Офис в Амстердаме, международная компания, возможности для развития – звучит как мечта. Как это стало реальностью для парня из Днепра? Читайте историю Кирилла Зимы!
Кирилл увлекся дизайном в 10 классе, а на четвертом курсе уже работал full-time. И в какой-то момент он решил попробовать – каково это жить и работать в другой стране.
— Как ты выбирал специальность? Как складывался карьерный путь?
Я с детства мечтал работать с компьютером. Решил, что хочу стать программистом, и поступил в вуз на специальность «Программирование». Параллельно я начал увлекаться дизайном. И в какой-то момент понял, что нужно выбрать что-то одно. Тогда я взял лист бумаги, выписал за и против каждой из профессий и выбрал дизайн. Пока я ни разу не пожалел о своем решении.
Учился я сам. В школе освоил Photoshop и CorelDRAW (в те времена в нем еще рисовали все на свете). В универе начал фрилансить и занимался этим до 4 курса, затем нашел постоянную работу в Maxymiser. Мне пришлось много договариваться с преподавателями, чтобы нормально работать, а один раз даже чуть не вылетел. Пару курсов получалось и работать, и сдавать хвосты. К моменту выпуска набиралось пару лет опыта.
Года через четыре после окончания университета я захотел попробовать свои силы за рубежом. Мне было интересно пожить в другой стране, поработать в крутой большой компании.
— С чего ты начал?
У меня был список стран, в которые я хотел попасть. Я рассылал письма, но все (или почти все) оставались без ответа. Тогда я завел страницу на LinkedIn. Я написал, чем занимаюсь, что умею, добавил свои проекты и забыл об этом. Спустя какое-то время получил предложение от британского HRа. У него было несколько вакансий, и одна из них – Booking.com в Амстердаме.
— А какой процесс был с Booking.com?
Сначала я отправил свое портфолио и резюме. Потом было телефонное собеседование с рекрутером, а позже – с двумя дизайнерами. Мы обсудили технические вопросы, а также мои идеи по улучшению сайта Booking.com.
Затем меня пригласили на личное собеседование в Амстердам. Оффер я получил на следующий рабочий день. Оставалось сообщить об этом на работе, закончить все дела в Украине, забрать диплом. Booking.com взял всю возможную бюрократию по открытию визы и организации переезда. Весь процесс от оффера до переезда занял около 5 месяцев.
— Что тебе позволило попасть в Booking.com? На украинском рынке есть очень много дизайнеров, но далеко не все попадают туда, куда попал ты.
Для начала — уверенный английский. Это тот минимум, без которого ты даже не пройдешь собеседование с рекрутером. Это must have.
Дизайнеру нужно знать принципы дизайна и уметь применять их на практике, иметь проекты в портфолио.
Понимать, какие данные нужны и где их взять, уметь генерировать идеи, знать, как построить продуктовую гипотезу, как ее можно внедрить, что сделать, чтобы твое решение вышло в свет. И понимать, как работает бизнес: откуда берутся деньги, на что нужно обращать внимание, как все работает.
Можно выделить три основные качества, которыми нужно владеть.
• Первое – насколько ты мастер своего дела: дизайнер, программист, копирайтер и т.д.
• Второе — навыки общения: нужно уметь ясно и четко выражать свои мысли, уметь объяснить сложное просто, уважать другие культуры и людей в целом.
• Третье — бизнес-составляющая: нужно ориентироваться на пользу для конечного потребителя и бизнеса.
— Как эти скилы проверяли на собеседовании?
Было несколько разноплановых собеседований. Ребята проверяли мои технические знания, я представлял свои идеи для Booking.com, были практические дизайн-задачи. Мне кажется, что самая интересная часть – это практика. Здесь обычно нет одного правильного ответа. Здесь оценивают, как в условиях недостаточного количества информации человек подходит к задаче, как он смотрит на нее с разных сторон, какие аспекты учитывает.
— А как ты готовился к собеседованию?
Я начал гуглить, что спрашивают в Booking.com на собеседовании, почитал о компании на workingatbooking.com, посмотрел несколько видео на YouTube о том, как все устроено.
После собеседования мне стало интересно узнать, как организованы процессы изнутри и как все работает. Я нашел в LinkedIn людей, которые уже работали в Booking.com, и написал им. И практически все мне ответили.
Кроме того, иногда я пользуюсь Glassdoor — это сайт, где можно почитать отзывы сотрудников, узнать примерные зарплаты и посмотреть, что спрашивают на интервью.
— Когда ты уже попал в компанию, что было самым непривычным?
Во-первых, то, что каждый может находить или придумывать решения проблем по-своему. Для этого есть различные инструменты и подходы, но какие из них, в каком порядке и как именно использовать, зависит лично от каждого. Одно из главных правил состоит в том, что решение должно быть подкреплено данными.
Поэтому большое внимание уделяется сбору и анализу данных. На их основе команды принимают более обоснованные решения и минимизируют риски. Микроменеджмента нет — никто не стоит над душой и не говорит, как нужно работать.
Еще одно важное отличие — международная среда. С нами работают люди более 130 национальностей, это очень много. Познакомившись с ними, можно узнать кучу нового и интересного.
