготовить презентацию для тендера от «Новой Почты», за который боролись все крупные страховые компании. Нас пригласили на встречу, чтобы за час поставить задачу и запустить презентацию в работу. В итоге мы пробыли на встрече 5 часов, чтобы хорошо разобраться в теме и вместе с клиентом определить, что и как нужно показать.
Презентация, которая в результате получилась, не выглядит суперкруто, там нет нереальных спецэффектов или крутых иллюстраций, но есть именно те смыслы и визуализация, которая должна была донести суть идеи клиента. Ее достоинство — выигранный тендер по ДМС, самый крупный в истории украинского страхования и удвоивший портфель компании.
Презентации не выигрывают награды по дизайну, у них нет даже своей категории на конкурсах, но именно с презентациями доносят свои идеи, получают инвестиции и выигрывают тендеры.
Поэтому дизайнеру презентаций нужны хорошие аналитические способности — чтобы разобраться в теме и понять, как лучше визуально объяснить информацию.
Не каждый дизайнер может делать хорошие презентации. Дело в том, что нужно знать матчасть, связанную с самим выступлением — понимать трудности, с которыми человек сталкивается на сцене, знать возможности программ для презентации и как ими пользоваться. Презентация должна быть удобной для того, кто выступает, и помогать, а не мешать. Если дизайнер никогда не выступал и не видел, как устроен процесс изнутри, у него может получиться красивая, но бестолковая презентация.
Насколько это популярная профессия и где работать дизайнеру презентаций
По ощущениям рынок сильно развивается. Постоянно появляются новые компании, которые делают презентации. У нас с каждым годом больше людей приходят с запросом на разработку презентации. Но это все еще редкая профессия — запрос на специалистов в Украине значительно уступает Европе и США.
У вас есть три варианта, куда пойти работать, если вы планируете стать дизайнером презентаций:
- устроиться в компании по дизайну презентаций,
например к нам в Reprezent, или найти компании за границей (но таких компаний все еще немного, а команды состоят из примерно десяти человек и, как правило, уже укомплектованы); - стать фрилансером и делать презентации, работая на себя;
- пойти в корпоративный сектор, поскольку компании все чаще хотят иметь в штате людей, которые хорошо делают презентации. Мы иногда получаем такие запросы.
Что нужно, чтобы стать дизайнером презентаций
Какие программы
В первую очередь — PowerPoint, Keynote.
Делать сами презентации в программах, которые для этого не предназначены (Photoshop, Illustrator, Figma, Sketch и т.д.) не нужно — это создает лишние проблемы клиенту. Мы начинали делать презентации в Photoshop, и это была ошибка. Презентация — не всегда готовый статичный продукт, в ней постоянно что-то меняется. А когда у клиента нет возможности или навыков изменить что-то самому, это становится его и, соответственно, вашей постоянной проблемой. Вы пересылаете туда-сюда pdf-файл из-за одной буквы.
Без Photoshop, Illustrator или схожих по сути инструментов не обойтись, но в роли дополнительных. Делать презентации без них можно, но тогда PowerPoint будет ограничивать вас в возможностях графики и у вас будет определенный потолок, выше которого прыгнуть будет сложно.
Также я думаю, что в ближайшем будущем в презентациях активно будут использоваться 3D-объекты, инструменты активно подтягивают возможности в этом плане. Дизайнеры, которые умеют работать с 3D, будут опережать остальных.
Какие навыки
Как я упоминал выше, для дизайнера презентаций очень важно иметь аналитический склад ума и умение разбираться в данных, а еще — искать информацию в разных источниках, оценивать ее, переписывать, уметь строить таблицы и диаграммы.
Важно знать английский. Большим компаниям часто нужны презентации на английском языке как для внутренних, так и для внешних целей. Маленькие компании часто ищут инвесторов или выходят на новые рынки с помощью презентаций, и обычно они на английском. Зарубежные клиенты, само собой, общаются на английском.
Нужно грамотно писать тексты, чтобы перефразировать огромные строки клиента на слайдах в более понятные и емкие. Это очень важная часть работы дизайнера презентаций, часто одна из самых ценных.
Какие ресурсы
Большинство презентаций делаются под NDA (соглашение о неразглашении) и содержат конфиденциальную информацию, поэтому найти что-то актуальное в интернете практически невозможно, кроме презентаций на трансляциях с ивентов.
• Стоить следить за глобальными конференциями и ивентами больших компаний. Следить за конференциями с выступлениями дизайнеров. Там вы увидите презентации и как они работают с аудиторией, но нужно пропускать все через свой фильтр. Например, презентации на разных TEDx в мире бывают самого разного уровня.
• Посмотреть вдохновиться: behance.net и dribbble.com. Любые ресурсы, связанные с веб-дизайном, вроде https://www.awwwards.com/. Многие принципы совпадают и применимы в отдельных презентациях. Тренды по стилю также совпадают с вебом.
• Книги: “Slide:ology” и “Resonate” Нэнси Дуарте, «Презентация в стиле дзен» Гарра Рейнолдса, «Дизайн для недизайнеров» Робин Уильямс, «100 главных принципов дизайна» Сьюзан Уэйншейк. Все эти книги для начинающих, с базовыми принципами.
Описывая, что нужно начинающему дизайнеру на старте, хочу процитировать текст с канала Вадима Паясу – дизайнера, тренера и евангелиста компании Skillbox.
Профессия дизайнера презентаций сопряжена и со своими рисками. Они связаны в первую очередь с активным развитием машинного обучения и ИИ, которые могут заменить дизайнера в некоторых аспектах работы. Но такая автоматизация процессов, на мой взгляд, пойдет только на пользу, заменив скучную часть рутинной работы, а настоящую ценность дизайнера — его способность проанализировать, придумать интересную идею для визуализации и структурировать выступление, чтобы оно было понятным аудитории — будет сложно заменить компьютерным алгоритмом.
Читайте также
Як скласти портфоліо? Поради фотографам, копірайтерам, дизайнерам та SMM-никам
Що читати дизайнерам: 8 книг для професійного розвитку