В Booking.com часть времени уделяют образованию. В компании проводят тренинги по программированию, дизайну, менеджменту и т.д. Кроме того — практические занятия для тех, кто хочет улучшить коммуникативные навыки или научиться вести презентации. Их проводят либо коллеги, либо люди из тренинговых агентств.
— Что тебе лично нравится в твоей работе?
Мне очень нравится тот факт, что у меня есть возможность общаться с конечным потребителем продукта напрямую. Это могут быть телефонные звонки, видеоконференции или поездки. К примеру, этой весной мы ездили в Барселону, для того чтобы лучше понять, как все устроено в отелях, как наши партнеры работают с нашей системой. Такие исследования помогают лучше понимать специфику рынка, находить идеи для улучшения продукта и лучше расставить приоритеты.
Радует, что я включен в процесс от самого начала до конца, а не только на одной промежуточной фазе. Я вижу, как то, что мы делаем сегодня, приносит результаты завтра. Основываясь на целях, которые мы с командой поставили для себя, я сам решаю, чем заняться сегодня. Это работа с приоритетами, мы стараемся добиться как можно лучшего выхлопа за меньшее время.
Я работаю с сильными ребятами, у которых есть чему поучиться. Каждую неделю я узнаю что-то новое. В компании хорошо развита культура обратной связи, это помогает привлечь больше экспертизы к тому, что мы делаем, чтобы добиться поставленных целей.
Другими словами, я знаю, зачем прихожу на работу каждый день.
— А зачем ты приходишь на работу каждый день?
Сейчас я работаю над продуктом для партнеров — людей, которые работают в гостиницах. Наш продукт помогает им автоматизировать некоторые аспекты их работы, чтобы они смогли уделять больше времени гостям. Очень приятно, когда партнеры хорошо отзываются о нашем продукте, это мотивирует двигаться дальше.
В моей работе важно понимать, какие у партнеров есть потребности и проблемы и как мы можем им помочь. Дизайн играет в этом важную роль — нужно определить, что и как должно работать, выглядеть, взаимодействовать с другими системами и так далее.
— Чему ты научился за время работы в Booking.com? Какие точки роста ты у себя замечаешь?
Во-первых, расставлять приоритеты. Когда у тебя миллион задач, идеи летают в воздухе, ты не знаешь, за что браться, ты в панике. Я научился выбираться из таких ситуаций.
Сейчас учусь делегировать, доверять людям часть своих задач, чтобы успеть сделать больше.
Кроме того, я подтянул навыки коммуникации. Иногда мне было тяжело получать и давать обратную связь. Тут важно дать понять человеку, что ты почувствовал, чтобы человек посмотрел на свои поступки с другой стороны. Мне это сначала давалось нелегко. Очень хорошая практика — думать, как то, что ты скажешь, будет воспринято другим человеком. Важно услышать собеседника, донести до него свое сообщение и не обидеть, убедиться, что твоя мысль была правильно воспринята.
Я точно стал более терпеливым, настойчивым, хорошо подтянул английский, научился хвалить людей и спрашивать совета. Не всегда это было легко, но точно этого стоило.
— Скажи, а есть качества, с которыми человек не сможет работать в такой компании, как Booking.com?
В Амстердаме живет огромное количество людей из разных стран, так что тут важно научиться адекватно относиться ко всем людям вокруг тебя. Та же история и в Booking.com, поэтому важно знать, насколько человек толерантен.
Кроме того, у нас сложно было бы работать людям, которые не умеют или не хотят воспринимать обратную связь. Многие путают фидбэк с критикой, но это совсем разные вещи. Обратная связь позволяет взглянуть на себя с точки зрения другого человека, она направлена на совершенствование, а не на указание недостатков. Это, скорее, инструмент для саморефлексии. Здесь важно разобраться в причинах, а не лечить симптомы. В украинской культуре, как мне кажется, культура обратной связи еще только зарождается, но я думаю, что в будущем все наладится.
— А как компания смотрит на людей, которые подаются несколько раз? Является ли это барьером?
Смотрят абсолютно адекватно. Если ты не прошел, то тебе дают feedback, говорят, где конкретно ты не дотянул. А потом сообщают, что через 6 месяцев или год будут рады снова с тобой пообщаться. Это круто, и далеко не все компании так делают. Очень важно понимать, почему именно «нет», чтобы самосовершенствоваться и потом иметь возможность снова отправить резюме.
— Что посоветуешь людям, которые хотят попасть в Booking.com или другую международную компанию?
В первую очередь надо обратить внимание на свой LinkedІn и английский язык. Без этого никуда. Полезно изучать блоги людей, которые работают в компаниях, куда вы хотите попасть, читать Glassdoor, чтобы понимать требования конкретной компании.
Процедура переезда сотрудника для компании обходится в очень большие деньги. И компании важно быть уверенной, что ты – идеальный кандидат. Поэтому соискателю нужно четко понимать, что он может дать и чего хотят от человека на этой должности.
Еще важно никогда не сдаваться. Я лично знаком с людьми, которые получили работу в Booking.com не с первой попытки. Главное — желание самосовершенствоваться.
Читайте также
Как это — работать в BlaBlaCar? Интервью с Юлией Крупенко
Як українка стала програмісткою WhatsApp
Як це — працювати у Tesla? Український інженер про роботу у США та Ілона Маска